Совершенствуя эмоциональную сознательность

Эмоциональная сознательность включает две основные способности:

● способность признавать эмоциональное переживание настоящего момента;

● способность справляться со всеми своими эмоциями.

Эти две способности заслуживают нашего особого внимания.

Вы когда-либо чувствовали себя так, словно вами управляют депрессия, беспокойство или гнев? Вы часто действуете импульсивно, делая или говоря вещи, которые не должны говорить и делать, и зная, что будете сожалеть об этом позже? Случается, что вы чувствуете себя эмоционально оцепенелым? Вам трудно при общении с другими людьми и формировании значимых связей? Вы чувствуете, что ваша жизнь – эмоциональные «американские горы» – сплошные крайности и никакого баланса? Если хотя бы на один из вопросов вы ответили утвердительно, вам следует знать, что каждое из описанных состояний связано с расстройством в эмоциональной сознательности.

Нас мотивируют эмоции, а не мысли. Без понимания того, что вы чувствуете, невозможно полностью понять свое собственное поведение и, соответственно, невозможно ни управлять эмоциями и действиями, ни прочитывать желания и потребности других.

Эмоциональная сознательность помогает нам:

● признать, кто мы есть: что мы любим, что не любим и в чем нуждаемся;

● понять других людей и сочувствовать им;

● общаться ясно и эффективно;

● принимать мудрые решения, основанные на мотивах, которые являются для нас наиболее важными;

● мотивировать себя и действовать для достижения цели;

● строить сильные, здоровые и полезные отношения.

Эмоциональная сознательность приводит нашу жизнь в равновесие. Те установки, которые беспокоят практически каждого из нас, заменятся другими, поддерживающими и утверждающими. Сравните…

Когда дело доходит до чувств, я постоянно впадаю в крайности. Жизнь не должна быть постоянно на самой высокой точке, она – не только взлеты и падения. Чем больший контакт со своим внутренним миром мы поддерживаем, тем лучше контролируем свои переживания, тем быстрее учимся избегать крайностей в реакциях и переживаниях.

Я часто сожалею о том, что говорю и что делаю. Если вы часто мечтаете о том, как хорошо было бы попасть в машину времени или отмотать время назад, лишь бы только не сказать того, что сказали, или не сделать того, что сделали, – тогда ваш путь к развитию эмоциональной сознательности лежит через освоение умения сохранять терпение во время стресса.

У меня нет сил. Когда физически вы в полном порядке, но у вас нет энергии на то, чтобы заставить себя действовать (даже если речь идет о самых простых вещах) – возможно, это депрессия. Когда вы эмоционально более сознательны, вы можете перенастроить эти чувства и внести изменения к лучшему.

Я не нравлюсь тем, кто нравится мне. Отношения – сложна вещь, но гораздо легче знакомиться с людьми, находить друзей и устанавливать прочные связи, обладая эмоциональной сознательностью.

Я вряд ли достигну в жизни успеха, хотя я умный и много работаю. Вам уже известно, что успех в жизни и в работе порой требует большего, чем только ум и усилия. Наряду с ними эмоциональный интеллект признан одним из ведущих факторов для нахождения лучшего места под солнцем.

Другие говорят, что у меня нет чувств, называют меня бесчувственным человеком, машиной. Есть люди, которые не умеют контролировать свои эмоциональные проявления; они легко раздражаются, легко расстраиваются и с готовностью высказывают то, что думают. Но есть и другие: те, кто держит себя под таким жестким контролем, что не выражают вообще никаких чувств. Что бы ни происходило, кажется, будто их это совершенно не трогает. Таких людей избегают. Выход для них в том, чтобы найти баланс со своими собственными чувствами.

Оцените свою эмоциональную сознательность. Есть много тестов на эмоциональный интеллект. Подавляющее большинство из них – чисто развлекательные и не могут быть приняты всерьез. Вы легко отличите такие тесты по самим вопросам (вроде: «Ты всегда чувствуешь, когда нравишься парню»). Классическим считается тест MSCEIT (The Mayer-Salovey-Caruso Emotional Intelligence Tests), разработанный на основе исследований Сэловея и Мейера. Тест, состоящий из ста сорока одного вопроса, дает весьма подробный и обоснованный результат. Есть и другие тесты, которые вы при желании легко можете найти и пройти. Прямо сейчас остановимся на экспресс-диагностике.

