Перечень необходимого оборудования
Аудитории для проведения лекционных и практических занятий, оснащенные стандартным набором учебной мебели, учебной доской и стационарным или переносным комплексом мультимедийного презентационного оборудования.
Основные понятия:деятельность, деятельностный подход, универсальные учебные действия, развивающее обучение,
Методические материалы:раздаточный материал, электронные приложения к практическим занятиям: презентации.
Перечень используемых образовательных технологий: развернутая беседа, дискуссия, обсуждение презентаций, устный и письменный опрос, оппонирование докладов, дискуссии, конспектирование первоисточников, реферирование, работа со словарями, хрестоматиями, электронными книгами, электронными периодическими изданиями.
План практического занятия
1. Определение понятия и сущности деятельностного подхода
2. Функции универсальных учебных действий
3. Цели обучения при деятельностном подходе
4. Концепция развивающего обучения
5. Основные положения педагогической психологии и дидактики, связанные с деятельностным подходом
6. Виды деятельности и ее структура
Вопросы для обсуждения
1Что такое деятельностный подход в образовании? Его сущность
2 Каковы функции универсальных учебных действий?
3 Приоритетные цели обучения при использовании деятельностного подхода
4 Сущность концепции развивающего обучения и ее связь с теорией деятельностного подхода
5 Охарактеризуйте основные положения педагогической психологии и дидактики, связанные с деятельностным подходом
6 Охарактеризовать виды деятельности и ее структуру
7 Выявить взаимосвязь теории Л.С. Выготского о ведущей деятельности и деятельностным подходом в обучении.
8 Каковы возможности использования деятельностного подхода в структуре коррекционно-развивающего обучения?
Срс
1 Сделать доклад по теме занятия
Рекомендуемые темы:
· Деятельностный подход в обучении
· Концепции развивающего обучения
· Деятельностный подход в работах отечественных педагогов и психологов
· Функции универсальных учебных действий в процессе обучения
· Возможности использования деятельностного подхода в структуре коррекционно-развивающего обучения
2 Проанализировать статью Леонтьева А.А. Что такое деятельностный подход в образовании? //Начальная школа: плюс-минус. – 2001. – № 1. – С. 3-6.
Методические рекомендации преподавателю по организации практических занятий: Обратить внимание на методические материалы к практическому занятию, предложить студентам оформить материал в виде доклада
Рекомендуемая литература:
а) основная литература
5. Специальная педагогика / Под ред. Н.М. Назаровой. – М., 2006.
6. Специальная психология / Под ред. В.И. Лубовского. – М., 2006.
7. Специальная психология и педагогика / Г.И. Колесникова. – Ростов н/Д, 2007.
8. Усанова О.Н. Специальная психология. – СПб., 2006.
Б) дополнительная
1. Алексеев Н.Г. Проектирование и рефлексивное мышление // Развитие личности. 2002, №2
2. А.Г.Асмолов, Г.В.Бурменская, И.А. Володарская и др. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя / под ред. А.Г.Асмолова. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2011. – 159 с.
3. Бородулина С.Ю. Коррекционная педагогика. – М., 2004.
4. Выготский Л.С. Педагогическая психология. – М.: Педагогика-Пресс. 1996
5. Гонеев А.Д., Лифинцева Н.И., Ялпаева Н.В. Основы коррекционной педагогики /Под ред. В.А.Сластенина. – М., 1999.
6. Государственный стандарт общего образования лиц с ограниченными возможностями здоровья (по отдельным направлениям). – М., 1999.
7. Дефектология. Словарь-справочник /Под ред. Б.П.Пузанова. – М., 1996
8. Дьюи Дж. Демократия и образование / Пер. с англ. – М.: Педагогика. 2000
9. Коррекционная педагогика /Под ред. Б.П.Пузанова. – М., 1998.
10. Лапшин В.А., Пузанов Б.П. Основы дефектологии. – М., 1990.
11. Леонтьева А.А. Что такое деятельностный подход в образовании? //Начальная школа: плюс-минус. – 2001. – № 1. – С. 3-6.
12. О специфике деятельности специальных (коррекционных) образовательных учреждений I-VIII видов. Инструктивное письмо Министерства общего и профессионального образования РФ № 48 от 04.09.97 //Вестник образования, 1998, № 4.
13. Ульенкова У.В. Организация и содержание специальной психологической помощи детям с проблемами в развитии. – М., 2005.
14. Шевченко С.Г. Коррекционно-развивающее обучение: организационно-педагогические аспекты. М.: ВЛАДОС, 2001. – 136 с.
15 Электронные издания журналов по специальной педагогике http://www.schoolpress.ru/products/magazines/index.php, http://pressa.ru/izdanie