Генетические и средовые влияния, определяющие вариативность общего интеллекта. Возрастное изменение генотипических и средовых влияний на вариативность показателей интеллекта.

Бушард, Макги в 1981 г. – провели последнюю на данный момент работу по обобщению средних для всех работ показателей интеллекта – наследуемость, систематическая и несистематическая среда. Они проанализировали работы, проведенные за 20 лет и в которых сопоставлялось около ста тысяч родственников.

Они определили, что большее генетическое сходство соответствует и большему сходству по интеллекту; МЗ близнецы похожи друг на друга больше, чем ДЗ; дети и родители – больше, чем приемные дети и усыновившие их родители; родные сибсы, живущие со своими родителями – больше, чем приемные дети, живущие в одной семье.

Средовые влияния важны также: генетически не связанные, но живущие вместе люди оказываются также в некоторой степени похожи друг на друга.

Генотип оказывает влияние на индивидуальные различия в интеллекте, генотип определяет от 30 до 50 % вариативности интеллекта. При использовании биометрических моделей при анализе этих же данных пришли к заключению о то, что генотип определяет 51% дисперсии интеллекта.

Общая среда определяет от 11 до 35 % дисперсии показателей интеллекта. Наименьшей является роль общей среды для сибсов, несколько большей – для ДЗ близнецов и самой большой – для МЗ близнецов.

Различающаяся среда определяет от 14 до 38 % показателей интеллекта. Наименьшей оказывается ее роль для МЗ близнецов и наибольшей – для сибсов.

Генотип определяет примерно половину вариативности интеллекта, а роль общей и различающейся среды зависит от того, на какой выборке испытуемых проводилось исследование. Если сравниваются МЗ и ДЗ близнецы, то вклад общей среды в вариативность интеллекта оказывается примерно в 1,5-2 раза больше, чем различающейся. Если рассматриваются приемные и родные сибсы, то соотношение общей и различающейся среды обычно противоположно.

Существует неуверенность в том, насколько достоверны данные, относящиеся к зрелому возрасту, так как число работ, проведенных на 30-60-летних испытуемых, крайне мало.

От рождения до 5-6 лет наследуемость интеллекта увеличивается почти от 0 в первый год жизни до 50 %. В пожилом возрасте вклад генотипа в вариативность интеллекта опять существенно изменяется и достигает 80 % (влияние генотипа с возрастом увеличивается).

Показатели наследуемости интеллекта, вычисляемые по данным разлученных близнецов, всегда оказываются выше, чем показатели наследуемости, получаемые при сравнении всех других пар родственников.

Одно из объяснений этого факта: материнский эффект играет большую роль. Исследование М. Даниелса и его коллег. Их рассуждения: внутрипарное сходство разлученных МЗ близнецов – прямой показатель наследуемости (т.к. не имеют общего средового опыта), однако МЗ близнецы всегда имеют общий средовой опыт – внутриутробное развитие. Общие условия развития в пренатальном периоде также отражаются на внутрипарном сходстве разлученных близнецов и завышают показатель наследуемости. Когда же показатель наследуемости подсчитывается по данным неразлученных близнецов, материнский эффект включается в компоненту общей среды, чем он по сути и является.

При учете материнского эффекта выводы о вкладе генотипа в вариативность интеллекта не меняются (он, как и по данным других работ, объясняет примерно половину фенотипической дисперсии), но в отличие от предыдущих работ влияние генотипа не сводится только к аддитивному. Неаддитивная компонента составляет примерно треть всех генотипических влияний.

Изменение внутрипарного сходства близнецов с возрастом – увеличивается различие, в т.ч. и в интеллекте.

Р. Пломин и его коллеги использовали анализ сцепления в исследованиях интеллекта. (Анализ сцепления – способ определения локализации генов. Т. к. гены расположены в хромосоме в определенном порядке, те из них, которые находятся на близком расстоянии друг от друга, имеют тенденцию наследоваться, то есть передаваться от родителей к детям, вместе. Эти гены называются сцепленными. Смысл анализа сцепления: локализация в хромосомах генов, определяющих некоторые фенотипические признаки, известна. Эти признаки называются генетическими маркерами. Если интересующий нас признак (например, интеллект) передается от родителей к детям с той же вероятностью, что и маркер (например, группа крови), можно заключить, что этот признак и маркер сцеплены. Т,о. будет установлен участок локализации одного из генов, определяющих вариативность данного признака).

Пломин и коллеги сопоставили группы с высоким и низким интеллектом по 100 ДНК-маркерам. Только один из них оказался связан с уровнем интеллекта. Если полученный результат не случаен, то можно сказать, что найдена субстанция, определяющая некоторую часть вариативности интеллекта (часть эта – всего 1 % вариантивности) → необходимы еще новые исследования.

Наши рекомендации