Сущность основных понятий модуля 2 страница
29. Образование – процесс и результат становления «образа» человека, т.е. его личности на базе усвоения культуры и накопленных человечеством опыта, знаний о природе, обществе, человеке и его деятельности в специально организованном педагогическом процессе или самостоятельно (самообразование). Как процесс включает в качестве ведущих компонентов обучение, воспитание, развитие, здоровьесбережение, социальную адаптацию.
30. Образовательная программа – 1) документ, определяющий содержание образования определённого уровня и направленности; в Российской Федерации реализуются образовательные программы, которые подразделяются на следующие типы: общеобразовательные (основные и дополнительные) и профессиональные (основные и дополнительные); 2) индивидуальный маршрут достижения образовательного стандарта учащимся.
31. Образовательная среда (пространство) – естественное или искусственно создаваемое социокультурное окружение ученика, включающее различные виды средств и содержания образования, способных обеспечить его продуктивную деятельность.
32. Педагогика – 1) наука, изучающая объективные законы развития конкретно-исторического процесса воспитания, органически связанные с законами развития общественных отношений и становления детской личности, а также опыт реальной общественной воспитательно-обучающей практики формирования подрастающих поколений, особенности и условия организации педагогического процесса; 2) совокупность теоретических и прикладных наук, изучающих воспитание, образование и обучение; 3) наука о воспитательных отношениях, возникающих в процессе взаимосвязи воспитания, образования и обучения с самовоспитанием, самообразованием и самообучением и направленных на развитие человека; 4) учебный курс, который преподается в педагогических учебных заведениях и других учреждениях по профилирующим программам.
33. Педагогическая деятельность – один из видов деятельности, выражающийся в целенаправленном развитии обучающегося, овладении им основами культуры, всестороннем развитии его способностей.
34. Профессиональный стандарт педагогической деятельности – это система требований к качествам (компетентности) субъекта деятельности, которые в своей целостности определяют возможность занятия конкретной должности и определяют успех в педагогической деятельности.
35. Профессия – область разделения труда, устойчивый род трудовой деятельности, требующий определенных теоретических знаний, практического опыта и трудовых навыков и являющийся источником существования. В зависимости от характера трудовой деятельности одна из возможных классификаций профессий: «Человек – природа», «Человек – человек», «Человек – художественный образ», «Человек – техника», «Человек – знаковая система». В рамках одной профессии может быть две или несколько специальностей, отличающихся более узким кругом работ.
36. Рецензия – аргументированный отзыв на научную работу или литературно-художественное произведение. В процессе рецензирования работы определяется актуальность излагаемой проблемы, структура и логика ее изложения и аргументации, оценивается степень новизны, оригинальности авторского подхода, практическая научная или художественная значимость.
37. Самоактуализация - стремление человека к возможно более полному выявлению и развитию своих личностных возможностей.
38. Самоанализ – изучение учителем состояния, результатов своей собственной учебно-воспитательной работы, установление причинно-следственных взаимосвязей между элементами педагогических явлений, определение путей дальнейшего совершенствования обучения и воспитания учащихся.
39. Самообразование – целенаправленная познавательная деятельность, управляемая самой личностью, направленная на приобретение на достижение определенных личностно и (или) общественно значимых образовательных целей: удовлетворение познавательных интересов, общекультурных и профессиональных запросов и повышение профессиональной квалификации.
40. Стандартизация образования – унификация, регламентация, приведение к единым нормам.
41. Федеральный государственный образовательный стандарт – нормативный документ, в котором определена совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию.
Модуль 2
Обучение
1. К функциям обучения в дидактике относят…
a) образовательную, воспитательную, развивающую;
b) корректирующую, коммуникативную, объяснительную;
c) методическую, корректирующую, информационную;
d) информационную, воспитательную, формирующую.
2. К идеальным средствам обучения относятся …
a) таблицы;
b) модель;
c) речь;
d) схемы.
3. Такие методы обучения, как объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, исследовательский, проблемного изложения, эвристический, выделяются по основанию…
a) логики передачи и восприятия информации;
b) характер познавательной деятельности учащихся;
c) источники знаний;
d) функции обучения.
