Принципы обучения. Классификация принципов обучения

В основе процесса обучения лежит система принципов, каждый из которых выступает в качестве руководящей идеи, нормы или правила деятельности, определяющего как характер взаимосвязи преподавания и уче­ния, так и специфику деятельности преподавателя и обучающихся.

Принципы обучения определяются прежде всего задачами, стоящими перед системой образования, тем социальным заказом, который обусловлен обществом и государством.

На развитие принципов, несомненно, оказывают влияние достижения самой педагогической науки, исследующей пути совершенствования процесса обучения и более полного удовлетворения требований, предъявляемых обществом, жизнью к образованию и воспитанию подрастающего поколения.

Одним из основополагающих методологических подходов в обучении любому предмету является реализация дидактических принципов обучения: научности, наглядности, доступности, системности, систематичности, преемственности, познавательной активности, индивидуально-личностного подхода, связи обучения с жизнью (А.В. Усова).

в обучении в качестве дидактических используют следующие принципы:

наглядности как заполнения пространства между конкретным и абстракт­ным в передаваемой информации;

системности как целенаправленного упорядочения знаний и умений обу­чающихся;

активности и самостоятельности обучающихся или ограничения их зависи­мости от педагога;

взаимосвязи теории и практики, эффективности отношения между целями и результатами обучения;

доступности как создания условий для преодоления трудностей всеми обу­чающимися в процессе познания и учения;

народностикак обращения к истории, традиции предыдущих поколений, достижениям отдельных людей и всего народа, а также национальной речевой культуре.

Принципы обучения – начало, исходное положение.

Имеет двоякую природу и выполняет две разные функции:

1. Отражает объективные связи во взаимодействии преподав-ля и обуч-го на различных этапах формирования ЗУН. МПО активно исп-ет принципы системности знаний, межпредметных связей, преемственности в формировании понятий и профес.направленности обучения.(дидактические принципы)

2. Включает в себя метод.принципы, содержащие конструктивный аспект взаимодействия субъектов в обуч-и.

Методич.принцип – конкретизированное выражение спец.требований к деят-ти преподавателя, детерминирующее конкретные методы работы учащихся на уроке по конкр.предмету.

А.П. Беляева выделяет след-ие спец-ие принципы:

· единство и взаимосвязь общего, политехнического и профессионального обр-ия;· мобильность;· стабильность;· динамичность;· комплексные межпредметные связи;· унификация;

· дифференциация.

При установлении перечня тем, их последовательности и распределения часов м/д ними решающими принципами яв-ся:· научность;· связь еории с практикой;· систематичность;· доступность;· унификация;

· дифференциация.

Принцип научности.при изучений предмета у уч-ся д. формироваться достаточно целое и верное представление о содержании и структуры науки, лежащей в его основе.

Связь теорий с практикой. Согласование тем предмета и последовательности его расположения относительно производственно обучения.

Систематичность в обучении. Уч-ся должны овладевать ЗУН в строго определённом порядке, предполагающем логическую обоснованность последовательного изучения материала.

Доступность. Изучаемый материал по объёму, содержанию и методам преподавания соотв-л возрасту и уровню подготовки уч-ся, их физическим силам и познавательным возможностям.

Унификация.Создание типовой учебно-программной документации в двух-трёх модификациях, учитывающих особенности характера и содержания труда. Это позволяет сократить кол-во уч-ых программ, улучшает организацию управления учебными заведениями, способствуют повышению эффективности всего учебно-воспт-го процесса. На основе данного принципа унифицированны учеб. планы группы профессий рабочих по металлообработке: токарей, фрезеровщиков, слесарей и т.д. Все планы имеют единую структуру, в них отведено одинаковое число часов на экзамены, каникулы и консультации, для них определён и единый перечень предметов общеобразовательного цикла.

Дифференциация.

Дифференцированный подход к распределению часов м/д темами плана в зависимости от рабочей профессии и типа учебного заведения.

Наши рекомендации