Хотя эмоциональный интеллект – это основа эмоционального здоровья, хорошего общения и прочных отношений, люди часто оказываются незнакомы со своим собственным эмоциональным опытом. Психологическая практика показывает, что далеко не многие могут внятно описать, что они чувствуют. Большинство на вопрос: «Что ты чувствуешь?» – ответят что-то вроде: «Да многое, просто выразить не могу». И проблема в том, что, будучи неспособны определить и выразить собственные чувства, они даже не задумываются, что это проблема. Ответьте на приведенные вопросы; это не тест, за который можно получить оценку. Но эти вопросы помогут вам понять что-то для себя: чем чаще вы отвечаете «нет», тем больше вам нужно работать над своим эмоциональным интеллектом.

● Можете ли вы испытывать сильные чувства, включая гнев, печаль, страх, отвращение, радость?

● Чувствуете ли вы свои эмоции физически? К примеру, если вам грустно, у вас появляется тяжесть в груди или животе? Если вы волнуетесь, у вас стоит ком в горле?

● Вы когда-нибудь принимаете решения, основываясь на интуиции? Бывает, что вы принимаете решения, основываясь на эмоциях?

● Когда ваше тело сигналит, что что-то не так (сосет под ложечкой, по спине бегут мурашки), вы доверяете своим ощущениям?

● Комфортно ли вам со всеми вашими эмоциями? Вы позволяете себе чувствовать гнев, печаль или страх без того, чтобы осуждать себя за эти переживания или подавлять их?

● Вы обращаете внимание на каждое изменение своего эмоционального состояния? Вы испытываете разные эмоции в течение дня или вас постоянно держит одна и та же эмоция?

● Вы можете говорить о своих эмоциях?

● Чувствуете ли вы, что другие люди понимают ваши чувства?

● Когда другие знают о ваших эмоциях, устраивает ли вас это?

● Вы чувствительны к эмоциям других людей? Легко ли вам поставить себя на место другого?

Большинство людей не знают о своих чувствах, и даже если вы заметили это за собой, у вас всегда есть возможность все исправить. Научившись распознавать свои эмоции, управлять ими и справляться с ними, вы сможете насладиться большим счастьем и миром внутри себя и построить лучшие отношения.

И снова повторяем: не научившись управлять стрессом, мы не можем справляться со своими эмоциями. Они непредсказуемы, мы никогда не знаем, что может вызвать у нас эмоциональный отклик, и, когда появляется стресс, не всегда успеваем быстро вернуться в равновесие. Поэтому нам нужны инструменты, которые позволят справляться со стрессом оперативно . Развитие эмоционального интеллекта в значительной степени зависит от нашей способности снять стресс, как только он начался. Если вы знаете, как успокоиться, только почувствовав себя подавленными, вы можете начинать исследовать эмоции, которые кажутся неудобными или даже пугающими. Помните, что эмоции могут помочь, но могут и навредить. Если вы не знаете, как управлять своими эмоциями, или жили с человеком, не умеющим это делать, то чувства могут казаться вам пугающими. Страх и беспомощность могут привести к замыканию в себе, перекрыть вашу способность мыслить рационально и заставить вас говорить и делать вещи, о которых вы позже пожалеете.

Так если эмоции могут содержать в себе и плюс, и минус, возможно, их получится использовать в своих целях? Конечно да: даже в неприятных эмоциях найдется положительная нота.

● Гнев может быть и разрушительным, и укрепляющим. Выходящий из-под контроля гнев может буйствовать, подвергая опасности самого человека и окружающих его людей. Но гнев может также защитить человека и сохранить жизнь. Гнев – это эмоция, которая концентрирует много энергии, и эту энергию можно использовать, чтобы спасти ситуацию, мобилизуя себя и вдохновляя на верное и решительное действие.

● Печаль может привести к депрессии, но она же и поддерживает эмоциональное исцеление. Печаль призывает человека успокоиться, прекратить думать о плохом, исцелиться и восстановиться после опечалившего события.

● Страх, который полностью захватывает человека, – это изнуряющая и негативная эмоция. Но страх делает не только это: он активизирует защитные реакции, которые защищают от внешней опасности. Страх, глубоко укоренившийся в душе, часто становится причиной хронической депрессии. Подавляющий страх может быть преградой, которая отделяет нас от других, но страх также поддерживает безопасность жизни, предупреждая об опасности и побуждая на защитные действия.