4. Занятие учащихся чистописанием следует отнести к такому методу обучения, как…
a) наблюдение;
b) показ;
c) упражнение;
d) практическая работа.
5. Учебник выполняет такие дидактические функции, как…
a) альтернативная;
b) мотивационная;
c) контролирующая;
d) информационная;
e) материализонная.
6. Закрепление как этап включает в себя …
a) воспроизведение учебного материала;
b) связь теоретического материала с практикой;
c) выработку умений применения знаний;
d) разъяснение основных идей учебного материала;
e) специальные задания после объяснения материала.
7. Постановка задачи, определение объекта, разработка схемы, фиксация результатов – это отличительные особенности…
a) рейтинга;
b) тестирования;
c) наблюдения;
d) беседы.
8. Примерами беседы, как метода научно-педагогического исследования могут быть беседа учителя…
a) с учениками о правилах;
b) с опоздавшими на урок учениками;
c) с родителями о воспитании в семье;
d) с учащимися о причинах неуспеваемости;
e) с другими учителями о приемах развития интересов учащихся.
9. По количеству учащихся и по особенностям взаимодействия учителя и учащихся различают такие формы организации обучения, как…
a) внешкольная;
b) индивидуальная;
c) групповая;
d) школьная;
e) фронтальная.
10. Для урока изучения нового учебного материала характерны такие этапы, как…
a) формирование учебных умений;
b) проверка ранее усвоенных знаний;
c) восприятие и осознание нового материала;
d) обобщение и систематизация знаний;
e) формирование навыков.
11. Классный руководитель в работе с родителями выполняет такие функции, как…
a) вовлечение родителей в совместную с детьми деятельность;
b) коррекция условий функционирования семьи;
c) оказание помощи родителям в решении социальных проблем;
d) психолого-педагогическое просвещение родителей;
e) ознакомление родителей с учебно-воспитательным процессом школы.
12. К методам поощрения следует отнести …
a) награждение;
b) объявление благодарности;
c) одобрение;
d) поручение;
e) метод естественных последствий.
13. При выборе линейной структуры изложения содержания нужно придерживаться…
a) доступности;
b) последовательности и систематичности;
c) возрастных особенностей;
d) активности и сознательности;
e) историзма.
14. Различают такие виды планов, как….
a) комбинированный;
b) художественный;
c) сложный;
d) план-схема;
e) простой.
15. К педагогическим конструктам относятся …
a) дидактические материалы;
b) учебные планы;
c) учебные программы;
d) сценарии внеклассных мероприятий;
e) планы и конспекты уроков.
16. Алгоритм педагогического проектирования включает этапы …
a) разработки проекта;
b) проверки качества проекта;
c) оценки результатов;
d) подготовительной работы;
e) стимулирования деятельности.
17. Уровень компетентности и методологической рефлексии исследователя определяют методологическую (-ое) …
a) творчество;
b) умение;
c) мастерство;
d) культуру.
18. Учебное занятие на старшей ступени обучения в форме коллективного обсуждения изучаемых вопросов – это …
a) факультатив;
b) консультация;
c) конференция;
d) семинар.
19. Одним из методологических параметров педагогического исследования является…
a) теория;
b) субъект;
c) объект;
d) методы обучения.
20. Основаниями для внутренней дифференциации обучения являются …
a) способности учащихся;
b) психологические особенности детей;
c) материальная обеспеченность школы;
d) интересы детей;
e) физиологические особенности педагога.
21. Педагогическими инновациями являются изменения в…
a) отношениях «учитель-ученик»;
b) оборудовании учебных заведениях;
c) содержании образовании;
d) сроках обучения;
e) методах обучения.
22. Если педагог приспосабливает свое общение к особенностям аудитории, то его деятельность можно отнести к … уровню.
a) локально-моделирующему;
b) адаптивному;
c) творческому;
d) продуктивному.
23. Диагностическая функция педагогики предполагает …
a) изучение эффективности деятельности педагога и учащихся, коррекцию взаимосвязи теории и практики;
b) установление условий оптимальности педагогической деятельности;
c) выявления состояния педагогических явлений;
d) внедрение достижений науки.
