Для достижения поставленной цели необходимо, чтобы студенты
ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
ПОДГОТОВКИ БАКАЛАВРА
по направлению 040400.62– «Социальная работа», профиль «Социальная защита и социальное обслуживание семей и детей»
Квалификация выпускника бакалавр
Утверждено на заседании кафедры ___социальной педагогики______ Протокол № ____ от ______ 201 г. Зав. кафедрой _________________ Ф. И.О. |
Санкт-Петербург
2012 г.
Учебная практика: учебная
Семестр:3
Количество кредитов: 3
Количество недель: 2
1. Цель и ожидаемые результаты учебной практики:
Формирование компетенций:
-готов к предупреждению и профилактике личной профессиональной деформации, профессиональной усталости, профессионального выгорания (ПК - 8);
- способен к компетентному использованию законодательных и других нормативных актов федерального и регионального уровня (ПК - 11);
- готов соблюдать профессионально-этические требования в процессе осуществления профессиональной деятельности (ПК - 12).
Для достижения поставленной цели необходимо, чтобы студенты
Знали:
· основные законодательные акты федерального и регионального уровня;
· об этической составляющей профессиональной деятельности специалиста по социальной работе;
· о проявлениях профессиональной деформации специалиста по социальной работе.
Умели:
· анализировать законодательные и нормативные акты различных уровней;
· описывать состояния профессиональной деформации специалиста по социальной работе;
· выявлять психологические аспекты профессиональной деятельности специалиста по социальной работе.
Владели:
· этическими аспектами профессиональной деятельности специалистов учреждений;
· способами профилактики профессионального выгорания;
· умениями использовать законодательные и нормативные акты в практической работе.
2.1. Содержание инвариантных заданий на учебную практику в соотношении с формами отчетности и формируемыми компетенциями:
№ п/п | Формулировка задания | Форма отчетности | Формируемые компетенции |
1. | Составить индивидуальный план практики | Текст плана в печатном виде | ПК – 8 |
2. | Изучить социозащитное учреждение (целевое назначение, структура, штат специалистов) | Визитная карточка учреждения | ПК – 11 |
3. | Изучить нормативно-правовую базу учреждения | Перечень нормативно-правовых документов, регламентирующих деятельность учреждения, анализ должностной инструкции специалиста по социальной работе | ПК – 11 |
4. | Изучить основные группы клиентов учреждения | Характеристика одной из групп клиентов | ПК – 11, ПК - 12 |
5. | Ознакомиться с реализуемыми в учреждении социальными программами (проектами) | Описание одной из программ (проектов), реализуемых на базе учреждения | ПК – 11, ПК - 12 |
6. | Описать проявления профессиональной деформации специалистов учреждения | Описание случая с проявлением профессиональной деформации специалиста и предложениями по ее коррекции и дальнейшей профилактики | ПК – 8 |
7. | Провести рефлексию собственной деятельности в ходе практики | Рефлексивный отчет | ПК – 8 |
2.2. Содержание вариативных заданий, выполняемых в ходе учебной практики:
№ п/п | Формулировка задания | Форма отчетности | Формируемые компетенции |
1. | Составить дополнительный аннотированный список источников, необходимых для реализации задач практики | Аннотированный список (не менее 10 источников) | ПК – 8, ПК – 11, ПК - 12 |
2. | Проанализировать проблемы целевой группы клиентов, на решение которых направлена одна из социальных программ учреждения | Письменный анализ | ПК – 8, ПК - 12 |
3. | Провести наблюдение за работой специалиста в ходе осуществления приема клиентов (профессионально-этическая характеристика деятельности) | Протокол наблюдения | ПК – 12 |
4. | Составить методическую копилку упражнений для специалиста по социальной работе по профилактике профессиональной деформации | Банк упражнений с описанием | ПК – 8 |
3. Особенности организации учебной практики:
Студенты распределяются по базам практики по группам по 4-5 человек.
1. В учреждениях, принимающих студентов на учебную практику, осуществляются различные направления социальной работы. В первый день в ходе беседы с представителями учреждения (директором, заместителем директора по социальной работе, специалистами по социальной работе) они получают информацию, позволяющую углубить представления о содержании и средствах социальной работы. Студенты получают информацию о тех социальных программах, которые успешно реализуются на базе конкретного учреждения.
