Сущность основных понятий модуля 2 страница

29. Образование – процесс и результат становления «образа» человека, т.е. его личности на базе усвоения культуры и накопленных человечеством опыта, знаний о природе, обществе, человеке и его деятельности в специально организованном педагогическом процессе или самостоятельно (самообразование). Как процесс включает в качестве ведущих компонентов обучение, воспитание, развитие, здоровьесбережение, социальную адаптацию.

30. Образовательная программа – 1) документ, определяющий содержание образования определённого уровня и направленности; в Российской Федерации реализуются образовательные программы, которые подразделяются на следующие типы: общеобразовательные (основные и дополнительные) и профессиональные (основные и дополнительные); 2) индивидуальный маршрут достижения образовательного стандарта учащимся.

31. Образовательная среда (пространство) – естественное или искусственно создаваемое социокультурное окружение ученика, включающее различные виды средств и содержания образования, способных обеспечить его продуктивную деятельность.

32. Педагогика – 1) наука, изучающая объективные законы развития конкретно-исторического процесса воспитания, органически связанные с законами развития общественных отношений и становления детской личности, а также опыт реальной общественной воспитательно-обучающей практики формирования подрастающих поколений, особенности и условия организации педагогического процесса; 2) совокупность теоретических и прикладных наук, изучающих воспитание, образование и обучение; 3) наука о воспитательных отношениях, возникающих в процессе взаимосвязи воспитания, образования и обучения с самовоспитанием, самообразованием и самообучением и направленных на развитие человека; 4) учебный курс, который преподается в педагогических учебных заведениях и других учреждениях по профилирующим программам.

33. Педагогическая деятельность – один из видов деятельности, выражающийся в целенаправленном развитии обучающегося, овладении им основами культуры, всестороннем развитии его способностей.

34. Профессиональный стандарт педагогической деятельности – это система требований к качествам (компетентности) субъекта деятельности, которые в своей целостности определяют возможность занятия конкретной должности и определяют успех в педагогической деятельности.

35. Профессия – область разделения труда, устойчивый род трудовой деятельности, требующий определенных теоретических знаний, практического опыта и трудовых навыков и являющийся источником существования. В зависимости от характера трудовой деятельности одна из возможных классификаций профессий: «Человек – природа», «Человек – человек», «Человек – художественный образ», «Человек – техника», «Человек – знаковая система». В рамках одной профессии может быть две или несколько специальностей, отличающихся более узким кругом работ.

36. Рецензия – аргументированный отзыв на научную работу или литературно-художественное произведение. В процессе рецензирования работы определяется актуальность излагаемой проблемы, структура и логика ее изложения и аргументации, оценивается степень новизны, оригинальности авторского подхода, практическая научная или художественная значимость.

37. Самоактуализация - стремление человека к возможно более полному выявлению и развитию своих личностных возможностей.

38. Самоанализ – изучение учителем состояния, результатов своей собственной учебно-воспитательной работы, установление причинно-следственных взаимосвязей между элементами педагогических явлений, определение путей дальнейшего совершенствования обучения и воспитания учащихся.

39. Самообразование – целенаправленная познавательная деятельность, управляемая самой личностью, направленная на приобретение на достижение определенных личностно и (или) общественно значимых образовательных целей: удовлетворение познавательных интересов, общекультурных и профессиональных запросов и повышение профессиональной квалификации.

40. Стандартизация образования – унификация, регламентация, приведение к единым нормам.

41. Федеральный государственный образовательный стандарт – нормативный документ, в котором определена совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию.

Модуль 2

Обучение

1. К функциям обучения в дидактике относят…

a) образовательную, воспитательную, развивающую;

b) корректирующую, коммуникативную, объяснительную;

c) методическую, корректирующую, информационную;

d) информационную, воспитательную, формирующую.

2. К идеальным средствам обучения относятся …

a) таблицы;

b) модель;

c) речь;

d) схемы.

3. Такие методы обучения, как объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, исследовательский, проблемного изложения, эвристический, выделяются по основанию…

a) логики передачи и восприятия информации;

b) характер познавательной деятельности учащихся;

c) источники знаний;

d) функции обучения.

