Проблемы и тенденции современной молодежи
Социологические опросы жителей различных регионов России и спортсменов, их тренеров, педагогической общественности позволяют выявлять динамику настроений, мнений, оценок по отношению к спортивным проблемам, корректировать механизм реализации намеченных планов спортивной работы с молодежью [5]. Молодежь, как самая динамичная, более восприимчивая к изменяющимся условиям, социально-демографическая группа, быстрее адаптируется в качественно новых обстоятельствах. Для студентов характерно стремление к культурной новации, иногда в ущерб традиции. Культурные ценности и эстетические пристрастия старших, которые те пытаются передать молодым людям, встречают у студентов, как правило, критическое отношение. Вместе с тем, в силу особенностей возраста, для которого характерны максимализм и внушаемость, студенты, как и другие молодые люди, часто путаются в критериях своих оценок и порой не могут объяснить, чего им собственно, хочется.
Резкий слом общественно-политической системы привел к существенным изменениям в социокультурной преемственности поколений [6]. Такие важнейшие составляющие механизма преемственности, как образование и воспитание за последнее время заметно потеснены в системе социализации молодежи институтами и ценностями культуры массового общества. В системе жизненных ценностей, отмечает К. Мяло, "образовался феномен гипертрофированного стремления иметь материальные блага, не обеспеченные равнозначным стремлением эти блага создавать". Этот феномен определяющим образом повлиял на основной вектор ценностных изменений у поколений, выросших в условиях рыночных реформ. Об этом за последние годы убедительно свидетельствуют многочисленные социологические опросы различных категорий молодежи [6]. Многие из них выявили общий ценностный и нормативный кризис, выразившийся у определенной части молодежи в дегуманизации и аморализме жизненных установок [6,7,39].
У современной молодежи не сформировано общее ценностное поле: нет сфер жизни, однозначно значимых или незначимых для большинства. Не проявилось и ярких различий в ориентации в зависимости от пола, возраста, образования. Структуру предпочтений молодежи можно разделить на три подгруппы: сферы жизни, значимые в высокой степени - работа, досуг, общение со сверстниками, отношения с родителями; значимые ни среднем уровне - учеба; здоровье, семья, брак, любовь, секс; значимые в низкой степени - религия, общество, страна, город, среда обитания. Обнаружились существенные различия у молодежи и взрослого населения в отношении значимости различных сфер жизни [7].
Относительно ценностных ориентации молодежи важно подчеркнуть: несформированность ценностного поля, полярность суждений, расплывчатость нравственных позиций, большую ориентацию на материальные блага, нежели на духовные ценности; слабый интерес к проблемам общества и страны [17].
Основная масса современной молодежи предпочитает развлечения чаще пассивные, реже активные. Жизнь студента очень насыщена. 7-8 часов в день он проводит за учебой. Остальное же время в полном его распоряжении. Как правило, большую часть своего свободного времени студент тратит на различного рода развлечения. Досуг студента можно разделить на две категории: пассивное и активное время препровождение. К пассивному время провождению можно отнести такие занятия как чтение книг, журналов, просмотр телепередач, видеофильмов, прослушивание, радиопередач, музыки. Так же к пассивному «отдыху» можно отнести не традиционные на настоящий момент занятия молодежи: вязание, шитье, плетение, вышивание, столярные работы, рисование и другие виды народных промыслов. Но в основном на свободное время препровождение студента наложил свой отпечаток научно-технический прогресс. Большую часть времени студенческой молодежи занимает компьютер. Как правило, он используется как сфера развлечения – компьютерные игры.
Около половины всей студенческой молодежи все же предпочитают использовать свое свободное время активно. Это занятия спортом, посещение различного рода массовых мероприятий, как то народные гуляния, дискотеки, концерты. Чем же еще занято свободное время сегодняшнего студента? На первом месте по популярности идет изучение иностранных языков. Изучение возможностей компьютерной сети занимает в жизни старшекурсников огромное место, причем неумение работать в Интернете считается плохим тоном. Затем с небольшим отрывом следуют изучение литературы, истории, искусствоведения и спорт.