24. В зависимости от логики изучения учебного материала методы обучения подразделяются на …
a) тактические, стратегические;
b) репродуктивные, продуктивные;
c) дедуктивные, индуктивные;
d) словесные, наглядные.
25. Различают такие виды конспектов, как …
a) вопросно-ответный;
b) схематический;
c) тематический;
d) тезисный;
e) художественный.
26. Характерными признаками наблюдения являются …
a) определение задач, объекта;
b) разработка схемы;
c) подбор литературы;
d) фиксация и обработка результатов;
e) подготовка вопросов.
27. К тестам предъявляются такие требования, как...
a) информативность;
b) надежность;
c) простота в использовании;
d) валидность;
e) стандартизация результатов.
28. К уроку предъявляются такие дидактические требования, как …
a) формирование учебной деятельности учащихся;
b) развитие памяти;
c) определение задач урока;
d) осуществление принципов обучения;
e) реализация межпредметных связей.
29. Школьник всю ночь накануне урока играл в компьютерные игры, а во время занятия не смог справится с усталостью, и уснул. Это педагогическая ситуация…
a) поведения;
b) отношения;
c) деятельности;
d) выбора.
30. Факторами, определяющими эффективные пути индивидуализации обучения на уроке являются …
a) ориентация в обучении на «средних учащихся»;
b) привлечение родителей к обучению детей;
c) дифференциация заданий для самостоятельной работы;
d) организация помощи «слабым» ученикам.
31. Формы организации обучения классифицируют по основаниям…
a) количество учащихся;
b) совокупность технологий обучения;
c) продолжительность учебных занятий;
d) место проведения занятий;
e) особенность учебного материала.
32. Умение учителя управлять собой и другими составляет педагогическую…
a) технику;
b) систему;
c) работу;
d) профессию.
33. Различают такие типы обучения, как …
a) программированное;
b) поверхностное;
c) объяснительно-иллюстративное;
d) обобщенное.
34. К собственно педагогическим методам исследования относятся …
a) социометрия;
b) наблюдение;
c) беседа;
d) анализ продуктов деятельности;
e) реферирование.
35. «Тест» в переводе с английского языка означает …
a) испытание;
b) проверка;
c) вопросник;
d) контроль.
36. Технические средства, способствующие распространению информации на большие аудитории. Это средства …
a) образования;
b) поощрения и наказания;
c) массовой коммуникации;
d) управления.
37. Результат обучения, включающий знания, способы и приемы их приобретения, называется …
a) обучаемостью;
b) воспитанностью;
c) навыком;
d) обученностью.
38. Создаваемая на уроке ситуация, в которой ученик сталкивается с противоречием между необходимостью решения задачи и недостатком имеющихся знаний, называется…
a) познавательной;
b) проблемной;
c) учебной;
d) творческой.
39. Словесным выражением содержания проблемной ситуации является …
a) конкретная форма педагогической модели;
b) учебная проблема;
c) познавательная потребность ученика;
d) цель предполагаемой деятельности.
40. Специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый учащимися комплекс действий по решению значимой для учащегося проблемы, завершающихся созданием продукта, называется ...
a) исследованием;
b) проектом;
c) самостоятельной работой учащихся;
d) самообучением.
41. Среди понятий «урок», «структура урока», «форма организации обучения», «тип урока» наиболее частным является понятие ...
a) «структура урока»;
b) «урок»;
c) «тип урока»;
d) «форма организации обучения.
42. Ориентация в педагогическом процессе на личность как на цель, субъект, результат является сущностью …. подхода
a) культурологического;
b) личностного;
c) антропологического;
d) объективного.
43. Понимание учащимися смысла усваиваемых знаний, целей и задач обучения, формирование устойчивых убеждений составляет сущность … принципа обучения
a) систематичности и последовательности;
b) сознательности;
c) наглядности;
d) научности.
44. Педагогическое проектирование характеризуется принципами...
a) однозначности;
b) оптимальности;
c) непрерывности;
d) прочности;
e) комплексного подхода.
