П.2. стандартизация и вариативность дошкольного образования.
«Программа воспитания и обучения в детском саду» (под ред. М.А. Васильевой), в период с 1962 по 1982 г. была переиздана 9 раз и являлась единым государственным обязательным документом. Программа определяла объем представлений, знаний, умений и навыков, которые необходимо было воспитать у каждого ребенка Советского Союза.
В 1989 г.была принята новая «Концепция дошкольного воспитания» (авторы - В.В. Давыдов, В.А. Петровский и др.), в которой была задекларирована идея необходимости кардинальных преобразований в системе дошкольного образования.
Существование единой государственной программы («Программа воспитания и обучения в детском саду» под ред. М.А. Васильевой) и сложившаяся в то время система финансирования дошкольного воспитания не позволили авторам Концепции сформулировать конкретные рекомендации по реализации намеченных целей.
«Временное положение о дошкольном учреждении», принятое в 1991 г. постановлением Совмина РСФСР, давало возможность каждому дошкольному учреждению выбирать из имеющихся программу обучения и воспитания, вносить в нее собственные дополнения, создавать авторские программы, использовать разнообразные формы работы. В документе отмечалось, что программа как обязательный документ для всех дошкольных учреждений неизбежно приводит к единообразию форм, содержания и методов педагогического процесса, не учитывает индивидуальные особенности детей.
«Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении», утвержденное в 1995 г. постановлением Правительства Российской Федерации № 677 от 01.07.95, закрепляло это право. Дошкольное образовательное учреждение стало теперь самостоятельно в выборе программы из комплекса вариативных программ, рекомендованных государственными органами управления образованием, внесении изменений в них, а также в разработке собственных (авторских) программ в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта (Раздел II. Организация деятельности дошкольного образовательного учреждения, пункт 19).
Изменение нормативно-правовой базы повлекло за собой необходимость подготовки разнообразных программ, которые, наряду с Типовой, могли быть использованы в практике дошкольного образования.
С конца 80-х и до декабря 2007 года был осуществлен переход от единой типовой программы к множеству вариативных. Основные образовательные программы подразделялись на комплексные (включающие основные направления развития ребенка) и парциальные (включающие одно или несколько направлений). Причем разработчиками программ, согласно нормативным документам, могли быть как научные организации, так и педагогические коллективы ДОУ.
Во второй половине 1990-х гг. активно проходит процесс подготовки и публикации вариативных программ дошкольного образования: 1) серьезными учеными или большими научными коллективами (в течение многих лет они апробировали экспериментальные программы на практике); 2) коллективами дошкольных образовательных учреждений в содружестве с квалифицированными методистами, а также творческими, инициативными педагогами во всех регионах России (ими создавались авторские программы).
Первой программой, разработанной по заказу Министерства образования РФ и рекомендованной к использованию, явилась программа «Радуга» (1993-1995 гг.), которая была разработана авторским коллективом лаборатории дошкольного воспитания НИИ общего образования под руководством Т.Н. Дороновой (г. Москва). Программа «Радуга» прошла широкую экспериментальную апробацию.
В соответствие с официальным документом «О программно-методическом обеспечении дошкольного образования - в контексте педагогики развития» (Инструктивно-методическое письмо Министерства образования России от 24.03.95 г. № 42/19-15 за подписью зам. министра образования РФ А.Г. Асмолова) гриф «Рекомендовано Министерством образования Российской Федерации» получили следующие программы:
А. Комплексные программы:
«Радуга» - разработана сотрудниками лаборатории дошкольного воспитании НИИ общего образования, руководитель Т.Н. Доронова;
«Развитие», «Одаренный ребенок»- разработаны коллективом научных сотрудников Детского центра Л.А. Венгера РАО;
«Золотой ключик»- разработана коллективом педагогов и психологов под руководством Г.Г. Кравцова.
«Детство».Авторский коллектив РГПУ им.А.И. Герцена под руководством профессора В.И. Логиновой (г.Санкт-Петербург)
Учебно-методический комплект «Из детства – в отрочество». Комплексная образовательная программа и комплект пособий для педагогов и родителей, воспитывающих детей в возрасте от 4 до 10 лет. Авторский коллектив под руководством к. пед. н. Т.Н. Дороновой (г.Москва).