4. Занятие учащихся чистописанием следует отнести к такому методу обучения, как…

a) наблюдение;

b) показ;

c) упражнение;

d) практическая работа.

5. Учебник выполняет такие дидактические функции, как…

a) альтернативная;

b) мотивационная;

c) контролирующая;

d) информационная;

e) материализонная.

6. Закрепление как этап включает в себя …

a) воспроизведение учебного материала;

b) связь теоретического материала с практикой;

c) выработку умений применения знаний;

d) разъяснение основных идей учебного материала;

e) специальные задания после объяснения материала.

7. Постановка задачи, определение объекта, разработка схемы, фиксация результатов – это отличительные особенности…

a) рейтинга;

b) тестирования;

c) наблюдения;

d) беседы.

8. Примерами беседы, как метода научно-педагогического исследования могут быть беседа учителя…

a) с учениками о правилах;

b) с опоздавшими на урок учениками;

c) с родителями о воспитании в семье;

d) с учащимися о причинах неуспеваемости;

e) с другими учителями о приемах развития интересов учащихся.

9. По количеству учащихся и по особенностям взаимодействия учителя и учащихся различают такие формы организации обучения, как…

a) внешкольная;

b) индивидуальная;

c) групповая;

d) школьная;

e) фронтальная.

10. Для урока изучения нового учебного материала характерны такие этапы, как…

a) формирование учебных умений;

b) проверка ранее усвоенных знаний;

c) восприятие и осознание нового материала;

d) обобщение и систематизация знаний;

e) формирование навыков.

11. Классный руководитель в работе с родителями выполняет такие функции, как…

a) вовлечение родителей в совместную с детьми деятельность;

b) коррекция условий функционирования семьи;

c) оказание помощи родителям в решении социальных проблем;

d) психолого-педагогическое просвещение родителей;

e) ознакомление родителей с учебно-воспитательным процессом школы.

12. К методам поощрения следует отнести …

a) награждение;

b) объявление благодарности;

c) одобрение;

d) поручение;

e) метод естественных последствий.

13. При выборе линейной структуры изложения содержания нужно придерживаться…

a) доступности;

b) последовательности и систематичности;

c) возрастных особенностей;

d) активности и сознательности;

e) историзма.

14. Различают такие виды планов, как….

a) комбинированный;

b) художественный;

c) сложный;

d) план-схема;

e) простой.

15. К педагогическим конструктам относятся …

a) дидактические материалы;

b) учебные планы;

c) учебные программы;

d) сценарии внеклассных мероприятий;

e) планы и конспекты уроков.

16. Алгоритм педагогического проектирования включает этапы …

a) разработки проекта;

b) проверки качества проекта;

c) оценки результатов;

d) подготовительной работы;

e) стимулирования деятельности.

17. Уровень компетентности и методологической рефлексии исследователя определяют методологическую (-ое) …

a) творчество;

b) умение;

c) мастерство;

d) культуру.

18. Учебное занятие на старшей ступени обучения в форме коллективного обсуждения изучаемых вопросов – это …

a) факультатив;

b) консультация;

c) конференция;

d) семинар.

19. Одним из методологических параметров педагогического исследования является…

a) теория;

b) субъект;

c) объект;

d) методы обучения.

20. Основаниями для внутренней дифференциации обучения являются …

a) способности учащихся;

b) психологические особенности детей;

c) материальная обеспеченность школы;

d) интересы детей;

e) физиологические особенности педагога.

21. Педагогическими инновациями являются изменения в…

a) отношениях «учитель-ученик»;

b) оборудовании учебных заведениях;

c) содержании образовании;

d) сроках обучения;

e) методах обучения.

22. Если педагог приспосабливает свое общение к особенностям аудитории, то его деятельность можно отнести к … уровню.

a) локально-моделирующему;

b) адаптивному;

c) творческому;

d) продуктивному.

23. Диагностическая функция педагогики предполагает …

a) изучение эффективности деятельности педагога и учащихся, коррекцию взаимосвязи теории и практики;

b) установление условий оптимальности педагогической деятельности;

c) выявления состояния педагогических явлений;

d) внедрение достижений науки.