45. Недостатком беседы как метода педагогической диагностики является …
a) отсутствие обратной связи;
b) необходимость использования специального технического оснащения;
c) субъективизм педагога при интерпретации результатов;
46. Критерием оценки проектов не являются
a) выполнение принятых этапов проектирования;
b) наличие визы руководителя;
c) завершенность разработок;
d) аргументированность предлагаемых подходов.
47. Индивидуальный темп обучения школьника является преимуществом … обучения.
a) объяснительно-иллюстрированного;
b) программного;
c) проблемного;
d) схоластического.
48. Логически завершенная часть учебного материала, обязательно сопровождаемая контролем знаний и умений учащихся, называется …
a) параграфом;
b) разделом;
c) модулем;
d) темой.
49. Ликвидацию пробелов в своём образовании выполняет ... функция самообразования.
a) психологическая;
b) методологическая;
c) компенсаторная;
d) коммуникативная.
50. Любая педагогическая технология должна отвечать требованиям…
a) сложности, трудоёмкости;
b) концептуальности, системности;
c) тривиальности, примитивности;
d) досуговой развлекательности.
51. Классификацию методов обучения в зависимости от характера познавательной деятельности учащихся разработали…
a) М.Н. Скаткин, И.Я. Лернер;
b) М.А. Данилов, Б.П. Есипов;
c) Ю.К. Бабанский, В.И. Загвязинский;
d) Н.А. Сорокин, А.И. Дулов.
52. Диагностическая постановка педагогической цели предполагает
a) учет особенностей учебного материала;
b) установлении е явного противоречия;
c) описание действий учащихся, которые можно измерить или оценить;
d) подбор диагностического инструментария.
53. Выявление возможностей учебного предмета в развитии личности ученика относится к … педагогическим задачам
a) креативным;
b) побочным;
c) оперативным;
d) стратегическим.
54. В понятие «качество обучения» не входит …
a) уровень нравственной культуры учащихся;
b) мера реализации Государственного образовательного стандарта на личностном уровне;
c) степень успешности освоения учащимися образовательных программ;
d) уровень личностного взаимодействия учителя и учащихся в процессе обучения.
55. Внедрение – это этап …
a) целеполагания;
b) анализа результатов;
c) проектирования;
d) диагностики.
56. В структуру педагогической технологии не входит этап …
a) поурочного планирования;
b) диагностики;
c) коррекции;
d) формирования знаний, умений, навыков.
57. Главным требованием к формулировке целей в педагогической технологии является требование …
a) диагностической постановки целей;
b) вариативность в определении целей;
c) предварительного определения результатов обучения и воспитания;
d) экспериментального подхода к целеполагания.
58. К группе педагогических задач по временному признаку не относится группа ….задач
a) стратегических;
b) оперативных;
c) тактических;
d) текущих.
59. Конструктивная критика педагогом поведения или деятельности ученика относится к ситуациям …
a) стимулирования;
b) торможения;
c) ограничения;
d) конфликта.
60. Материальные или идеальные объекты, предназначенные для усвоения знаний, формирования опыта познавательной и практической деятельности, называют……обучения.
a) формами;
b) принципами;
c) средствами;
d) моделями.
61. При проектировании процесса обучения учитель не должен…
a) определять систему целей и задач урока;
b) осуществлять отбор содержания, методов и форм урока в соответствии с целями и задачами;
c) согласовывать тематику уроков с классом;
d) изучать и анализировать методическую литературу.
62. Навыки, сформировавшиеся на фоне положительных эмоций называются …
a) привычкой;
b) деятельностью;
c) качеством;
d) направленностью.
63. Процессом обучения называется…
a) специфический процесс познания, управляемый педагогом;
b) учебная деятельность;
c) образовательная деятельность;
d) преподавание.
64. К основным факторам развития личности не относится
a) воспитание;
b) среда;
c) конфликт;
d) наследственность.
65. К показателям сформированного познавательного потенциала личности учащегося не относится ...
a) освоение учащимися образовательной программы;
b) нравственная направленность;
c) развитость мышления;
d) сформированность учебной деятельности.
66. Моделирование изучаемых процессов или явлений это признак … технологий
a) авторитарных;
b) диалоговых;
c) компьютерных;
d) репродуктивных.