«Истоки». Авторский коллектив – научные сотрудники центра «Дошкольное детство» им. А.В. Запорожца под руководством д. пед. н. Л.А. Парамоновой (г.Москва).
«Кроха». Программа и методические рекомендации для работы с детьми раннего возраста. Авторский коллектив – Г. Григорьева, Д. Сергеева, Н. Кочетова, И. Чиркова (Нижегородский институт развития образования). Цель – комплексное развитие, воспитание и обучение детей в возрасте до трех лет. и другие.
Б. Парциальные программы:
Учебно-методический комплект по музыкально-эстетическому развитию дошкольников, включающий программы «Гармония», «Синтез» и «Играем в оркестре по слуху», разработаны коллективом педагогов и психологов, музыковедов под руководством доктора психологических наук К.В. Тарасовой.
«Малыш». Программа и методический комплект по воспитанию детей раннего возраста. Автор – В. Петрова, музыкальный руководитель-консультант дошкольного образовательного учреждения № 817 г. Москвы.
Цель – развитие музыкальных способностей детей третьего года жизни во всех доступных им видах музыкальной деятельности, приобщение на ранних этапах дошкольного детства к миру музыкальной культуры и высоких духовных ценностей.
Комплексная программа культурно-экологического образования и воспитания детей дошкольного возраста (3-7 лет) «Семицветик».Авторы – Ашиков Валерий Игоревич, Ашикова Светлана Геннадьевна, педагоги дополнительного образования Центра детского творчества г. Троицка Московской области.
Программа может быть использована воспитателями и педагогами дополнительного образования детей. Построена на основе комплексного использования разных видов искусств и организации детской деятельности. Программа «Семицветик», хоть и заявляется авторами как «комплексная», на самом деле, является парциальной.
«В пространстве игры». Комплексная программа непрерывного театрально-эстетического образования. Автор – Иваницкая Леонора Михайловна, доцент кафедры режиссуры Краснодарской академии культуры.
Программа «В пространстве игры», хоть и заявляется авторами как «комплексная», на самом деле, является парциальной.
«Основы безопасности детей дошкольного возраста».Программа для дошкольных образовательных учреждений и методический комплект. Авторский коллектив – Р. Стеркина (Минобразования России), Н. Авдеева (Институт человека РАН), О. Князева (Институт педагогических инноваций РАО).
«Программа математического развития детей дошкольного возраста» в системе «Школа 2000…». Автор – д.пед.н. Л.Г. Петерсон.
«Художественный труд. Обучение детей элементам народных ремесел в детском саду и начальной школе». Автор – Н.А.Малышева.
Так, дошкольное образование России в 1990-х гг. стало активно насыщаться всевозможными программами, технологиями и методиками, претендующими на звание альтернативных. Программы отличались друг от друга структурно, по объему, концептуально, что не обеспечивало равных стартовых возможностей детям при переходе в начальное звено школы, а также преемственности образования на этих двух ступенях. Возникла необходимость упорядочения федеральным органом исполнительной власти деятельности ДОУ по реализации образовательных программ.
В 2009 году были утверждены федеральные государственные требования к структуре основной образовательной программе дошкольного образования (ФГТ), а в 2011 и к условиям ее реализации.
В соответствии с этим документом в компетенции и ответственности каждого образовательного учреждения разработка и утверждение ООП на основе ФГТ и примерных основных образовательных программ. ФГТ и примерная ООП определяют всю обязательную часть ООП дошкольного образования (80% от общего объема), в том числе задачи, содержание, объем образовательных областей, основные результаты освоения программы, подходы и принципы построения образовательного процесса, целевые и ценностные ориентиры семьи, общества и государства в сфере дошкольного образования.
Несмотря на наличие примерных ООП (их может быть несколько), для каждого ДОУ ООП будет своя, за счет 20% объема, выделенного для формирования участниками образовательного процесса, используемых в данном детском саду образовательных технологий, приемов, средств и тем для изучения.
Таким образом, был сделан первый шаг от вариативности к стандартизации дошкольного образования.
Принятие ФГОС ДО в 2013 году закрепило позиции стандартизации дошкольного образования.