24. В зависимости от логики изучения учебного материала методы обучения подразделяются на …

a) тактические, стратегические;

b) репродуктивные, продуктивные;

c) дедуктивные, индуктивные;

d) словесные, наглядные.

25. Различают такие виды конспектов, как …

a) вопросно-ответный;

b) схематический;

c) тематический;

d) тезисный;

e) художественный.

26. Характерными признаками наблюдения являются …

a) определение задач, объекта;

b) разработка схемы;

c) подбор литературы;

d) фиксация и обработка результатов;

e) подготовка вопросов.

27. К тестам предъявляются такие требования, как...

a) информативность;

b) надежность;

c) простота в использовании;

d) валидность;

e) стандартизация результатов.

28. К уроку предъявляются такие дидактические требования, как …

a) формирование учебной деятельности учащихся;

b) развитие памяти;

c) определение задач урока;

d) осуществление принципов обучения;

e) реализация межпредметных связей.

29. Школьник всю ночь накануне урока играл в компьютерные игры, а во время занятия не смог справится с усталостью, и уснул. Это педагогическая ситуация…

a) поведения;

b) отношения;

c) деятельности;

d) выбора.

30. Факторами, определяющими эффективные пути индивидуализации обучения на уроке являются …

a) ориентация в обучении на «средних учащихся»;

b) привлечение родителей к обучению детей;

c) дифференциация заданий для самостоятельной работы;

d) организация помощи «слабым» ученикам.

31. Формы организации обучения классифицируют по основаниям…

a) количество учащихся;

b) совокупность технологий обучения;

c) продолжительность учебных занятий;

d) место проведения занятий;

e) особенность учебного материала.

32. Умение учителя управлять собой и другими составляет педагогическую…

a) технику;

b) систему;

c) работу;

d) профессию.

33. Различают такие типы обучения, как …

a) программированное;

b) поверхностное;

c) объяснительно-иллюстративное;

d) обобщенное.

34. К собственно педагогическим методам исследования относятся …

a) социометрия;

b) наблюдение;

c) беседа;

d) анализ продуктов деятельности;

e) реферирование.

35. «Тест» в переводе с английского языка означает …

a) испытание;

b) проверка;

c) вопросник;

d) контроль.

36. Технические средства, способствующие распространению информации на большие аудитории. Это средства …

a) образования;

b) поощрения и наказания;

c) массовой коммуникации;

d) управления.

37. Результат обучения, включающий знания, способы и приемы их приобретения, называется …

a) обучаемостью;

b) воспитанностью;

c) навыком;

d) обученностью.

38. Создаваемая на уроке ситуация, в которой ученик сталкивается с противоречием между необходимостью решения задачи и недостатком имеющихся знаний, называется…

a) познавательной;

b) проблемной;

c) учебной;

d) творческой.

39. Словесным выражением содержания проблемной ситуации является …

a) конкретная форма педагогической модели;

b) учебная проблема;

c) познавательная потребность ученика;

d) цель предполагаемой деятельности.

40. Специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый учащимися комплекс действий по решению значимой для учащегося проблемы, завершающихся созданием продукта, называется ...

a) исследованием;

b) проектом;

c) самостоятельной работой учащихся;

d) самообучением.

41. Среди понятий «урок», «структура урока», «форма организации обучения», «тип урока» наиболее частным является понятие ...

a) «структура урока»;

b) «урок»;

c) «тип урока»;

d) «форма организации обучения.

42. Ориентация в педагогическом процессе на личность как на цель, субъект, результат является сущностью …. подхода

a) культурологического;

b) личностного;

c) антропологического;

d) объективного.

43. Понимание учащимися смысла усваиваемых знаний, целей и задач обучения, формирование устойчивых убеждений составляет сущность … принципа обучения

a) систематичности и последовательности;

b) сознательности;

c) наглядности;

d) научности.

44. Педагогическое проектирование характеризуется принципами...

a) однозначности;

b) оптимальности;

c) непрерывности;

d) прочности;

e) комплексного подхода.

