Для студентов 2 курса заочной формы обучения
направление подготовки:
034300 «ФК»;
034400 «Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (АФК)
Раздел I. «ПСИХОЛОГИЯ»
Задание № 1.Тема: «Научные основы психологии»
Заполнить таблицу: «История развития психологии как науки»
Период | Персоналии | Содержание взглядов |
Античность | ||
Средневековье | ||
Эпоха Возрождения | ||
Новое время | ||
XVIII век | ||
XIX век | ||
XX век |
Источники:
1.Карандашев В.Н. Психология: Введение в профессию: Учеб. пособие для высш. учеб. заведений. М.: Смысл; Изд. центр «Академия», 2003. – 382 с.
2. Марцинковская Т.Д. История психологии: Учеб. пос. для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Изд. центр «Академия», 2001. – 544 с. (СТР. 30-78).
3. Интернет ресурсы.
Задание № 2.Тема: «Научные основы психологии»
По материалам рекомендованной литературы* выполнить конспект, отразив следующие аспекты темы:
1. Объект, предмет, задачи психологии.
2. Характеристика отраслей современной психологии.
3. Характеристика основных групп методов исследования в психологии.
4. Понятие «сознание», свойства сознания.
Задание № 3.Тема: «Познавательные психические процессы»
По материалам рекомендованной литературы* выполнить конспект, отразив следующие аспекты темы:
1. Определение ощущения как познавательного психического процесса. Физиологическая основа ощущений. Виды ощущений и их классификация.
2. Определение восприятия как познавательного психического процесса. Свойства восприятия. Виды восприятия.
3. Определение внимания как познавательного психического процесса. Виды внимания. Основные свойства внимания.
4. Специфика памяти как психического процесса. Виды памяти. Общая характеристика процессов памяти.
5. Мышление как познавательный психический процесс. Стадии и виды мышления. Основные мыслительные операции.
6. Понятие о языке и речи. Виды речевой деятельности. Взаимосвязь мышления и речи.
7. Определение воображения как познавательного психического процесса. Виды воображения. Значение воображения в жизни человека.
Задание № 4. Тема: «Психология личности»
По материалам рекомендованной литературы* выполнить конспект, отразив следующие аспекты темы:
1. Содержание понятий «индивид», «индивидуальность», «человек», «личность».
2. Мотивация в структуре личности. Мотивационная теория личности А. Маслоу.
3. Общая психологическая характеристика деятельности. Основные виды деятельности. Понятие «ведущая деятельность».
4. История исследования происхождения способностей. Классификация способностей: общие интеллектуальные и общие творческие способности.
5. Содержание понятия «темперамент». Основные компоненты, определяющие темперамент. Характеристика типов темперамента.
6. Содержание понятия «эмоции». Виды эмоций и их характеристика.
7. Содержание понятия «воля». Структура волевого действия. Взаимосвязь воли с другими сторонами психики.
Задание № 5. Тема: «Психология личности»
Заполнить таблицу: «Характеристика возрастных особенностей учащихся».
Особенности возраста | Младший школьный возраст (…… лет) | Подростковый возраст (..…. лет) |
Физиологические | ||
Ведущая деятельность | ||
Авторитетное лицо | ||
Познавательные психические процессы | ||
Отношение к себе | ||
Отношение к сверстникам |
Источники: учебники «Психология человека», «Возрастная психология», «Физиология человека». Интернет ресурсы.
Раздел II. «ПЕДАГОГИКА»
Задание № 1. Тема: «Система и структура педагогической науки»
По материалам учебников выполнить конспект, отразив следующие аспекты темы:
1. Объект, предмет и функции педагогики.
2. Категориальный аппарат педагогики: воспитание; обучение; образование; формирование; развитие; педагогический процесс; педагогическая задача; педагогическая система; педагогическое взаимодействие; педагогическая деятельность; педагогическая технология.
3. Связь педагогики с биологическими, общественными и психологическими науками.
4. Отрасли педагогики, их характеристика.
5. Понятие «педагогическое исследование». Методологические принципы педагогического исследования. Структура педагогического исследования.
Задание № 2. Тема: «Теория обучения»
По материалам учебников выполнить конспект, отразив следующие аспекты темы:
Характеристика процесса обучения как целостной системы.
2. Функции обучения: образовательная, воспитательная, развивающая.
3. Структура процесса обучения.
4. Содержание понятия «дидактика».
Задание № 3. Тема: «Теория обучения»
По материалам учебников составить обзорную таблицу методов обучения по характеру познавательной деятельности учащихся. (Авторы: Лернер И.Я., Скаткин М.Н.).