ФГТ установили ряд концептуальных требований к ООП дошкольного образования:
- соответствие принципам развивающего образования;
- интегративный подход к образованию дошкольников как альтернатива предметному;
- комплексно-тематический принцип построения как особая организация образовательной деятельности, стимулирующая «принятие» ребенком образовательной программы;
- сочетание принципов научной обоснованности и практической применимости;
- использование адекватных форм работы с детьми;
- осуществление образования через организацию детских видов деятельности (исключая учебную) и др.
ФГОС ДО закрепил эти требования. Обязательная часть ООП уменьшилась до 60% от общего объема, а вариативная увеличилась до 40%.
Почему?
Современные образовательные программы и современный педагогический процесс должны быть направлены на поддержку разнообразия детства, что предполагает вариативность содержания и организации дошкольного образования.
Вариативность дошкольного образования означает разнообразие видов дошкольных образовательных учреждений, содержаниядошкольного образования, технологий реализации содержания дошкольного образования. Вариативность содержания может быть достигнута только через сохранение широкого разнообразия образовательных программ, уже существующих в российском образовательном пространстве и разрабатываемых в настоящий момент (22 ООП на сайте ФИРО).
В обязательной части программы вариативность проявляется через самостоятельный выбор каждым ДОО программных тем, форм, средств и методов образования.
В части, формируемой участниками образовательного процесса, - через дополнительное содержание дошкольного образования, соответствующее приоритетному направлению деятельности ДОО и специфику осуществления образовательного процесса.
В каждом ДОО программы структурно похожи, но имеют различия в технологиях, средствах и формах организации образовательной деятельности детей.
Разработчики всех примерных ООП должны действовать в соответствии с концептуальными положениями, представленными в ФГОС. Это поможет избежать хаотичности в имевшей место вариативности. Вариативность будет означать множественные видоизменения одного и того же явления, а не множество явлений, противоречащих друг другу.
Соблюдение данных норм всеми ДОО обеспечивает единство стратегического направления развития дошкольного образования.
Виды образовательных программ, имеющих место в настоящее время, и их характерные признаки:
Основная образовательная программа дошкольного образования
1) Полное соответствие ФГОС ДО.
2) Обязательность реализации каждым ДОО.
3) Разработка (на основе выбранной примерной основной образовательной программы дошкольного образования), утверждение и реализация данного вида программы – полномочия и ответственность самого ДОО.
4) Наличие двух частей: обязательной части и части, формируемой участниками образовательного процесса.
Примерная основная образовательная программа дошкольного образования
1) Полное соответствие ФГОС ДО.
2) Является основой для разработки основной образовательной программы дошкольного образования ДОО.
3) Определяет только обязательную часть основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
4) Реализуется ДОО с учетом приоритетных направлений деятельности (если они есть) и специфики условий осуществления образовательного процесса, то есть вкупе с частью, формируемой участниками образовательного процесса.
5) Разработка данного вида программы обеспечивается федеральным уполномоченным органом в сфере образования, то есть не является полномочиями и ответственностью самого ДОО.
Программы, технологии, методические пособия, в том числе комплексные, базисные и парциальные программы, не являющиеся примерными основными образовательными программами дошкольного образования
1) Полное или частичное соответствие ФГОС ДО.
2) Полное или частичное использование ДОО.
3) Преимущественное использование для разработки части основной образовательной программы дошкольного образования, формируемой участниками образовательного процесса.
Таким образом, «главным делом» для каждого ДОО становится разработка, утверждение и реализация основной образовательной программы дошкольного образовательного учреждения на основе выбранной примерной образовательной программы дошкольного образования, разработку которой, в свою очередь, обеспечивает федеральный уполномоченный орган.
Примерные основные образовательные программы включаются порезультатам экспертизы в реестр примерных основных образовательных
программ, являющийся государственной информационной системой. Информация, содержащаяся в реестре примерных основных образовательных программ, является общедоступной.
При разработке основной образовательной программы каждое ДОО вправе также использовать в том или ином объеме и другие программы (комплексные, базисные, парциальные), методики и технологии, в первую очередь для разработки части, формируемой участниками образовательного процесса.