График нормального распределения
Нормальное распределение унимодально и симметрично, мода, медиана и среднее значение равны.
На малых выборках любые показатели теряют свою стабильность.
Смещение среднего значения влево или вправо говорит о слишком трудной или слишком легкой подборке заданий теста [12].
Меры изменчивости
Размах – измеряет на шкале расстояние, в пределах которого изменяются все значения показателя в распределении. Из индивидуального балла самого сильного ученика вычитают индивидуальный балл самого слабого.
Дисперсия
Подсчет дисперсии основан на вычислении отклонений индивидуального балла каждого ученика от среднего арифметического в распределении: или xi – М (i=1,2,…,N). Знак отклонения указывает место результата ученика по отношению к среднему арифметическому по тесту. Для ученика с индивидуальным баллом выше среднего значение разности будет положительно, а для тех, у кого результат ниже среднего арифметического, отклонение отрицательно.
Мера изменчивости, называемая дисперсией обозначается S2x (или ?2x) и вычисляется по формуле
,
где x1 – индивидуальный балл первого ученика, x2 – индивидуальный балл второго ученика и т. п., – среднее выборочное (среднее арифметическое) для данной группы, ? – сумма квадратов разностей, вычисленных для каждого ученика, N – количество учащихся в данной группе.
Низкая дисперсия индивидуальных баллов говорит о слабой дифференциации испытуемых по уровню подготовленности в группе, что противоречит основной цели нормативно-ориентированных тестов.
Определение достоверности различий между сравниваемыми группами
Существуют множество статистических критериев и способов для определения того, является ли различие в уровне знаний, умений, качеств двух групп случайных или статистически достоверным. Один из таких способов – расчёт t-критерия Стьюдента (для независимых выборок) по формуле
,
где и – среднее выборочное (среднее арифметическое) для первой и второй группы, ?21 и ?22 – дисперсия для данной группы, n1 и n2 – количество учащихся в данной группе.
Полученный результат сравнивается с табличным результатом для данной степени свободы ?, которое определяется по формуле:
? = n1+n2 -2,
где n1 – количество учащихся в первой группе, n2 – количество учащихся во второй группе. Например, для двух групп численностью каждая 10 человек ? = 10 = 10 – 2 = 18, tтабл = 2,10.
В том случае, если результат превосходит табличное значение, можно говорить о достоверном статистическом различии в уровне знаний, формирований умений или личностных качеств между первой и второй группой.
Таблица 9
Критические значения t-критерия Стьюдента при уровне значимости 0,05
? | t-критерий |
2,78 | |
2,58 | |
2,45 | |
2,37 | |
2,31 | |
2,26 | |
2,23 | |
2,20 | |
2,18 | |
2,16 | |
2,14 | |
2,13 | |
2,12 | |
2,11 | |
2,10 | |
2,09 | |
2,09 | |
2,06 | |
2,04 | |
2,02 | |
2,01 | |
2,00 | |
1,99 | |
1,98 |
Тема 11
ЕДИНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКЗАМЕН
С 2001 года в нашей стране проводится эксперимент по введению единого государственного экзамена (ЕГЭ) для выпускников школ и поступающих в высшие учебные заведения.
Причины введения ЕГЭ
В результате реформ конца 80-90-х годов российское образование перестало носить унифицированный характер и перешло к использованию вариативных программ, учебников и пособий, что, с одной стороны, увеличило возможности системы образования: реализация идей развивающего обучения, профессиональной ориентации, возможности индивидуального подхода, но, с другой стороны, усложнило контроль за качеством получаемого образования. «В условиях резко возросшего разнообразия средств, методов и содержания обучения школьников со всей остротой встала задача обеспечения единого уровня и содержания базового ядра общего и среднего образования для всех выпускников школ» [7]. ЕГЭ может стать эффективным надежным и объективным средством контроля за качеством знаний и умений учащихся, в случае успешного завершения эксперимента. Таким образом, в данный момент ЕГЭ рассматривается как одно из средств модернизации современного образования в России.
Задачи единого экзамена:
· расширение доступности высшего образования благодаря введению однотипных экзаменов для всех выпускников общеобразовательных школ и их параллельного участия в заочном конкурсном отборе сразу в несколько вузов;
· совершенствование системы и практики финансирования высших учебных заведений на основе рыночной состязательности между ними за прием лучших студентов;
· снижение психологической нагрузки на выпускников общеобразовательных учреждений за счет упразднения вступительных экзаменов в вузы;
· объективизация и унификация требований к общеобразовательной подготовке поступающих в вузы;
· стимулирование деятельности педагогических коллективов общеобразовательных учреждений по улучшению качества учебного процесса за счет объективной и независимой сравнительной оценки результатов общеобразовательной подготовки выпускников школ.