45. Недостатком беседы как метода педагогической диагностики является …

a) отсутствие обратной связи;

b) необходимость использования специального технического оснащения;

c) субъективизм педагога при интерпретации результатов;

46. Критерием оценки проектов не являются

a) выполнение принятых этапов проектирования;

b) наличие визы руководителя;

c) завершенность разработок;

d) аргументированность предлагаемых подходов.

47. Индивидуальный темп обучения школьника является преимуществом … обучения.

a) объяснительно-иллюстрированного;

b) программного;

c) проблемного;

d) схоластического.

48. Логически завершенная часть учебного материала, обязательно сопровождаемая контролем знаний и умений учащихся, называется …

a) параграфом;

b) разделом;

c) модулем;

d) темой.

49. Ликвидацию пробелов в своём образовании выполняет ... функция самообразования.

a) психологическая;

b) методологическая;

c) компенсаторная;

d) коммуникативная.

50. Любая педагогическая технология должна отвечать требованиям…

a) сложности, трудоёмкости;

b) концептуальности, системности;

c) тривиальности, примитивности;

d) досуговой развлекательности.

51. Классификацию методов обучения в зависимости от характера познавательной деятельности учащихся разработали…

a) М.Н. Скаткин, И.Я. Лернер;

b) М.А. Данилов, Б.П. Есипов;

c) Ю.К. Бабанский, В.И. Загвязинский;

d) Н.А. Сорокин, А.И. Дулов.

52. Диагностическая постановка педагогической цели предполагает

a) учет особенностей учебного материала;

b) установлении е явного противоречия;

c) описание действий учащихся, которые можно измерить или оценить;

d) подбор диагностического инструментария.

53. Выявление возможностей учебного предмета в развитии личности ученика относится к … педагогическим задачам

a) креативным;

b) побочным;

c) оперативным;

d) стратегическим.

54. В понятие «качество обучения» не входит …

a) уровень нравственной культуры учащихся;

b) мера реализации Государственного образовательного стандарта на личностном уровне;

c) степень успешности освоения учащимися образовательных программ;

d) уровень личностного взаимодействия учителя и учащихся в процессе обучения.

55. Внедрение – это этап …

a) целеполагания;

b) анализа результатов;

c) проектирования;

d) диагностики.

56. В структуру педагогической технологии не входит этап …

a) поурочного планирования;

b) диагностики;

c) коррекции;

d) формирования знаний, умений, навыков.

57. Главным требованием к формулировке целей в педагогической технологии является требование …

a) диагностической постановки целей;

b) вариативность в определении целей;

c) предварительного определения результатов обучения и воспитания;

d) экспериментального подхода к целеполагания.

58. К группе педагогических задач по временному признаку не относится группа ….задач

a) стратегических;

b) оперативных;

c) тактических;

d) текущих.

59. Конструктивная критика педагогом поведения или деятельности ученика относится к ситуациям …

a) стимулирования;

b) торможения;

c) ограничения;

d) конфликта.

60. Материальные или идеальные объекты, предназначенные для усвоения знаний, формирования опыта познавательной и практической деятельности, называют……обучения.

a) формами;

b) принципами;

c) средствами;

d) моделями.

61. При проектировании процесса обучения учитель не должен…

a) определять систему целей и задач урока;

b) осуществлять отбор содержания, методов и форм урока в соответствии с целями и задачами;

c) согласовывать тематику уроков с классом;

d) изучать и анализировать методическую литературу.

62. Навыки, сформировавшиеся на фоне положительных эмоций называются …

a) привычкой;

b) деятельностью;

c) качеством;

d) направленностью.

63. Процессом обучения называется…

a) специфический процесс познания, управляемый педагогом;

b) учебная деятельность;

c) образовательная деятельность;

d) преподавание.

64. К основным факторам развития личности не относится

a) воспитание;

b) среда;

c) конфликт;

d) наследственность.

65. К показателям сформированного познавательного потенциала личности учащегося не относится ...

a) освоение учащимися образовательной программы;

b) нравственная направленность;

c) развитость мышления;

d) сформированность учебной деятельности.

66. Моделирование изучаемых процессов или явлений это признак … технологий

a) авторитарных;

b) диалоговых;

c) компьютерных;

d) репродуктивных.

