Методы и средства воспитания

Метод, прием и средство воспитания. Различные подходы к классификации методов воспитания. Методы формирования сознания личности. Методы организации деятельности и опыта поведения. Методы стимулирования.

В педагогике до настоящего времени нет единой трактовки понятий «метод», «средство» воспитания. Исходя из философской трактовки метода как способа достижения какой-либо цели, под методами воспитания понимаются пути и способы взаимосвязанной деятельности воспитателя и воспитуемого, направленные на достижение цели. Прием воспитания – это часть метода, подчиненная ему и входящая в его структуру. Средства воспитания – относительно независимые источники формирования личности. К ним относят виды деятельности (трудовую, игровую и т.д.), предметы, вещи, произведения и явления материальной и духовной культуры и др. В ряду этих понятий обобщающим является понятие «метод», оно включает в себя приемы и средства. Любой метод реализуется всегда как совокупность приемов и средств воспитания. Например, метод – беседа, прием – создание эмоционального настроя с помощью музыки, средства – слово учителя, магнитофон.

Выбор методов воспитания всегда причинно обусловлен, он зависит от целей и задач воспитания; содержания воспитания, возрастных и индивидуальных особенностей детей, уровня сформированности коллектива учащихся, условий воспитания, уровня педагогической квалификации воспитателя и др.

В педагогике нет строго научной классификации методов воспитания. В.И. Андреев выделяет методы целеполагания, планирования, организации, стимулирования, релаксации, нормирования, учета, контроля, педагогического анализа, коррекции. Б. П. Лихачев предложил следующую классификацию методов воспитания: 1) методы организации и самоорганизации детского коллектива; 2) методы повседневного общения, взаимодействия и взаимовоздействия; 3) методы детской самодеятельности; 4) методы педагогического воздействия, коррекции сознания и поведения, стимулирования и торможения деятельности детей, побуждения их к саморегуляции, самостимулированию и самовоспитанию. Наиболее принятой является классификация Ю. К. Бабанского, который выделил следующие группы методов воспитания: 1) методы формирования сознания личности; 2) методы организации деятельности, опыта поведения; 3) методы оценки и стимулирования деятельности и поведения.

Методы формирования сознания. Формировать сознание – значит формировать у учащихся нравственные, эстетические, правовые и т.д. представления и на этой основе вырабатывать взгляды и убеждения. Главный инструмент, средство реализации этих методов – слово. К этой группе методов относят беседу, лекцию, рассказ, объяснение, диспут, пример, внушение.

Одним из наиболее действенных методов данной группы является пример. Пример – это способ предъявления образца как готовой программы поведения и деятельности. Выделяют личный пример (родителей, сверстников, самого воспитанника и др.) и словесно-художественный (литературный и киногерой, выдающаяся личность). К реализации этого метода предъявляются следующие требования: приводить в качестве примера поступки, качества авторитетного, уважаемого воспитанником человека; не должно быть слишком большого разрыва между образцом и уровнем воспитанности ребенка; не следует использовать один и тот же пример часто и по отношению к разным детям; воспитатель должен обладать качествами или воспитывать у себя качества, которые приводит как пример и др.

В основе реализации второй группы методов (организации деятельности и опыта поведения) лежат следующие идеи: человек формируется в деятельности; все виды деятельности обладают определенными воспитывающими возможностями, поэтому целесообразно использовать комплекс видов деятельности; воспитывающей является только личностно значимая для ребенка деятельность.

Главное назначение данной группы методов – включение ребенка в деятельность и выработка на этой основе норм поведения. Основное средство – различные виды деятельности. Эта группа методов включает приучение, педагогическое требование, упражнение, общественное мнение, воспитывающие ситуации.

Например, требование – это эмоционально-волевое воздействие воспитателя на воспитанника; конкретная, реальная задача, побуждающая к росту и развитию учащихся. Значительную роль в воспитании ребенка отводил этому методу А. С. Макаренко, им была разработана техника предъявления требования к воспитаннику. Различают прямые (указания, приказания, предписания) и косвенные (просьба, намек, оказание доверия и др.) требования. Требования должны быть выполнимыми, доведены до логического конца, осознаваться воспитанником, необходимо единство в предъявлении требований.

Методы оценки и стимулирования деятельности и поведения. Стимулировать – значит давать толчок, импульс к мысли, чувству, действию. Основное назначение – воздействие на чувства и эмоции, формирование положительного отношения к внешним воспитательным воздействиям с целью перевода их во внутренние установки личности. К этой группе методов относят поощрение, наказание и соревнование.

Рассмотрим метод наказания. Наказание – это способ торможения и коррекции поведения, противоречащего принятым нормам. Основным средством реализации метода является слово.

