Iii. система контроля в брса

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«НИЖНЕВАРТОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

УТВЕРЖДАЮ

Ректор ______________С.И. Горлов

«03» марта 2011 г.

ПОЛОЖЕНИЕ

О БАЛЛЬНО-РЕЙТИНГОВОЙ СИСТЕМЕ

АТТЕСТАЦИИ СТУДЕНТОВ

Нижневартовск 2011

ВВЕДЕНИЕ

В июне 1999 года 29 стран Европы приняли Болонскую Декларацию с целью обеспечения согласованности образовательных систем. В сентябре 2003 года в состав стран, принявших Болонскую Декларацию, вошла Россия. Модернизация отечественного образования - это новый этап на пути формирования единого образовательного пространства.

Болонский процесс дает возможность расширения доступа к европейскому образованию, одновременно способствует интеграции российского опыта в другие страны.

Мобильность системы образования в данном случае затронула огромную сферу и дала новые возможности не только студентам, но и преподавателям. Двухуровневая система высшего образования и новый тип аттестации способствуют координации учебных процессов вузов разных стран, узнаваемости и принятия аттестационной документации и приложений к дипломам во всех странах Европы. Это требует введения системы оценки знаний студентов сопоставимой с соответствующими системами, действующими в общем образовательном пространстве.

Первым этапом этого сложного процесса является переход на балльно-рейтинговую систему аттестации (далее – БРСА). Положение о БРСА (далее – Положение) начинает внедряться в университете с 2010/2011 учебного года. По итогам апробации Положения возможно внесение в него соответствующих корректировок.

БРСА вводится с учетом принципов изложенных в Письме Минобразования РФ от 09 марта 2004 г. N 15-55-357ин/15 (соответствующий раздел письма представлен в приложении) и в соответствии с приказом Министерства образования и науки РФ от 15.02.2005 № 40 «О реализации положений Болонской декларации в системе высшего профессионального образования Российской Федерации».

I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. БРСА способствует проведению внутривузовского контроля и аудита результатов учебной деятельности, совершенствованию учебного процесса в соответствии с современными требованиями.

1.2. Целью БРСА является комплексная оценка качества учебной работы студентов при освоении ими основных образовательных программ высшего профессионального образования.

К числу основных задач БРСА относятся:

- индивидуализация обучения, организация и стимулирование самостоятельной работы студентов;

- широкое использование в учебном процессе новых, в том числе информационных технологий, форм, методов и средств обучения, обеспечивающих реализацию профессиональных образовательных программ высшего профессионального образования;

- систематический контроль успешности обучения и соответствия уровня знаний, умений и навыков студентов требованиям государственных образовательных стандартов.

II. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ БАЛЛЬНО-РЕЙТИНГОВОЙ СИСТЕМЫ АТТЕСТАЦИИ

2.1. БРСА включает следующие компоненты:

- технологическая карта изучения учебной дисциплины;

- учебно-методический комплекс;

- информационно-техническая база;

- постоянное взаимодействие преподавателя и студента с целью контроля самостоятельной учебной работы студента, выявления фактического результата обучения и целенаправленного влияния на ход учебного процесса;

- текущий контроль учебной работы студента (текущая аттестация);

- промежуточная аттестация (по итогам изучения учебной дисциплины в семестре).

2.2. Технологическая карта определяет порядок изучения учебной дисциплины, совокупность видов учебной нагрузки студента, график проведения текущих аттестаций, систему мероприятий по контролю знаний, условия и процедуру их оценки.

Технологическая карта разрабатывается преподавателем, читающим лекции по учебной дисциплине, рассматривается на заседании кафедры и утверждается проректором по учебной работе.

При разработке технологической карты той или иной учебной дисциплины учитываются особенности специальности (направления) и учебной дисциплины, учебно-педагогические принципы преподавания на кафедре.

Технологическая карта по дисциплине сопровождаться требованиями кафедры к письменным работам, включая итоговую работу, и в обязательном порядке доводится до сведения каждого студента в начале занятий по данной дисциплине (первые две недели семестра).

2.3. Учебно-методический комплекс по учебной дисциплине предназначен для обеспечения процесса изучения студентом дисциплин.

