Социализация личности дошкольника и роль педагога в процессе социализации.

Дошкольное детство - период активного овладения механизмами социализации, усвоения норм социального поведения.

Социализация личности дошкольника является фундаментом в проявлении социальной культуры. Усвоение трудовых навыков, ценностей, правил, традиций, норм, знаний являются ключевыми понятиями социализации личности. Успешная социализация дошкольника во многом зависит от правильной организации свободного общения. От социализации дошкольника зависит развитие индивида, раскрытие способностей, становление личности, поэтому наша задача – направить все свои силы на успешность социализации дошкольника.

Ребенок становится социальным существом, человеком разумным, личностью со всеми присущими ей общими, типичными и индивидуальными свойствами только в обществе, взаимодействуя с себе подобными. Становление личности и индивидуальности ребенка осуществляется в ходе социогенеза, основу которого составляют процессы социализации и индивидуализации. Социализация и индивидуализация являются психологическими механизмами социального развития человека. Именно в процессе социального развития происходит присвоение социокультурных ценностей и становление социальной сущности человека, социально психологической зрелости личности и ее индивидуальной позиции в обществе.

Социализация - процесс, посредством которого индивид становиться членом общества, усваивает его нормы и ценности, овладевая теми или иными социальными ролями.

Социализация личности ребенка – это процесс усвоения и активного воспроизведения индивидом соц.опыта человечества. Социализация – это двухсторонний процесс: усвоение ребенком соц.опыта и активное воспроизведение этого опыта (базовой культуры человечества).

Социальный опыт – базовая человеческая культура (физ.,дух.,мат.,общ.-полит.-я)

Агенты первичной социализации - это ближайшее и непосредственное окружение человека (родители, братья и сестры, другие родственники, друзья семьи, воспитатели, учителя, руководители кружков и т. д.)

Фигура воспитателя приобретает очень большое значение на раннем этапе социализации, т.к. ребенок проводит основную часть времени в детском саду.

Взаимоотношения педагога с ребенком- один из важнейших путей воспитательного воздействия на формирующуюся личность ребенка. Однако в деятельности педагога не всегда складываются хорошие взаимоотношения с детьми. Во многом это зависит от стиля руководства или от стиля общения с ними, от индивидуального стиля педагогической деятельности.

Человек – это высшая стадия развития живого организма

Личность – это человек как член общества, имеющий определённые права и обязанности, активнодействующий и преобразующий мир, разумное существо владеющее речью и способное к трудовой деятельности

Индивид– это отдельный представитель человеческого общества

Индивидуальность – это совокупность признаков присущих одному организму и характерным образом отличающему его от других организмов принадлежащих к такому же виду.

Объект – это то на что направленна деятельность субъекта

Субъект – это активнодействующий, сознающий, познающий, обладающий сознанием и волей индивид.

Ребенок по сути объект пед. деятельности, ребенок + самовоспитание = ребенок становится субъектом.

Ребенок должен активно социализироваться и воспроизводить свой опыт. В процессе социализации ребенок становится активным субъектом.

Факторы социализации:

1. Макрофакторы (Большое) : общество, государство, планета, космос.

2. Мезофакторы (Среднее) : экокультура( где родилася), место жительства, религия, сми.

3. Микрофакторы (Малое) : 7я, друзья, общество, доу, школа, уч., зав, соц.раб.

_______________________________________________

Что же мы понимаем под социализацией личности дошкольника?

Внимание ученых прежде всего к вопросам становления социальной сущности человека естественно, так как его развитие, жизнедеятельность и деятельность возможны только в обществе. Общественная сущность личности как атрибутивной характеристики каждого человеческого субъекта, благодаря чему он регулирует свои отношения с объективной действительностью, признается как зарубежными, так и отечественными учеными (Т.Айзенк, Дж.Гилфорд, Э.Кречмер, А.Маслоу, Г.Олпорт, К.Юнг, К.А.Абульханова-Славская, Л.И.Божович, Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн и мн. др.) [3].

В качестве критериев и показателей социализации предлагается использовать отношение ребенка к обществу, социально-значимой деятельности; степень активности жизненной позиции; направленность личности на предмет социальных отношений; степень сформированности социального опыта.

Социализация представляет собой многоаспектный процесс, в ходе которого осуществляется приобщение человека к «всеобщему социальному» и постоянное открытие, утверждение себя как субъекта социальной культуры. Социализация детей дошкольного возраста осуществляется в разнонаправленной деятельности по освоению предметного мира и мира отношений между людьми.