Несмотря на прослеживающуюся в мире и в России на протяжении последних 30-40 лет акселерацию, в настоящее время у нас в стране количество школьников, соответствующих своему биологическому возрасту, снизилось до 40-50%, а число детей с нормальным физическим развитием снизилось до 13% . В конечном итоге только около 10% выпускников полной общеобразовательной школы могут считаться здоровыми, 50% имеют морфофункциональную патологию, а 40% - хронические заболевания[7].
Вместе с тем, исследования показывают, что уровень алкоголизации среди мальчиков в 11 регионах России по данным за 2008-2013 гг. колеблется от 72 до 92%, а среди девочек - от 80 до 94% [52].
К 11 классу курят около половины юношей и четвертая часть девушек. Примерно 37% подростков в возрасте 12-18 лет употребляют анаболики. Отсутствие знаний по культуре здоровья и/или пренебрежение здоровьем ведут к тому, что 40% школьников не знают, что такое здоровый образ жизни, 75% не занимаются физической культурой и спортом, около 50% (преимущественно подростков и старшеклассников) к выпуску из школы пробовали наркотики, около 70% вступили в сексуальные отношения, на 45% возросла заболеваемость гонореей у юношей и девушек 14-16 лет. В конечном итоге оказывается, что темпы возрастания смертности в подростковом возрасте сравнимы с этим показателем для возрастной группы 65-70 лет[31].
Спорт является прекрасным средством в борьбе с уходом молодых людей в виртуальную реальность. И эта реальность не только наркомания, алкоголизм и другие формы девиации. Еще более опасно для общества "оболванивание" молодежи средствами СМИ.
Около 35% молодежи испытывают недифференцированную тягу к телевидению как символу прогрессивной, стильной или красивой жизни.
Около 10% отрицают тягу к просмотру: "Я вообще не смотрю телевизор". В основном это люди, полностью реализующие себя в различных социальных сферах. Но входят сюда и наркоманы, алкоголики и т.п. Остальные 40% "перетекают" от предыдущей ко второй группе [31].
Таким образом, не меньше половины современной молодежи приобрели клишированность сознания и эмоций, атрофию личных жизненных позиций и преобладание рекламной психологии в сознании. Овладевая "символизированными" вещами и стилем жизни, молодежь ассоциирует себя с красивой сказкой по телевизору. Эмоциональная же подкладка, собственные жизненные цели и устремления разрушаются. Зачастую не отдается отчет в том, что предлагаемый видеоряд символов до предела однообразен, несмотря на различное построение сюжетной линии. В результате на фоне серости собственной личности просмотр видеофильма действительно становится глотком счастливой, полнокровной жизни, ее виртуальным суррогатом. Такой феномен психологи называют "манипуляцией сознанием при помощи эмоционально окрашенных символов", и он, как известно, активно применяется в обычной, "откровенной" рекламе [31].
Сегодня необходимо совершенствование структуры, содержания, нормативно-правовой базы массового спорта, наращивание потенциала, информационного обеспечения, социальной поддержки работников данной сферы, популяризация спорта среди молодежи, пропаганда занятий спортом и здорового образа жизни в СМИ, моральное и материальное стимулирование активно занимающихся спортом.
Важно, чтобы инициатива к разрешению текущей ситуации, была не только в нормативно-правовых документах и шла от администрации учебных заведений, а чтобы инициатива шла от самих студентов. И здесь важно показать студентам альтернативу, тот образ жизни, который приведет к лучшему будущему. Спортивные студенческие клубы и их деятельность, может положительно повлиять на разрешение текущей ситуации и не только выступить как альтернатива асоциальным и девиантным формам досуга и образу жизни молодежи, но и создать социально полезные тенденции в молодежной среде.