67. Привлечение органов чувств обучающихся к восприятию учебного материала – характеристика дидактического принципа …

a) систематичности;

b) наглядности;

c) прочности;

d) последовательности.

68. Для чего используется на уроке «коммуникативная атака»?

a) для того чтобы быстро «включить» учеников в урок;

b) чтобы осадить тех, кто нарушает дисциплину;

c) чтобы поставить «эффектную точку» в конце урока;

d) чтобы научить детей общаться.

69. Ведущий принцип дидактической системы Л.В. Занкова

a) использование опорных сигналов;

b) обучение на высоком уровне трудности;

c) свободное воспитание;

d) не директивное обучение.

70. Какие отношения между учителем и учениками утверждает личностно ориентированное образование?

a) объект – объектные;

b) субъект – объектные;

c) объект – субъектные;

d) субъект – субъектные.

71. Компонентами содержания образования не являются…

a) формы организации обучения;

b) знания;

c) умения и навыки;

d) опыт творческой деятельности.

72. Способы построения учебных программ…

a) спиральный;

b) последовательный;

c) линейный;

d) концентрический;

e) параллельный.

73. Разработка перспективного плана изучения курса в целом предполагает…

a) установление межпредметных связей по всему курсу;

b) методический анализ тем курса;

c) составление календарного плана изучения материала на длительный срок;

d) соотнесение материалов курса с внеучебной работой по предмету;

e) определение наиболее рациональных видов деятельности учащихся.

Ключ:1a; 2b; 3b; 4c; 5b,c,d,e; 6a,b,c,e; 7c; 8d; 9b,c,e; 10a,c; 11a,d,e; 12a,b,c; 13b; 14d; 15a; 16a,c; 17d; 18b; 19d,c; 20a,b,d; 21a,c,e; 22b; 23c; 24c; 25a,b,c; 26a,b,d,; 27b,d,e; 28a; 29a; 30c; 31a,c,d; 32a; 33a,c; 34b,c,d; 35a; 36c; 37d; 38b; 39b; 40b; 41a; 42b; 43b; 44b,c,e; 45c; 46b; 47b; 48c; 49c; 50b; 51a; 52c; 53d; 54a,d; 55c; 56a; 57a,c; 58a,c; 59a; 60d; 61c; 62a; 63a; 64c; 65b; 66c; 67b; 68a; 69b; 70d, 71а, 72c,d, 73a,b,c,d.

Сущность основных понятий

1. Беседа – метод получения информации на основе словесной (вербальной) коммуникации исследователя и респондента, отвечающего на вопросы, предусмотренные программой исследования.

2. Взаимодействие – это реальная связь между людьми в коллективах и социальных группах, возникающая в ходе совместной деятельности. Оно охватывает круг явлений, обуславливающих деловую интеграцию членов коллектива, согласование их активности и делающих коллектив единым целым.

3. Гипотеза – мысленное воплощение замысла, предположение о способах, процессе, механизмах преобразований, обеспечивающих более эффективный образовательный процесс, предположительные ответы на поставленные в исследовании задачи и вопросы. Носит вероятностный характер и подлежит проверке; при подтверждении может стать основой концепции или теории.

4. Деловая игра – соревнование или состязание между участниками, которое моделирует систему отношений (предметно-социального содержания), характерную для данного вида профессиональной практики; таким образом проигрываются различные ситуации и необходимые в этих случаях действия.

5. Деятельность – человеческая форма активности, выражающаяся в целенаправленном преобразовании им природной и социальной действительности.

6. Диагностика (педагогическая)– процесс и способы определения степени развития личностных качеств, затруднений в развитии, общении, а также эффективности функционирования и развития систем, технологий, методик, педагогических проектов.

7. Диалог – форма устной или письменной речи, разговор двух или нескольких лиц. Существует как самостоятельный публицистический и философский жанр.

8. Диалог культур (межкультурный диалог) – процесс общения и взаимодействия, осуществляемый между представителями различных культур или культурных сообществ.