Состав учебно-методического комплекса определяется Положением.

2.4. Информационно-техническая база, необходимая для реализации БРСА, включает в себя ресурсы библиотеки НГГУ, электронные учебно-методические комплексы, размещаемые на вебсерверах НГГУ в свободном доступе для студентов, систему для самотестирования студентов, компьютерные классы для самостоятельной работы студентов.

2.5. Постоянное взаимодействие преподавателя со студентом осуществляется в рамках аудиторных занятий, консультаций. Организационно-документационной основой взаимодействия преподавателя и студента является расписание учебных занятий, расписание консультаций преподавателя и технологическая карта изучения учебной дисциплины.

III. СИСТЕМА КОНТРОЛЯ В БРСА

3.1. Текущий контроль осуществляется в течение семестра и представляет собой оценку знаний, полученных на занятиях и в ходе самостоятельного изучения студентами учебного материала. Формы текущего контроля устанавливаются в технологической карте учебной дисциплины и могут включать в себя контрольные работы, доклады и рефераты, конспекты базовых источников, выступления в ходе семинарских (практических) занятий, тестирование, другие задания.

3.1.1. В новых условиях предусмотрены промежуточные (рубежные) аттестации и итоговое испытание.

Промежуточные (рубежные) аттестации (аттестационные циклы):

- дисциплины с недельной аудиторной нагрузкой не более 2-х часов – 1 раз в три недели;

- дисциплины с недельной аудиторной нагрузкой не более 4-х часов – 1 раз в две недели;

- дисциплины с недельной аудиторной нагрузкой более 4-х часов – 1 раз в неделю.

3.2. Распределение баллов по основным формам аттестации устанавливается кафедрой:

Пример распределения баллов по дисциплине:

Аудиторные занятия – не более 30 баллов[1];

Выполнение творческих (самостоятельных) работ – не более 20 баллов;

Выполнение контрольных работ (включая все виды тестирования) – не более 20 баллов;

Минимальным допуском к итоговой (промежуточной) аттестации считать 40 баллов.

Итоговое испытание (экзамен, зачет) – 30 баллов.

Положительная оценка (установленный для дисциплины объем зачетных единиц) – 55 баллов.

Максимально возможное количество баллов, которое студент может набрать по дисциплине за семестр равно 100.

3.2.1. Сроки рубежных (промежуточных) аттестаций устанавливаются в первые две недели семестра и утверждаются проректором по УР.

3.2.2. Рубежная аттестация предполагает контроль успеваемости в разных формах.

Основные задания аттестации должны быть отражены в программе дисциплины:

- По дисциплинам, связанным с проектной деятельностью, в установленные сроки могут проводиться промежуточные смотры. В сумму баллов могут входить оценки за тесты, краткосрочные задания, этапы готовности проекта.

- По академическим дисциплинам количество баллов соотносится с количеством учебных заданий, участия в НИРС, конкурсах и конференциях[2].

- По теоретическим предметам оценивается участие во всех видах аттестаций и выполнение заданий преподавателя. Особо обращается внимание на активную работу в рамках семинарских занятий (умение вести дискуссию, творческий подход к анализу материалов, способность четко формулировать свои мысли), а также подготовка и выступление с докладами, рефератами, сообщениями по изучаемым темам[3].

- Для дисциплин, по которым читаются только лекции и не проводятся семинарские и другие практические занятия, рекомендуется в сумму баллов включать оценку конспектов специальной литературы.

3.2.3 Преподаватель самостоятельно выбирает форму промежуточного контроля для проведения рубежных аттестаций.

3.2.4. Сроки проверочных работ устанавливает педагог и соотносит их с пунктом 3.2.1.

Учебные задания, не выполненные к аттестации или выполненные на низкую оценку, в следующую рубежную аттестацию не оцениваются. Возможность сдачи данного задания может быть на итоговом испытании или за счет специально организуемых занятий.

3.3.1. Сумма баллов вносится в «Ведомость по результатам балльно-рейтинговой аттестации» (табл. 2 Приложения).

3.3.2. По окончании рубежной аттестации кафедры подают результаты аттестации в деканаты. Деканаты проверяют полноту и правильность заполнения ведомостей, выявляют студентов, получивших минимальное число баллов, для принятия мер, при необходимости организуют дополнительные занятия.

