Маркетинговые исследования в библиотеке
Ознакомилась с технологией маркетингового исследования, с этапами, с проблемами и формированием целей исследования, с отбором источников информации, с выбором вида и метода маркетингового исследования.
Вывод: я сделала анализ PR – активности минусинской ЦБС: надо активнее позиционировать ЦБС, чтобы увеличилась книговыдача. Разработала библиотечную рекламу: мини – путеводитель пользователя «Моё первое знакомство с библиотекой».
Раздел 3 Методическое обеспечение библиотек
Основные направления и функции научно-методической работы
Изучила структурные подразделения, их функции, задачи и основные направления деятельности методической службы.
Методическая служба библиотеки, организация её работы
Методическое обеспечение библиотечной деятельности возлагается на специальную методическую службу библиотеки:
1.Научно-методический;
2.Методический;
3.Методико-библиографический;
4.Инновационно-методический;
5.Организационно-методический;
6.Отдел маркетинга и инновационно-методической работы и т.д.
Методический отдел должен иметь:
1.Справочный фонд опубликованных и неопубликованных материалов конкретной библиотеки;
2.Сеть картотек (необходимых для конкретной библиотеки);
3.Документация отдела (план работы, дневник учета методической работы);
4.Технические средства, средства оперативной связи с библиотеками;
5.Новые информационные технологии;
6.Наглядное оформление кабинета.
В процессе методического обеспечения библиотечно-информационной деятельности реализуется ряд функций, которые находятся в тесном взаимодействии, представляя в совокупности систему методического влияния на работу библиотек.
Функции:
1.Информационная - своевременное и полное библиографическое и фактическое информирование библиотекарей обо всем новом;
2.Педагогическая – процесс обучения использования новшеств, повышения квалификации, непрерывное образование;
3.Организационная –не только консультационно-информационная деятельность, но и оказание практической помощи;
4.Исследовательская –изучение, обобщение библиотечной практики, экспериментальная работа в библиотеках.
Повышение квалификации и переподготовки библиотечных работников:
1.Инновационное;
2.Консультации.
Аналитическая деятельность,направленная на изучение состояния и развития, как отдельных библиотек, так и библиотечной сети в целом:
· Количественный анализ;
· Систематизация;
· Составление текстовых отчетов;
· Составление обзоров деятельности;
· Методический мониторинг;
· Обследование деятельности библиотеки.
Консультирование:
· Метод обработки;
· По форме сведений, система методических рекомендаций;
· Индивидуальное и материальное методическое консультирование.
Инновационная деятельность:
· Изучение библиотечной практики в целях обнаружения потребности в новшестве;
· Поиск новшеств, применение которого позволит разрешить то или иное противоречие в библиотечной практике;
· Оценка новшества;
· Испытание новшества в библиотеке;
· Распространение новшества по сети библиотек;
· Освоение новшества в конкретной библиотеке.
Формы повышения квалификации:
· Различные курсы;
· Совещания «Круглые столы»;
· Методический инструктаж, посещение библиотеке;
· Семинары;
· Научно-практические конференции;
· Школа…(молодого библиотекаря);
· Методы ситуационного проблемного обучения: тренинги, деловые игры, анализ конкретных ситуаций;
· Стажировки;
· Практикумы, практическая помощь на местах;
· Конкурсы;
· Дистанционное повышение квалификации;
· Профессиональное самообразование.