Содержание метода | Деятельность обучающего | Деятельность обучаемого |
1. Объяснительно-иллюстративный метод | ||
2. Репродуктивный метод | ||
3. Метод проблемного изложения | ||
4. Частично-поисковый метод | ||
5. Исследовательский метод | ||
Задание № 4. Тема: «Теория обучения»
По материалам рекомендованных учебников* произвести анализ форм организации учебного процесса.
Форма обучения | Содержание | Достоинства | Недостатки |
Классно-урочная | |||
Групповая | |||
Индивидуальная | |||
Внеклассная, внеурочная |
Задание № 5. Тема: «Воспитание как часть педагогического процесса»
Выполнить эссе-рассуждение** с опорой на высказывание: «Воспитывая других, мы воспитываем
прежде всего, самих себя». (А. Острогорский).
Задание № 5. Тема: «Воспитание как часть педагогического процесса»
Разработать план воспитательной работы на полугодие для детского ученического коллектива.
Название мероприятия | Цель мероприятия | Сроки проведения | Место проведения | Участники | Ответственный |
*Рекомендуемая литература:
1. Карандашев В.Н. Психология: Введение в профессию: Учеб. пособие для высш. учеб. заведений. – 2-е изд., перераб, и доп. – М.: Смысл; Издательский центр «Академия», 2003. – 382 с.
2. Кравченко А.И. Психология и педагогика: Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2008. – 400 с. – (Высшее образование).
3. Маклаков А.Г. Общая психология: Учебник для вузов. – СПб.: Питер, 2007. – 583 с.: ил. – (Серия «Учебник нового века»).
4. Островский Э.В., Чернышова Л.И. Психология и педагогика: Учеб. пособие / Под ред. Э.В. Островского. – М., 2209. – 384 с.
5. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология: Учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений. – 2-е изд. Стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 512 с.
**Указания по написанию эссе:
Эссе (essay, англ. очерк, попытка, проба) представляет собой сжатое изложение какого-либо вопроса, отражающее индивидуальную позицию автора.
Цели эссе:
1.Развитие навыков самостоятельного творческого мышления.
2.Выработка навыков аргументирования, противопоставления при анализе ситуаций.
3.Обучение краткости и последовательности изложения своих мыслей.
Выполнение данного вида работы требует от студентов умения анализировать материал, размышлять на заданные темы и в краткой форме излагать свои мысли. В эссе студент должен определить свое отношение к рассматриваемой проблеме, дать свое собственное решение поставленной задачи.
Критерии оценки эссе:
- соответствие содержания теме;
- обоснованность, четкость, лаконичность;
- самостоятельность выполнения работы (наличие индивидуальной позиции автора).
Предлагаемый порядок работы:
1.Найти 3-5 источников по теме эссе (в библиотеках, Internet).
2.Прочитать и обобщить изученный материал.
3.Выбрать наиболее важные с вашей точки зрения моменты и составить набросок эссе (общие положения, цитаты и др.).
4.Оценить, соответствует ли ваш предварительный вариант теме эссе.
5.Сделать акцент на тех положениях, которые отражают ваш индивидуальный подход (представить «изюминку» работы).
6.Оформить работу.
Рекомендации по структуре эссе:
Любая письменная работа, в том числе эссе, содержит минимум три части.
Введение, в котором в зависимости от темы раскрывается актуальность работы или кратко перечисляются основные моменты, формулируется цель написания работы. Объем введения для эссе составляет 3-4 предложений.
Основная часть, в которой непосредственно раскрывается заданная тема. Объем в рамках 1-2 страниц. При написании основной части текста эссе следует выражать свои мысли кратко, лаконично, логично. Желательно, чтобы в одном абзаце обсуждалась или рассматривалась одна тема. Следует избегать длинных предложений, неизвестных слов и понятий. Необходимо обращать внимание на соединительные слова, которые помогают облегчить понимание информации, придают вашей работе слитность и законченность (примерами таких слов могут служить: в дополнение, кроме того, также, помимо этого, более того, другими словами, примером этого, однако, напротив, тем не менее и др.).
Цитирование в эссе не запрещается. Объем цитаты не должен превышать 2-3 предложений. Ссылка на первоисточник обязательна.
Заключение, в котором подводится итог проделанной работе. Объем заключения составляет 3-4 предложения и может содержать слова: в заключение, таким образом, следовательно, значит, по этой причине, в результате, как показано выше и др.
Хорошо написанные эссе должны читаться легко и свободно. Авторы хороших письменных работ выражают свои мысли и знания четко и понятно. Избегайте вычурных, витиеватых выражений и предложений. Цель эссе – передать, как вы понимаете концепции предмета, а не показать преподавателю, как длинно вы можете писать или что вы умеете переписывать из первоисточника.