Общеразвивающие упражнения. Общеразвивающие упражнения (ОРУ) являются наиболее доступным и действенным средством физической культуры
Общеразвивающие упражнения (ОРУ) являются наиболее доступным и действенным средством физической культуры. Это движения отдельными частями тела или их сочетания, выполняемые с разной скоростью и амплитудой, с максимальным и умеренным мышечным напряжением. В зависимости от цели и задач урока, ОРУ могут быть направлены преимущественно на подготовку организма занимающихся к предстоящей работе (разминка), овладение школой движений, воспитание физических качеств, оздоровление различных органов и систем организма, обучение правильному (рациональному) дыханию, формированию правильной осанки, мышечному напряжению и расслаблению, формированию двигательной функции.
ОРУ являются универсальным средством физического воспитания, так как используются не только на занятиях по физической культуре, но и при проведении утренней гимнастики, физкультминуток, физкультпауз, спортивных праздников.
Общеразвивающие упражнения могут выполняться без предметов и с предметами (палками, набивными мячами, гантелями, обручами, скакалками, на тренажерах, с использованием гимнастических скамеек, гимнастических стенок, в парах, с сопротивлением и др.).
ОРУ имеют ряд особенностей: они точно дозируются, могут применяться в разнообразных вариантах и комбинациях. Это обеспечивает избирательный характер воздействий на отдельные группы мышц и на определенные системы организма. Большую роль ОРУ играют в формировании осанки: благодаря им укрепляются мышцы, способствующие правильному положению позвоночника и стопы.
Кроме того, ОРУ являются прекрасным средством для развития органов дыхания, так как в каждый комплекс входят упражнения, укрепляющие диафрагму - основную дыхательную мышцу, межреберные мышцы, мышцы брюшного пресса, содействующие более глубокому дыханию. Ритмичность движений позволяет формировать навыки рационального дыхания, заключающиеся в умении регулировать силу и длительность вдоха и выхода, сочетать ритм и частоту дыхания со структурой движения. Четкий ритм, строгая дозировка, увеличение и снижение нагрузки в ОРУ способствуют укреплению сердечной мышцы, увеличивают ударный объем сердца, улучшают ритмичность сокращений.
Как правило, ОРУ выполняются в коллективе, что способствует развитию у занимающихся организованности и дисциплины.
Положительную роль играет и музыкальное сопровождение.
В последние годы в методике проведения ОРУ получили признание такие нетрадиционные виды упражнений, как ритмическая и атлетическая
гимнастика, гимнастика для глаз, дыхательная гимнастика, элементы хатха-йоги, у-шу и др.
Однако, как показывает практика, студенты и начинающие учителя не используют тот богатый арсенал ОРУ на занятиях, зачастую применяя шаблонные упражнения, недостаточно аргументировано объясняют значение и место этих упражнений в системе физического воспитания. Основной же задачей, предусмотренной комплексной государственной программой и общегосударственным образовательным стандартом по физической культуре, является воспитание потребности и умения самостоятельно заниматься физическими упражнениями, сознательно применять их с целью повышения работоспособности, отдыха и укрепления здоровья.
Комплекс общеразвивающих упражнений (ОРУ) «Мы матросы»
№ | Содержание упражнения | Дозировка | Темп | Дыхание | Организационно-методические указания | Примеча-ния |
старшая группа | ||||||
«Запах моря» И.п. - стоя ноги врозь, руки внизу, мышцы предельно расслабить, глаза закрыть. | 5 раз | Выполнять в медленном темпе. | После выдоха медленно втягивать воздух, пытаясь уловить запах моря. | Дышим спокойно Молодцы! Так держать! | Ребенок добивает-ся ощущения, что он как будто дышит не только носом, но и всем телом (воздух проникает через кожу). | |
«Пловец» («матросы соревнуются в плавании»). И.п. - стоя ноги вместе, руки вверху. Поочередные круговые движения руками вперед, имитируя плавание кролем на груди; то же назад (плавание кролем на спине) | 8 раз вперед и 8 назад | Выполнять в быстром темпе. | Дыхание произволь-ное | Ручки тянем, вперед не наклоняться. твердо стоим на ногах. | ||
«У штурвала». И.п. - стоя ноги вместе, руки перед грудью, локти вниз («держим штурвал»). Наклоны вправо и влево. На счет 1-2 - наклон вправо; на 3-4 - то же влево. | по 5 раз в каждую сторону | Выполнять в медленном темпе. | Выдох на наклон влево на счет 3-4. | Наклоняемся как можно ниже. | Дети должны стоять достаточно далеко друг от друга, чтобы не сталкиваться при наклонах, если, кто-то выполнит наклон не в ту сторону. | |
«Поднять якорь». И.п. - стоя ноги врозь, руки на поясе. 1-2 - наклон вперед, коснуться руками пола; 3-4 - и.п. | 5 наклонов | Выполнять в медленном темпе. | Выдох выполняется на наклон вперед на счет 3-4 | Стараемся наклониться как можно ниже, ноги в коленях не сгибать. | ||
«Гребля» («спустить шлюпки»). И.п. - сидя согнув ноги, руки в упоре сзади. 1-2 - не отрывая стопы от пола, сгибая руки, лечь на спину; 3-4 — выпрямляя руки, вернуться в и.п. | 5 раз | Выполнять в медленном темпе. | Дыхание произволь-ное | Не торопимся, ложимся на спину, опуская голову на пол, ручки тянем | Хорошо подготовленные дети могут выполня-ть упражне-ние без помощи рук (имитируя руками движения, как при гребле веслами). | |
«Матрос взбирается по реям». И.п. - лежа на спине, руки к плечам. 1-3 - сесть, имитируя движения руками как при лазании по канату: 4 - и.п. | 5 раз | Выполнять в быстром темпе. | Дыхание произволь-ное | Стараемся не удариться руками об пол | ||
«Плавание брассом». И.п. - лежа на животе, руки вверху. 1 - поднять голову, верхнюю часть туловища, руки; 2-7 - движения руками, имитируя плавание брассом; 8 - и.п. | 5 раз | Выполнять в быстром темпе. | Дыхание произволь-ное | Стараемся не удариться руками об пол | ||
«Поехали быстро-быстро» Бег врассыпную. | бегаем 10 секунд | Выполнять в быстром темпе. | Дыхание произволь-ное | Бегаем аккруратно, не сталкиваясь друг с другом | ||
Повторяем 1 упражнение»Запах моря» И.п. - стоя ноги врозь, руки внизу, мышцы предельно расслабить, глаза закрыть. | 5 раз | Выполнять в медленном темпе. | После выдоха медленно втягивать воздух, пытаясь уловить запах моря. | Дышим спокойно | Дети успокаиваются |