Социализация осуществляется как в ходе стихийного влияния социальных факторов, так и в целенаправленном, организованном процессе. Социализации дошкольников определяется различными основаниями социальной идентификации, доминирующими в том или ином возрасте: младший дошкольный возраст - видовая и родовая идентификация.

В процессе социализации очень важную роль играет детский сад, работники которого выполняют не только роль педагога, но и психолога. Деятельность воспитателей направлена на развитие индивидуальности ребенка, организации его психологического состояния, а также, преодоление проблем в общении.

Родители– второй инструмент и средство социализации дошкольников. Родители обладают авторитетом, по крайней мере, в дошкольном возрасте, поэтому родительский пример достаточно весом для ребенка. Семья – главная школа жизни, благополучная семья – незаменимая школа жизни.

Дошкольное образовательное учреждение как социально-педагогическая система входит в состав социального института образования и, являясь его начальным этапом, рассматривает проблемы развития ребенка и решает вопросы ранней социализации детей. Проблема социализации личности в истории отечественной педагогики всегда была актуальной, об этом свидетельствуют исследования известных педагогов, таких, как В.С.Мухина, рассматривающая в качестве механизмов социализации идентификацию и обособление личности, А.П.Петровский, изучавший закономерную смену фаз адаптации, индивидуализации и интеграции в процессе развития личности.

Существенное значение в процессе социализации-индивидуализации уже в дошкольном возрасте приобретает социальный опыт. Социальный опыт ребенка дошкольного возраста достаточно ограничен, однако он является механизмом регуляции социально приемлемого поведения в тех случаях, когда не «срабатывает» ни один из вышеперечисленных механизмов, так как в нем находится отражение субъекта сущности индивида.

В процессе социализации ребенок-дошкольник усваивает и развивает накопленный человечеством социокультурный опыт, включающий в себя: социокультурные навыки, знания, поведение, опосредованное традициями, обрядами, правилами; социальные чувства, установки и мотивы, позволяющие человеку комфортно и эффективно существовать в обществе других людей.

Дошкольный возраст - это период приобщения ребенка к познанию окружающего мира, период его начальной социализации. Высокая восприимчивость детей дошкольного возраста, легкая обучаемость, благодаря пластичности нервной системы, создают благоприятные возможности для успешного нравственного воспитания и социального развития личности.

Игра оказывает существенное влияние на социальное и нравственное развитие личности ребенка дошкольного возраста.В ней отражается содержание окружающего ребенка социального мира, существующих в нем нравственных норм и правил. Игра- наиболее доступный для детей вид деятельности, способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений, знаний. Это подлинная социальная практика ребенка, его реальная жизнь в обществе сверстников [1,c.3].

Накопление ребенком самостоятельно и под руководством взрослых необходимого социального опыта способствует раскрытию возрастного потенциала дошкольника, успешной подготовке к обучению в школе, а позднее - к взрослой жизни. Из этого следует, что именно в дошкольном возрасте закладываются основы социальной зрелости (компетентности) ребенка, определяя траектории развития и успешной адаптации в меняющемся социуме.

Социализация проходит успешно, если у воспитанника наблюдаются положительные изменения в каждой из указанных областей. В образовательном процессе задействованы все субъекты ближайшего социального окружения ребенка-дошкольника: родители, братья и сестры, сверстники, бабушки и дедушки, воспитатели и специалисты дошкольных образовательных учреждений. Общение с каждой из перечисленных групп людей оставляет неизгладимый след в сознании ребенка и оказывает влияние на его личностное развитие. Отношение с каждым из субъектов имеет свою специфику. Так, взрослые в этом процессе играют активную формирующую роль. Они задают образцы поступков и являются носителями норм и правил, принятых в обществе, гарантами правопорядка и справедливости в жизни детей. Детское общество для ребенка - это, прежде всего лаборатория социального творчества, в которой он испытывает на практике различные формы поведения и отношений со сверстниками и отбирает наиболее удачные и приемлемые для себя.

Основной результат эффективной социализации, по мнению большинства ученых, является научение воспитанников быть продуктивными членами общества, приобщение их к правам, социальным ролям и обязанностям, хорошая адаптация к социальной среде, интеграция в жизнь общества.

Наши рекомендации