2. В ходе первой недели практики студенты собирают и обобщают информацию о группах клиентов, которых обслуживает учреждение, существующих социальных программах, готовят их описание, составляют индивидуальный план работы на весь период практики, изучают законодательную базу учреждения.
3. В ходе второй недели студенты наблюдают деятельность специалистов учреждения, описывают ситуации, вызывающие профессиональную деформацию, подбирают упражнения для профилактики и коррекции профессиональных деформаций. В конце недели студенты оформляют рефлексивный отчет.
Руководитель практики от кафедры:
- осуществляет методическое руководство работой практикантов, консультирует студентов по вопросам, возникающим при выполнении программы практики, составлении отчета;
- посещает базы практики, контролирует соблюдение студентами правил внутреннего трудового распорядка, норм и правил по охране труда и техники безопасности;
- проверяет и составляет заключение по отчету студентов о прохождении практики;
- участвует в работе установочной и итоговой конференций по защите отчета по практике.
Руководитель практики от учреждения:
- оказывает помощь в проведении инструктажа (по технике безопасности, противопожарной безопасности и т.п.);
- обеспечивает студентов-практикантов необходимыми информационными источниками, оказывает помощь в подборе материалов, их анализе в соответствии с программой практики;
- организует (при необходимости) консультации со специалистами учреждения или смежных учреждений и служб (учреждения дополнительного образования, комиссия по делам несовершеннолетних, центр социального обслуживания населения, отделы опеки и попечительства и т.п.);
- контролирует работу студентов-практикантов и соблюдение ими трудовой дисциплины;
- принимает участие в итоговой конференции по практике (возможно как на базе университета, так и на базе учреждения).
Содержание итоговой аттестации по результатам учебной практики
4.1.Дневник практики, подписанный руководителем по практике от учреждения.
4.2.Индивидуальный план практики
4.3.Портфолио выполненных заданий (см. Технологическую карту)
Критерии оценивания
В соответствии с общими требованиями по результатам учебной практики студент получает дифференцированный зачет с выставлением отметки.
Отметка «отлично» выставляется студентам, выполнившим все задачи практики и вовремя представившим отчет об их выполнении в письменном виде. При оценивании учитывается посещаемость студентами базы практики, добросовестность выполнения заданий, инициативность, соблюдение этических норм и правил, а также правил трудового распорядка. Учитывается выполнение в полном соответствии с предъявляемыми требованиями всех заданий инвариантной части и заданий вариативной части. В сумме количество баллов должно составлять 85 – 100 (см. Приложение 1). Принимается во внимание качество оформления отчетной документации. Также учитывается в целом положительный характер отзыва руководителя. Задания вариативной части выполнены на высоком профессиональном уровне.
Отметка «хорошо» выставляется, если студент выполнил все задания инвариантной части и задания вариативной части на высоком профессиональном уровне. Общее количество баллов должно составлять 70-84. Отзыв руководителя по практике в целом положительный. В ходе практики студенту не удалось в полной мере проявить инициативу, был в некоторой степени не организован; в оформлении отчетной документации есть недочеты (нарушена логика изложения, недостаточно полно представлено описание и т.п.)
Отметка «удовлетворительно» выставляется, если студент выполнил все задания инвариантной части на высоком профессиональном уровне. Количество баллов должно составлять 55 – 69. В ходе учебной практики не проявил должного профессионального интереса, не смог в полной мере реализовать задачи практики, не сумел выстроить педагогически целесообразные отношения с коллегами-студентами и коллегами-специалистами учреждения. Отчет предоставлен с опозданием.
Отметка «неудовлетворительно» выставляется, если студент продемонстрировал нарушение этических принципов деятельности, правил внутреннего распорядка учреждения, не выполнил в соответствии с требованиями задания инвариантной части практики. Количество баллов составляет 54 и менее баллов. Студент отсутствовал на практике без уважительной причины, а также пренебрег сроками сдачи отчета, отзыв руководителя практики носит негативный характер.