Личностное отношение преподавателя к предлагаемым решениям
Внедрение психолого-педагогических принципов организации педагогического процесса в медицинских вузах тормозится рядом тонких психологических механизмов, связанных с внутренним непринятием их отдельными преподавателями или целыми кафедральными коллективами. Рационально-логическое понимание опыта других не всегда ведет к его принятию личностью и автоматической реализации в собственной деятельности.
Процесс сопоставления «новации» с собственным опытом — внутренне противоречивый и неоднозначный, он представляет собой своеобразную дискуссию, диалог (часто внутренний), в результате которого вырабатывается эмоциональное отношение к предлагаемым идеям, принятие или отвержение их.
Теория когнитивного диссонанса (Фестингер) является наиболее проработанной психологической концепцией, объясняющей внутренние механизмы избирательного отношения личности к воспринимаемой информации. Согласно этой теории, основным стремлением человека, воспринимающего информацию об окружающем мире (и о самом себе) является стремление к согласованности, непротиворечивости, конгруэнтности имеющихся конгитивных элементов (представлений, мнений, убеждений, оценок). В этом случае, если между некоторыми элементами возникает противоречие (одно мнение противоречит другому), человек испытывает эмоциональное состояние диссонанса, которое долго продолжаться не может и которое поэтому необходимо снять тем или иным способом. В одних случаях человек редуцирует когнитивный диссонанс за счет изменения старого мнения в соответствии с новой информацией, в других — за счет обеспечения нового, в третьих — за счет введения некоторых промежуточных звеньев, благодаря которым согласуются два имеющихся мнения и диссонанс смягчается.
Особенно интересны экспериментальные данные об избирательном отборе информации, которая подтверждает сложившееся мнение (консонансная информация) или противоречит ему (диссонансная ин формация). Человек отдает естественное предпочтение информации, подтверждающей его мнение, и игнорирует противоположную. Даже в том случае, когда воспринимается диссонансная информация, человек обращает внимание на доводы, которые легко опровергнуть, и как бы не замечает с трудом опровергаемые аргументы и факты.
Какие психологические факторы влияют на процессы внутреннего согласия с воспринимаемыми идеями и решениями?
10.2.1. Фактор новизны.
Первый вопрос, который задает педагог при анализе конкретного решения, есть вопрос о том, что нового содержится в предлагаемом решении. В каждом конкретном случае степень новизны воспринимаемой информации имеет относительный характер: то, что для опытного преподавателя является хорошо известным или даже стереотипным, молодой преподаватель может интерпретировать как нечто оригинальное, новое и в высшей степени интересное. Поэтому при анализе личностного отношения к воспринимаемой информации речь обычно идет о степени новизны «для меня», т.е. «для моего» индивидуального обогащения знаниями и «для моего» собственного продвижения в решении той или иной педагогической проблемы.
Эффект ореола.
Работая со слушателями ФПКП. мы имели возможность изучить их мнения относительно опыта педагогов-новаторов. При этом мы постоянно сталкивались с одним и тем же характерным фактом. Главным, за что оценивали преподаватели опыт того или иного педагога-новатора, была сама его творческая личность. Опыт педагога-новатора вызывает положительное отношение преподавателей прежде всего потому, что они видят в новаторе человека, который в условиях казенного формализма школьной жизни сумел отстоять свои убеждения и свою индивидуальность. Преподаватели видели в новаторе педагога-победителя. Что касается конкретных способов и приемов работы, которые сложились в опыте новаторов, то они оценивались по-разному. Многие преподаватели пытались их использовать в своей собственной деятельности. Однако даже те, кто не был согласен с этими приемами, все же высоко оценивали опыт педагога-новатора в целом.
По-видимому, здесь мы имеем дело с феноменом, который в психологии получил название эффекта ореола, когда общее положительное впечатление от личности в целом накладывает отпечаток на положительную оценку всех частных ее проявлений и действий. Нужно, впрочем, заметить, что при оценке опыта педагогов-новаторов выделилась и группа преподавателей с резко негативным отношением к нему. Характерно, что это отношение определялось опять-таки личностным фактором (преподаватели видели в новаторе человека, который противопоставляет себя всем другим, причем его высокие притязания ничем не обоснованы, так как в его опыте нет ничего из того, что не было бы ранее известно). Такой негативный ореол приводит обычно и к нежеланию использовать конкретные способы и приемы, имеющиеся в опыте новатора.