По отношению к этому методу не имеется однозначной позиции в истории педагогики. В период становления человеческого общества такой метод воспитания не применялся вообще, что сохраняется и у некоторых племен до настоящего времени; в 20-е годы ХХ века в отечественной педагогике был период отказа от наказания как метода, унижающего личность и имеющего негативные последствия. Противником наказания был и В. А. Сухомлинский. Но все же в педагогике используется этот метод.

Выделяют следующие виды наказания: порицание, выговор, замечание, ограничение в правах, лишение почетных обязанностей, удаление с урока, перевод в другой класс, исключение из школы. Частным случаем наказания является метод естественных последствий. К применению этого метода предъявляются следующие требования: понятность, соизмеримость с проступком, учет психического состояния; наказание не должно унижать достоинство ученика и причинять ему физических страданий и др.

Ни один из методов не является универсальным. В практической деятельности необходимо сочетание различных методов, что повышает эффективность воспитательного процесса.

Формы воспитания

Форма воспитания как динамическое явление. Классификация форм воспитания. Классный час как основная форма воспитания. Система действий при организации воспитательных мероприятий. Анализ воспитательного мероприятия.

Форма – это внешнее очертание, наружный вид, контуры предмета; внешнее выражение какого-либо содержания. Форма воспитательной работы – это совокупность организаторских приемов и воспитательных средств, обеспечивающих внешнее выражение воспитательной работы (композиционное построение воспитательного мероприятия).

Формы воспитательной работы – это динамическое явление. Существующая система форм воспитательной работы постоянно пополняется новыми, соответствующими изменяющимся общественным условиям школьной жизни. В последнее время основы их содержания и методики заимствуются из популярных игр, телевизионных передач, телешоу («Поле чудес», КВН, «Звездный час» и др.). Ряд форм вырабатывается в самой педагогике, к ним можно отнести «трудовой десант», «орлятский огонек» и др.

Существуют разные подходы к классификации форм воспитания, в основе которых лежит тот или иной признак:

1) по количеству участников: массовые (школьный бал), групповые (классное собрание), индивидуальные (беседа);

2) по видам деятельности: познавательно-развивающие (викторина), развлекательные (дискотека), по направлениям воспитательной работы (профориентационные, физкультурно-оздоровительные и т.п. дела);

3) по результату: информационный обмен (устный журнал), выработка общего решения (собрание), общественно значимый продукт (акция милосердия).

В учебной литературе приводятся и другие подходы к классификации форм воспитания.

Формы воспитания выполняют следующие функции в воспитательном процессе: 1) организаторскую, 2) регулирующую, 3) информативную, 4) адаптационную, 5) развивающую, 6) собственно воспитательную, 7) коммуникативную. Выделение этих функций является условным, так как каждое воспитательное мероприятие решает комплекс задач.

Широко распространенной формой воспитательной работы является классный час (час классного руководителя). Во многих школах время его проведения указывается в школьном расписании. В. А. Сухомлинский подчеркивал, что классный руководитель должен беседовать с учащимися не только о прошедшем, но и на заранее запланированные темы.

Час классного руководителя – это форма воспитательной работы, при которой школьники под руководством педагога включаются в специально организованную деятельность, способствующую формированию системы отношений к окружающему миру. Выделяют два основные вида классного часа: тематический и час общения по текущим делам в классе.

Классный час выполняет следующие функции: 1) просветительскую; 2) ориентирующую; 3) направляющую; 4) формирующую.

При подготовке и проведении воспитательного мероприятия необходимо ориентироваться на следующую систему действий:

1. Создание временной инициативной группы (совета дела), которой поручается разработка плана предстоящего мероприятия.

2. Разработка композиции предстоящего мероприятия.

3. Составление списка подготовительных дел, определение средств, материалов, которые потребуются для реализации задуманного.

4. Распределение, заданий, поручений.

5. Совместная деятельность по подготовке мероприятия.

6. Проведение подготовленного мероприятия.

7. Подведение итогов, анализ осуществленной программы действий.

Такая организация воспитательного мероприятия позволяет реализовать личностно-деятельностный подход в воспитании, повышает степень самостоятельности школьников в организации жизнедеятельности класса.

Как уже отмечалось, любое дело завершается его анализом. Выделяют две стороны анализа. Первая – это совместный анализ учителя с воспитанниками. Задача учителя заключается в том, чтобы помочь учащимся сопоставить намеченное и результат; причем, важна не констатация, а анализ деятельности, оценка вклада каждого; выделение отрицательных моментов в организации совместной деятельности. Другая сторона – это педагогический анализ. Он нужен воспитателю для определения задач индивидуальной работы с воспитанниками, выделения стратегических направлений работы с классом.

Наши рекомендации