67. Привлечение органов чувств обучающихся к восприятию учебного материала – характеристика дидактического принципа …
a) систематичности;
b) наглядности;
c) прочности;
d) последовательности.
68. Для чего используется на уроке «коммуникативная атака»?
a) для того чтобы быстро «включить» учеников в урок;
b) чтобы осадить тех, кто нарушает дисциплину;
c) чтобы поставить «эффектную точку» в конце урока;
d) чтобы научить детей общаться.
69. Ведущий принцип дидактической системы Л.В. Занкова
a) использование опорных сигналов;
b) обучение на высоком уровне трудности;
c) свободное воспитание;
d) не директивное обучение.
70. Какие отношения между учителем и учениками утверждает личностно ориентированное образование?
a) объект – объектные;
b) субъект – объектные;
c) объект – субъектные;
d) субъект – субъектные.
71. Компонентами содержания образования не являются…
a) формы организации обучения;
b) знания;
c) умения и навыки;
d) опыт творческой деятельности.
72. Способы построения учебных программ…
a) спиральный;
b) последовательный;
c) линейный;
d) концентрический;
e) параллельный.
73. Разработка перспективного плана изучения курса в целом предполагает…
a) установление межпредметных связей по всему курсу;
b) методический анализ тем курса;
c) составление календарного плана изучения материала на длительный срок;
d) соотнесение материалов курса с внеучебной работой по предмету;
e) определение наиболее рациональных видов деятельности учащихся.
Ключ:1a; 2b; 3b; 4c; 5b,c,d,e; 6a,b,c,e; 7c; 8d; 9b,c,e; 10a,c; 11a,d,e; 12a,b,c; 13b; 14d; 15a; 16a,c; 17d; 18b; 19d,c; 20a,b,d; 21a,c,e; 22b; 23c; 24c; 25a,b,c; 26a,b,d,; 27b,d,e; 28a; 29a; 30c; 31a,c,d; 32a; 33a,c; 34b,c,d; 35a; 36c; 37d; 38b; 39b; 40b; 41a; 42b; 43b; 44b,c,e; 45c; 46b; 47b; 48c; 49c; 50b; 51a; 52c; 53d; 54a,d; 55c; 56a; 57a,c; 58a,c; 59a; 60d; 61c; 62a; 63a; 64c; 65b; 66c; 67b; 68a; 69b; 70d, 71а, 72c,d, 73a,b,c,d.
Сущность основных понятий
1. Беседа – метод получения информации на основе словесной (вербальной) коммуникации исследователя и респондента, отвечающего на вопросы, предусмотренные программой исследования.
2. Взаимодействие – это реальная связь между людьми в коллективах и социальных группах, возникающая в ходе совместной деятельности. Оно охватывает круг явлений, обуславливающих деловую интеграцию членов коллектива, согласование их активности и делающих коллектив единым целым.
3. Гипотеза – мысленное воплощение замысла, предположение о способах, процессе, механизмах преобразований, обеспечивающих более эффективный образовательный процесс, предположительные ответы на поставленные в исследовании задачи и вопросы. Носит вероятностный характер и подлежит проверке; при подтверждении может стать основой концепции или теории.
4. Деловая игра – соревнование или состязание между участниками, которое моделирует систему отношений (предметно-социального содержания), характерную для данного вида профессиональной практики; таким образом проигрываются различные ситуации и необходимые в этих случаях действия.
5. Деятельность – человеческая форма активности, выражающаяся в целенаправленном преобразовании им природной и социальной действительности.
6. Диагностика (педагогическая)– процесс и способы определения степени развития личностных качеств, затруднений в развитии, общении, а также эффективности функционирования и развития систем, технологий, методик, педагогических проектов.
7. Диалог – форма устной или письменной речи, разговор двух или нескольких лиц. Существует как самостоятельный публицистический и философский жанр.
8. Диалог культур (межкультурный диалог) – процесс общения и взаимодействия, осуществляемый между представителями различных культур или культурных сообществ.
