Психолого-медико-педагогический консилиум в системе помощи детям с нар в R (1).
Основная цель ПМПк– обеспечение в образоват учреждении диагностико-коррекционного, психолого-медико-педагогич сопровождения детей с отклонениями в R; создание условий для их обуч и воспитания.
Для решения этой цели необходимо решение следующих задач:
1) Своевременное выявление и комплексное обследование детей, имеющих отклон в R;
2) Установление характера и причин выявленных отклонений;
3) Определение потенциальных возможностей ребенка для оказания ему целенаправленной спец помощи в условиях данного образов учреждения, либо направление его в ПМП консультацию на комиссию для решения вопроса о месте дальнейшего обучения и воспитания (определение типа учреждения, формы обучения, оптимальной для ребенка учебно-воспитательной программы);
4) Разработка комплексно целевых программ индивидуальн R детей "группы риска";
5) Прослеживание динамики R(наблюдения, диагностические "срезы" в начале и в конце учебного года для уточнения образовательного маршрута, внесение соответствующих корректив).
6) Профилактика физич, интеллект, и эмоц перегрузок и "срывов" поведения.
7) Консультативная работа с родителями.
Указанные задачи выполняются пед коллективом и специалистами ПМПк при их согласованном воздействии. В ПМПк ведется следующая документация:
- журнал записи и учета детей, прошедших обследование специалистов консилиума;
- журнал регистрации заключений и рекомендаций специалистов и коллегиального заключения и рекомендаций ПМПк.
-карта (папка) развития обучающегося воспитанника.
В своей деятельности ПМПк неуклонно следует принципам разработанным отечествен дефектологией: принцип гуманности, комплексного изучения детей, всестороннего и целостного изучения детей, динамического изучения, принцип качественно-количественного подхода.
В штатный состав ПМПк входят следующие специалисты:
- педагог-психолог со специализацией по клинической (медицинской) или социальной психологии;
- сурдопедагог, тифлопедагог; олигофренопедагог; логопед, дефектолог
- социальный педагог;
- врачи -психиатр; педиатр; невропатолог, отоларинголог, офтальмолог, врач по функциональной диагностике.
16. Понятие «интеграция» в специальной педагогике. История и современное состояние (1).
За рубежом вопросами «И» занимались с 40-х годов 20 века, в РФ отсутствует четкая государственная политика в этой сфере. Первые попытки «И» в РФ проводились в нач. 90-х гг 20 века. До этого детей с нар лишь социально адаптировали. «И» привлекла внимание родителей детей-инвалидов, что и послужило толчком для ее развития. «И» дает возможностьм детям почувствовать себя полноценными членами общества, а нормальных детей научит сочувствовать, помогать и думать о другом человеке.
«И» – процесс воссоединения, объединения в целое ранее разрозненных частей и элементов. Соц. «И» инвалидов – процесс и результат предоставления им прав и реализации возможностей участвовать наравне во всех видах и формах соц. жизни. «И» образование – процесс совместного образования обычных и нетипичных детей, установление между детьми более тесных взаимоотношений в одном классе массовой школы. Интегр. образование – наиболее приоритетное направление совр. образования.
Выделяют 4 формы соц. и образ. «И»:
1. Временная – все воспитанники группы или класса вне зависимости от уровня психофизического развития объединяются с нормальными детьми не реже 1-2 раз в месяц для проведения каких-либо мероприятий.
2. Частичная – объединение таких детей с нормальными на часть дня (утро или вечер) по 1,2 человека.
3. Комбинированная – воспитание детей с уровнем психофизического развития близким к норме (по 1,2 чел-ка) с нор-мальными детьми на равных, получая постоянную коррекционную помощь дефектолога.
4. Полная – помещение ребенка с нарушением в обычный класс до окончания срока обучения. Эти дети не получают корр. помощь.
Условия, обеспечивающие эффективную «И» детей с особыми образовательными потребностями в массовые сады и школы: 1. внешние – раннее выявление нарушений (на 1 г жизни) и проведение корр. работы с 1-х мес жизни; желание родителей обучать ребенка вместе со здоровыми детьми, их готовность помогать ему в процессе обучения; наличие возможностей оказать ребенку эффективную квалифицированную корр. помощь.
2. внутренние – уровень психофизического и речевого развития; возможность овладения общим образовательным стандартам; психологическая готовность ребенка к интегрированному обучению.
Эффективная интеграция воз-можна лишь при условиях спец подготовки педагогов МДОУ и спец учреждений.
Письмо «о создании условий для получения образ детьми с ОВЗ и детьми инвалидами». Расписываются приоритетные направления интеграции и основные требования:Сколько детей должно быть в классе, группе; сколько из них детей с ОВЗ (все данные есть в новых САНПИНАх).
Должность тьютерабыла введена приказом Мин соц. R России от 14 августа 2009 года.
Функции тьютера:
- Выявление формирования формирование развитие познавательных интересов ребенка
- Сопровождение формирования личности
- Оказание помощи в осознанном выборе стратегии образования
- Создает условия индивидуализации процесса обучения
- Организует взаимодействие с учителями и пед. работниками.
- Организует взаимодействие с родителями
- Контролирует и оценивает эффективность реализации образовательной программы.
Интегрированное образование – процесс совместного образования обычных идетей с ОВЗ, установление между детьми более тесных взаимоотношений в одном классе массовой школы.
Интегр. образование – наиболее приоритетное направление совр. образования.