Копия закрытой ведомости остается у преподавателя, оригинал хранится в деканате. Индивидуальные ведомости на рубежную аттестацию не выписываются, студенты, обучающиеся по индивидуальному графику, ликвидирующие задолженности или имеющие свободное посещение, сдают рубежную аттестацию с группой.

3.3.3. В случае пропуска большого числа занятий по уважительной причине (при наличии подтверждающего документа) и вследствие этого минимального числа аттестационных баллов по рубежным аттестациям (аттестационным циклам), допуск к итоговому испытанию согласовывается с заведующим кафедрой, ответственной за проведение занятий.

При пропуске студентом рубежной аттестации без уважительной причины или оценке «0» баллов студент допускается к итоговому испытанию только после ликвидации задолженности за счет специально организуемых занятий. Ликвидация задолженности по текущей аттестации разрешается только до начала очередного семестра.

3.3.4. Итоговое испытание – это контроль успеваемости, осуществляемый один раз в конце семестра в период зачетной или экзаменационной сессии.

3.4. Защита курсовой работы (проекта) в БРСА.

3.4.1.Даты защиты устанавливаются распоряжением по кафедре.

На защиту выставляются работы студентов, которые уже оценивались на рубежных аттестациях, но доработанные, доведенные до защиты, объединенные в законченную проектную форму. В данном случае оценка выставляется за весь проект. В числе прочих на защите могут быть следующие критерии оценок:

- адекватность решения проектной задачи (____ баллов);

- новизна идеи, нестандартный подход (_____ баллов);

- качество выполнения подачи проекта: компоновка, цветографическое решение, макет, пояснительная записка (___баллов);

- точность расчетов (____ баллов);

- степень реализации проектного решения (____ баллов);

- владение и глубина использования современных программных продуктов (___баллов);

- разработка собственного программного продукта для расчета (___ баллов);

- представление работы в электронном виде (____ баллов) и др.[4].

Максимально возможное количество баллов, которое студент может набрать равно 100.

Критерии оценок разрабатываются коллегиально на заседании кафедры для каждой работы отдельно. В пределах одного курса у разных преподавателей могут быть разные критерии оценок, которые отвечают тем задачам, которые ставились перед студентами.

Студенты должны быть заранее информированы о критериях оценок до защиты.

В случае уважительной причины или болезни студента (при наличии подтверждающих документов) сроки защиты переносятся распоряжением по кафедре.

3.5. Итоговая аттестация теоретических дисциплин в БРСА

3.5.1. Формы итоговой аттестации по теоретическим дисциплинам устанавливает сам педагог. Итоговая аттестация может проводиться как в форме устного экзамена по билетам, так и в форме выполнения тестов или письменной работы. С вопросами к экзамену, тестовыми заданиями и заданиями письменной экзаменационной работы студент должен быть ознакомлен в первые две недели семестра.

3.5.2.Отпущенные на итоговое испытание баллы распределяются по следующим критериям:

А) ответ на экзамене (зачете);

Б) активная работа студента на протяжении всего семестра;

В) выступления на семинарах, эссе, рефераты и пр.;

Г) исследовательская работа в рамках дисциплины;

Д) участие в конференциях с докладами по изучаемой дисциплине и т.д.

3.5.3. Студент, набравший не менее 40 баллов на рубежных испытаниях, может пройти итоговое испытание в виде тестирования, подав соответствующее заявление в деканат, по дисциплинам, где разработаны необходимые для этого материалы.

3.5.4. Студент, набравший в течение семестра 55 баллов или выше, может не являться на итоговое испытание, подав соответствующее заявление в деканат. В этом случае он получает оценку, исходя из имеющейся до этого набранной суммы баллов по рубежным аттестациям. Баллы рубежных аттестаций и разделы Б, В, Г, Е суммируются и выставляются в экзаменационную ведомость на итоговом испытании.

Если студент после прохождения тестирования изъявляет желание пройти итоговое испытание в традиционной форме с целью изменения оценки и сдает испытание на более низком уровне или более высоком уровне знаний, то в ведомость выставляется оценка, полученная на итоговом испытании.

Наши рекомендации