Мы рождаемся со способностью испытывать весь спектр человеческих эмоций: радость, гордость, гнев, печаль, страх и другие. Тем не менее многие люди были отключены от некоторых или всех своих чувств. Среди них те, кто в детстве пережил психологическую травму, часто отключается от своих эмоций и от физических ощущений, которые они вызывают. Но когда мы пытаемся избежать боли и дискомфорта, наши эмоции искажаются; мы теряем контакт с ними, когда стремимся игнорировать их, вместо того чтобы переживать.

Уклоняясь от эмоций, избегая эмоциональных переживаний:

● мы отказываемся от познания самого себя. Это одно из наиболее важных последствий: мы, таким образом, не хотим понять, почему так или иначе реагируем на различные ситуации, как много или как мало значат для нас мелочи, чего мы хотим и что нам действительно нужно;

● мы лишаем себя не только плохого, но и хорошего. Намеренно выключая негативные чувства: гнев, страх или печаль, – мы также закрываем свою способность испытывать положительные чувства: радость, любовь и счастье;

● мы утомляемся. Потому что избегать эмоций утомительно. Мы можем исказить и притупить чувства, но не можем устранить их полностью. Мы тратим очень много энергии на то, чтобы научиться избегать подлинного эмоционального опыта и держать свои чувства подавленными. Это опустошает;

● мы портим свои отношения. Чем больше мы отдаляемся от своих чувств, тем более отдаляемся от других людей и теряем возможность строить прочные отношения и эффективно общаться, так как оба эти умения зависят от того, находимся ли мы в контакте со своими эмоциями.

Избегая эмоций, которые нам не нравятся, мы удаляемся от приятных эмоций тоже. Стоит нам отключиться от тех переживаний, что вызывают дискомфорт, мы автоматически отключаемся и от положительных переживаний. Таким разъединением мы сам отказываем себе в радости и смехе, которые, к слову, неплохо поддерживают в сложные времена. Мы можем преодолеть потери и выполнить солидные задачи, но только в том случае, если сохраняем способность радоваться. Эта приятная и воодушевляющая эмоция всегда напоминает нам, что жизнь стоит того, чтобы ее прожить, и может приносить не только горечь, но и радость.

Что делать? Дружить со всеми своими эмоциями!

Если вы никогда не умели справляться со стрессом, совет не отказываться от неприятных эмоций может показаться сомнительным. Но, даже пережив психотравму, человек может исцелиться, научившись безопасно лавировать среди своих эмоциональных переживаний. Вы можете изменить то, как переживаете свои эмоции, и способ, которым на них отвечаете. Процесс развития эмоционального интеллекта подразумевает воссоединение со всеми основными эмоциями, к которым относятся гнев, печаль, страх, отвращение, удивление и радость, – через процесс самоисцеления. Поставив перед собой эту цель и приступив к ее осуществлению, вы должны постоянно иметь в виду несколько важных моментов.

Эмоции быстро приходят и уходят, если вы позволяете им это делать. Вы, возможно, беспокоитесь, что, как только начнете испытывать все эмоции, которых избегали, вы останетесь с ними навсегда. Но это не так. Когда мы не сходим с ума по поводу своих эмоций, то рано или поздно даже самые болезненные и тяжелые чувства утихают и теряют над нами власть. Если вы не кормите эмоцию своим вниманием, вы держите ее под контролем. Вы заметите, что, когда вы в ладу со своим внутренним миром, основные эмоции (и позитивные, и негативные) быстро приходят и уходят. Это значит, что в течение дня вы видите, слышите, узнаете что-то, что мгновенно вызывает сильное ответное чувство. Но если вы не сосредоточены на этом чувстве, оно не завладеет вами и скоро другие эмоции займут его место. В этом отличие от состояния, при котором вы сосредоточены на одной определенной эмоции, например на грусти; происходящее лишь печалит вас.

Тело само подскажет, что не так с эмоциями. Эмоции тесно связаны с физическими ощущениями; испытывая сильное волнение или радость, вы чувствуете, как тело отзывается напряжением или легкостью. Обращая внимание на эти физические ощущения, вы можете лучше понять эмоции. Например, если каждый раз, когда вы проводите время с определенным человеком, у вас во рту появляется горечь, можно сделать вывод, что вам неприятно находиться с ним рядом; если при выполнении определенного действия у вас сжимается желудок, то действие это доставляет вам неловкость, вы не хотите этим заниматься. Конечно, вы и сами прекрасно знаете, кто вам нравится и что вам не подходит; но прислушаться к своему организму полезно даже человеку с отменно развитым эмоциональным интеллектом, потому что это лишний раз напомнит о необходимости беречь здоровье.

