Роль школы в процессе социализации учащихся.
Социализация личности– процесс овладения человеком социальным и соц.-психол-ими нормами, правилами, функциями, ценностями, общественным опытом в целом.
Цель школы как соц. института – всесторонне подготовить человека к жизни в определенных общественных усл-ях, к осознанному выбору рода профессиональных занятий, к успешной реализации в конкретной сфере деят-ти.
Современная российская общеобраз. школа как соц. институт представляет собой учр-ие, функционирующее в соответствии с Законом РФ «Об образовании» (1991 г.). Она строит свою деятельность, опираясь на следующие принципы: гуманистический характер образ-ия, приоритет общечеловеческих ценностей; единство культурного пространства в условиях многонационального государства; общедоступность образования, светский характер обр-ия, свобода в обр-ии. В законе об образовании указывается также на гарантии получения гражданами страны образования независимо от пола, расы, нац-ти, языка, происхождения, места жительства, отношения к религии, возраста, состояния здоровья, социального положения.
Шакурова М.В. выделяет следующие функции школы: культурно- образовательная, регулятивно – воспитательная, коммуникативная, управленческая и т.д.
Социальные функции школы: социально – адаптивная (обеспечивает включение школьника в социальные отношения), социально – преобразующая ( подготовка новых поколений к жизни), соц. – защитная (обеспечение прав детей), реабилитационная (преодлоление затруднений), приобщение детей к культурному наследию.
Т.о., современная школа призвана осуществлять социально и личностно ориентированное обучение и воспитание. Сделать это она сможет, по мнению В.И. Загвязинского, если в ней сложилась воспит-ая система, в которой сочетается управление и самоуправление, налажена связь с другими институтами социализации, если школа - отрытая ситема, если сложилась развивающая среда, которая обеспечивает включение ребенка в доступные возрасту виды жизнедеятельности, если в реализацию целей социального воспитания включен весь педагогический коллектив, если развивается ученическое самоуправление.
Школы различаются сценарием социализации, который реализуют в образ-ом процессе. (Басов, Кравченко)
«Школа учебы». У истоков стоял Коменский. Принципы:авторитарность, изучение предмета как копии науки,а не освоение на оснвое закономреностей жизни природы и общества, единообразие и стандартность режима. Задачи социализации в такой системе перекладываются на семью, досуговые учр-ия, телевидение, улицу.
Школа – «золотая клетка».Платные и частные школы. Психологически этот сценарий предполагает поддерживать у ребенка чувство собственной исключенности. У уч-ся нач-ых классов с трудом формируется важнейшая социальная роль – «социальная позиция школьника». Они слабо мотивированы на самостоятельную познавательную дея-ть, не умеют строить и поддерживать деловое общение, отлич-ся завышенной или заниженной самооценкой.
Интерактивная школа. Главная идея – владение компьютерными технолгиями – основной путь социализации 21 века. Этот сценарий практически исключает общение детей друг с другом и со взромлыми.
«Школа разных маршрутов». Дифференцированный подход в обучении. Считают, что дети, по – разным причинам отстающие в развитии, требуют иного темпа обучения и содержания и форм учебной работы. Значит детей надо делить по успеваемости и т.д. Это тоже неверно.
«Школа социального опыта» Цель школы не в формировании ЗУНов, а в становлении готовности к самоопределению в нравственной, интеллектуальной сферах и т.д. Образование организуется не по модели « изоляция от социума», а «включение в социум». Активно используется совместная творческая дея-ть, театрализация, ролевые игры и т.д.