III. Сознательность чтения
Сознательность чтения обусловлена пониманием детьми фактического содержания читаемого текста, идейной направленности произведения, его образов и роли художественных средств. В свою очередь, это зависит от наличия у детей необходимого жизненного опыта, от понимания лексического значения слов, их сочетаемости в структуре предложения и от ряда методических условий.
Чтобы чтение было сознательным, учащиеся должны понимать:
1) значение каждого слова;
2) смысл каждого предложения;
3) каждого логически законченного абзаца;
4) определять в тексте основное содержание, выделять главную мысль, подтверждать ее частными мыслями, устанавливая между ними логические связи.
Сознательное чтение текста основывается на том, что учащиеся овладели техникой чтения и сам процесс чтения не вызывает затруднений, протекает довольно быстро. О сознательности чтения педагог судит по выразительности чтения (если ученик читает вслух) и по ответам на вопросы.
Так как наши слова многозначны, то каждому слову должно быть предано то значение, которому присуще ему в данном контексте. Объяснение непонятных слов должно быть по возможности наглядным. Для уточнения и расширения словаря детей исключительное значение имеют систематические наблюдения над природой, подготовительная работа к чтению в виде экскурсии, организации опыта, моделирования и т.д.
Работа по уточнению и обогащению словаря детей с ОПФР должна вестись на всех предметах, на коррекционных занятиях.
Чтобы добиться понимания незнакомых слов и выражений, встречающихся в тексте, можно использовать следующие приемы:
Показать незнакомый предмет, например компас, объяснить его устройство и рассказать, как им надо пользоваться.
Рассмотреть рисунок, например, растения жарких стран: пальмы, бананы, лианы; рассмотреть модель, макет, чертеж. О значении рисунка для объяснения непонятных слов Ушинский пишет Следующее: «Учите ребенка каким-нибудь пяти неизвестным ему словам, и он будет долго и напрасно мучиться над ними; но свяжите с картинками двадцать таких слов, и ребенок усвоит их на лету».
Объяснить мимикой лица, жестами, например: «Гусиное стадо метнулось за темный лес» - быстрое движение рукой в сторону, вверх.
Представить синоним, слово или выражение, известное детям, например: замешкались – задержались, лютые морозы – сильные, выбился из сил – устал.
Подвести частное незнакомое понятие под общее (лебедь – птица).
Разложить общее понятие на частные понятия в него входящие (домашняя утварь: посуда, мебель).
Сопоставлять с однокоренным словом, например, стоячая со словом стоять, проточная со словом течь. Сложное слово полезно разложить на составные части, например, водохранилище, бомбамет.
Слова, обозначающие отвлеченные понятия например, невежество, неблагодарность следует объяснять на конкретных жизненных явлениях.
Следует останавливать внимание детей на значение слов ласкательных, уменьшительных, увеличительных.
Объяснение непонятных слов нужно давать до чтения, во время чтения и после чтения, при чем педагог должен каждый раз учитывать особенности детей. Желательно, чтобы дети сами отмечали слова и выражения, смысл которых им не вполне ясен. Необходимо учить детей пользоваться объяснением слов, данных в сносках.
Понимание отдельных слов не всегда влечет за собой понимание самой мысли, выраженной в предложении. Помогают сознательности чтения вопросы, поставленные учителем к сложным предложениям и логически законченным справкам. Для уяснения смысла сложных предложений и логически законченных отрывков может быть несколько способов.
1. Мысли связываются между собой тем, что выражаемые ими явления происходят в одно и то же время (На солнце темный лес зардел; в долине пар белеет тонкий, и песню раннюю запел в лазури жаворонок звонкий). – Когда все это было?
2. Отдельные мысли могут описывать последовательность событий, явлений, действий, идущих одно за другим (Подула зима холодом, посорвала листья с лесов и дубров и разметала их по дорогам).
3. Одна мысль может относиться к другой, как причина следствию (Разозлилась старуха-зима: задумала она всякое дыхание со света сжить).
4. Иногда одна мысль служит для более точного, более ясного, более определенного разъяснения другой мысли или же для подтверждения ее (Что волки жадны, всякий знает: волк евши никогда костей не разбирает).
5. Иногда для лучшего разъяснения мысли автор делает сравнение, сопоставляет один предмет или явление или свойство предмета с другим (Нет в лесу того раздолья, как на поле).
6. Одна мысль может быть по отношению к следующим общей мыслью. Анализ произведения чаще всего целесообразно проводить по абзацам.
Для активизации учащихся на уроках вопросы к прочитанному ставит не только учитель, но и дети.
Сознательность чтения может быть выявлена не только в ответах детей, но и в пересказе учащимися как отдельных сложных предложений, так и логически законченных абзацев. Но и здесь после рассказывания полезно устанавливать причинно-следственные связи, причем необходимо возбуждать самостоятельное мышление детей. Приемом «прочитай-расскажи» нужно пользоваться осторожно, т.к. он приучает детей к механическому чтению и пересказу, можно использовать его с коррективами, постановкой вопросов, развивающих мышление, понимание.
Сознательность чтения способствует выборочное чтение:
а) дети подтверждают основную мысль выборкой соответствующих частных мыслей;
б) выделяют выражения, характеризующие то или иное действующее лицо;
в) отмечают описание природы, обстановки, при которой происходит действие.
Очень полезно выборочное чтение обобщающего характера. Выборочное чтение способствует выразительности (выделить реплики действующих лиц, продумать, как их произносить: тон, темп и т.д., развивает навыки самостоятельной работы с книгой, поддерживает у детей интерес к чтению.
Сознательности чтения помогает использование картин; вызывает у детей эмоции, способствует выразительности, образности и яркости речи, стимулируют детей к рассказыванию, пополняет словарь. Дети могут рисовать свои картинки, из них составлять картинный план.
Для уяснения основного содержания литературного произведения учащиеся должны понимать логические связи между отдельными мыслями и частями и на основании этого составить план. Способы связи между частями произведения остаются те же самые, какие указаны в построении сложных предложений.