Забудьте о конфликте между разумом и чувством. Пусть он останется только в кино и книгах. Эмоциональный интеллект работает как инстинкт. Когда он сильно развит, вы будете знать, что чувствуете, без того чтобы думать об этом; и вы сможете использовать эти эмоциональные сигналы, чтобы понять ситуацию и начать действовать соответственно. Цель не в том, чтобы в войне между разумом и чувствами кто-то одержал победу, цель – прекратить эту войну и найти баланс между обоими участниками.

Послесловие

Эмоции – это те прочные невидимые нити, которые соединяют нас с другими людьми. Они – основа нашей способности понять самого себя и установить доверительные отношения с теми, кто нам нужен и дорог.

Но для того чтобы испытать все преимущества развитого эмоционального интеллекта, недостаточно только испытывать эмоции. Нужно понимать их и уметь контролировать. Это незаменимое умение можно назвать эмоциональной сознательностью. Все, что она нам дает, не нужно откуда-то доставать, это уже у нас есть. Эмоциональная сознательность заложена в каждом человеке без исключения, это особенность нашего вида. Разница лишь в том, что одни уделили больше времени и труда для ее развития, а другие – меньше. Да, кому-то высокий эмоциональный интеллект дан от рождения, а кто-то работает над ним самостоятельно и достигает ничуть не меньших результатов. Иногда – даже б*ольших, ведь то, во что вложен труд, ценится больше, чем полученное даром.

Начните совершенствование своего эмоционального интеллекта, независимо от того, насколько он сейчас у вас развит. Человеку всегда есть куда стремиться. Чем большей эмоциональной сознательностью мы обладаем, тем более ясно и творчески думаем, тем проще управляем стрессом и справляемся с проблемами, тем прочнее наши личные отношения. Знаем ли мы о них или нет, эмоции постоянно присутствуют в нашей жизни, влияя на все, что мы делаем. Быть эмоционально сознательным – это знать, что и почему мы чувствуем, определять и выражать свои чувства, понимать связь между своими чувствами и действиями, а также понимать то, что чувствуют другие люди, и сопереживать им.

[1]Большая медицинская энциклопедия. М.: Сов. энциклопедия, 1986. Т. 28. С. 148.

[2]Эдварда Ли Торндайка, американского педагога и психолога.

[3]Cognition and Emotion. 2005. V. 18 (4).

[4]Memory and Cognition. 2005. 32 (1). P. 1.118–1.132.

[5]Neuron. 2004. № 6.

[6]Science. 2011. № 7.

[7]Nature Neuroscience. 2010. № 4.

[8]Journal of Neuroscience. 2008. № 3.

[9]Science. 2003. № 302 / 5643.

[10]Psychological Science. 2006. № 15 / 3.

[11]Emotion. 2006. № 5 / 3.

[12]Congition. 1994. № 52 / 1.

[13]Cognitive Development. 1995. V. 10. № 3.

[14]Memory. 2000. № 8 / 6.

[15]Cognitive Development. 2000. № 15 / 1.

[16]Journal of Experimental Psychology: Learning, Memory and Cognition. 2005. № 22 / 3.

[17]Journal of Experimental Psychology: Learning, Memory and Cognition. 2005. № 31 / 1.

[18]Journal of Experimental Psychology: Learning, Memory and Cognition. 2003. № 29 / 4.

[19]Psychology and Aging. 1999. № 14 / 2.

[20]Journal of Experimental Psychology: Learning, Memory and Cognition. 2003. № 29 / 4.

[21]Neuropsychology. 2006. № 20 / 3.

[22]Brain and Cognition. 2004. № 56 / 3.

[23]Neurology. 2007. № 68 / 9.

[24]Journal of Neuroscience. 1994. № 3 / 2.

[25]Neuroimage. 2002. № 17 / 3.

[26]Psychological Science. 2004. № 15 / 4.

[27]Nature. 2004. № 429 / 6994.

[28]Neuropsychology. № 16 / 4.

[29]Journal of Clinical and Experimental Neuropsychology. 2002. № 22 / 1.

[30]Journal of Neurology, Neurosurgery and Psychiatry. 2001. № 70 / 4.

[31]Rehabilitation Psychology. 2005. № 49 / 3.

[32]Psychological Science. 2012. № 12.

Наши рекомендации