9. Дифференциация образования – обеспечение многообразия образовательных учреждений и права учащегося на выбор образования, на его индивидуализацию и личностную ориентированность, на выбор индивидуальных образовательных траекторий для удовлетворения интересов, склонностей и способностей личности, что требует максимального разнообразия образовательных условий и педагогических подходов, опирается на многообразие учебных заведений, программ, учебников, учебных пособий, в том числе и разноуровневых, обеспечивает создание рынка образовательных товаров и услуг.

10. Доклад – это документ, содержащий изложение результатов исследовательской деятельности или опытно-конструкторской работы, опубликованной в печати или прочитанный в аудитории.

11. Имитационная игра – игра, в основу которой заложена возможность применения имеющихся знаний, приобретение умения или освоения определенного объема сведений в их действенном, операциональном воплощении. Различают игры-упражнения, игры-иллюстрации, игры с совместным принятием решений в сложном социальном контексте, имитационные игры с усиленным ролевым компонентом и др.

12. Индивидуализация образования – организация учебного процесса с учетом индивидуальных особенностей учащихся в рамках общих задач и содержания обучения. Индивидуализация обучения может осуществляться через индивидуальные и групповые задания, широкие возможности открываются в связи с использованием в процессе обучения компьютерной техники.

13. Индивидуальность - неповторимое своеобразие психических и физических свойств и качеств человека, его поведения и других присущих только ему особенностей, отличающих его от других людей.

14. Индивидуальный образовательный маршрут учащегося – целенаправленно проектируемая дифференцированная образовательная программа, обеспечивающая позицию ученика как субъекта выбора, субъекта разработки, субъекта реализации образовательной программы при осуществлении учителем педагогической поддержки по самоопределению и самореализации.

15. Критерий – мерило оценки, признак, правило, на основании которого производится выбор после измерения, оценка научной и практической деятельности.

16. Личностно-ориентированное образование – образование, обеспечивающее развитие и саморазвитие личности ученика, исходя из выявления его индивидуальных особенностей как субъекта познания и предметной деятельности.

17. Личностные образовательные достижения учащихся – 1) решенная личностно значимая проблема; 2) достижения школьников в образовательном процессе, складывающиеся из следующих компонентов: академическая успеваемость, фонд умений (в первую очередь – коммуникативные), познавательная творческая активность и личные социальные достижения внутри и вне школы, зафиксированные каким-либо документом.

18. Личностный смысл образования – это смысл учебной деятельности, которым руководствуется учащийся. Его значение является средством связи человека с реальностью, то смысл связывает его с реальностью собственной индивидуальной жизни в этом мире.

19. Метапредметные результаты образовательной деятельности – способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях, освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов.

20. Метод в педагогике – способ познания педагогических явлений, процессов и закономерностей и их практического осуществления.

21. Метод дискуссии – коллективное обсуждение какого-либо проблемы или круга вопросов с целью нахождения правильного ответа. В педагогическом процессе выступает одним из методов активного обучения. Дискуссии формируют умения рассуждать, доказывать, формулировать проблему и т.п.

22. Метод исследования – способ, неотъемлемая часть любого исследования, кратчайший путь, определяющий ход и результативность исследования, формы организации работы, общую методологическую ориентацию автора. В философском смысле под методом понимаются научные теории, проверенные практикой.

23. Метод проектов – система обучения, при которой учащиеся приобретают знания и умения в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий – проектов, обладающих субъективной новизной и имеющих практическую значимость. Метод возник во второй половине XIX века в США, в 20-х гг. XX века получил распространение в советской школе. В настоящеё время широко активно используется как способ творческого саморазвития личности во всём мире.

24. Мотивация – совокупность стойких мотивов, побуждений, определяющих содержание, направленность и характер деятельности личности, её поведения.

25. Наблюдение – целенаправленный и планомерный процесс сбора информации путем прямой и непосредственной регистрации исследователем воспитательных процессов или явлений. Позволяет получать данные, необходимые для дальнейших теоретических построений и их последующей проверки на опыте.

26. Навык – действие, доведенное до автоматизма, которое формируется путем многократного повторения.

27. Обучение – особая коллективная социальная деятельность по организации целенаправленного усвоения молодым поколением накопленного обществом опыта, воплощенного в соответствии с социальным заказом в содержании образования.

Наши рекомендации