9. Дифференциация образования – обеспечение многообразия образовательных учреждений и права учащегося на выбор образования, на его индивидуализацию и личностную ориентированность, на выбор индивидуальных образовательных траекторий для удовлетворения интересов, склонностей и способностей личности, что требует максимального разнообразия образовательных условий и педагогических подходов, опирается на многообразие учебных заведений, программ, учебников, учебных пособий, в том числе и разноуровневых, обеспечивает создание рынка образовательных товаров и услуг.
10. Доклад – это документ, содержащий изложение результатов исследовательской деятельности или опытно-конструкторской работы, опубликованной в печати или прочитанный в аудитории.
11. Имитационная игра – игра, в основу которой заложена возможность применения имеющихся знаний, приобретение умения или освоения определенного объема сведений в их действенном, операциональном воплощении. Различают игры-упражнения, игры-иллюстрации, игры с совместным принятием решений в сложном социальном контексте, имитационные игры с усиленным ролевым компонентом и др.
12. Индивидуализация образования – организация учебного процесса с учетом индивидуальных особенностей учащихся в рамках общих задач и содержания обучения. Индивидуализация обучения может осуществляться через индивидуальные и групповые задания, широкие возможности открываются в связи с использованием в процессе обучения компьютерной техники.
13. Индивидуальность - неповторимое своеобразие психических и физических свойств и качеств человека, его поведения и других присущих только ему особенностей, отличающих его от других людей.
14. Индивидуальный образовательный маршрут учащегося – целенаправленно проектируемая дифференцированная образовательная программа, обеспечивающая позицию ученика как субъекта выбора, субъекта разработки, субъекта реализации образовательной программы при осуществлении учителем педагогической поддержки по самоопределению и самореализации.
15. Критерий – мерило оценки, признак, правило, на основании которого производится выбор после измерения, оценка научной и практической деятельности.
16. Личностно-ориентированное образование – образование, обеспечивающее развитие и саморазвитие личности ученика, исходя из выявления его индивидуальных особенностей как субъекта познания и предметной деятельности.
17. Личностные образовательные достижения учащихся – 1) решенная личностно значимая проблема; 2) достижения школьников в образовательном процессе, складывающиеся из следующих компонентов: академическая успеваемость, фонд умений (в первую очередь – коммуникативные), познавательная творческая активность и личные социальные достижения внутри и вне школы, зафиксированные каким-либо документом.
18. Личностный смысл образования – это смысл учебной деятельности, которым руководствуется учащийся. Его значение является средством связи человека с реальностью, то смысл связывает его с реальностью собственной индивидуальной жизни в этом мире.
19. Метапредметные результаты образовательной деятельности – способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях, освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов.
20. Метод в педагогике – способ познания педагогических явлений, процессов и закономерностей и их практического осуществления.
21. Метод дискуссии – коллективное обсуждение какого-либо проблемы или круга вопросов с целью нахождения правильного ответа. В педагогическом процессе выступает одним из методов активного обучения. Дискуссии формируют умения рассуждать, доказывать, формулировать проблему и т.п.
22. Метод исследования – способ, неотъемлемая часть любого исследования, кратчайший путь, определяющий ход и результативность исследования, формы организации работы, общую методологическую ориентацию автора. В философском смысле под методом понимаются научные теории, проверенные практикой.
23. Метод проектов – система обучения, при которой учащиеся приобретают знания и умения в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий – проектов, обладающих субъективной новизной и имеющих практическую значимость. Метод возник во второй половине XIX века в США, в 20-х гг. XX века получил распространение в советской школе. В настоящеё время широко активно используется как способ творческого саморазвития личности во всём мире.
24. Мотивация – совокупность стойких мотивов, побуждений, определяющих содержание, направленность и характер деятельности личности, её поведения.
25. Наблюдение – целенаправленный и планомерный процесс сбора информации путем прямой и непосредственной регистрации исследователем воспитательных процессов или явлений. Позволяет получать данные, необходимые для дальнейших теоретических построений и их последующей проверки на опыте.
26. Навык – действие, доведенное до автоматизма, которое формируется путем многократного повторения.
27. Обучение – особая коллективная социальная деятельность по организации целенаправленного усвоения молодым поколением накопленного обществом опыта, воплощенного в соответствии с социальным заказом в содержании образования.