Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников
Основная цель всех форм и видов взаимодействия ДОУ с семьей - установление доверительных отношений между детьми, родителями и педагогами, объединение их в одну команду, воспитание потребности делиться друг с другом своими проблемами и совместно их решать.
Взаимодействие педагогов и родителей детей осуществляется и решается через следующие аспекты:
- приобщение родителей к педагогическому процессу;
- расширение сферы участия родителей в организации жизни образовательного учреждения;
- создание условий для творческой самореализации педагогов, родителей, детей;
- информационно-педагогические материалы, выставки детских работ, которые позволяют родителям ближе познакомиться родителям со спецификой учреждения, знакомят его с воспитывающей и развивающей средой;
- разнообразные программы совместной деятельности детей и родителей;
- объединение усилий педагога и родителя в совместной деятельности по воспитанию и развитию ребенка: эти взаимоотношения следует рассматривать как искусство диалога взрослых с конкретным ребенком на основе знания психических особенностей его возраста, учитывая интересы, способности и предшествующий опыт ребенка;
- проявление понимания, терпимости и такта в воспитании и обучении ребенка, стремление учитывать его интересы, не игнорируя чувства и эмоции;
- уважительные взаимоотношения семьи и образовательного учреждения.
Основные формы взаимодействия:
Родительские собранияпроводятся групповые и общие (для родителей всего учреждения). На них обсуждают задачи и актуальные вопросы на новый учебный год, результаты образовательной работы, вопросы физического воспитания и проблемы летнего оздоровительного периода и др.
Групповые собрания проводятся раз в квартал и по запросу родителей.
Беседыпроводятся как индивидуальные, так и групповые. Содержание беседы лаконичное, значимое для родителей, преподносится таким образом, чтобы побудить собеседников к высказыванию.
Консультации. Обычно организуются по запросам родителей. Целями консультации являются усвоение родителями определенных знаний, умений; помощь им в разрешении проблемных вопросов. Формы проведения консультаций различны (квалифицированное сообщение специалиста с последующим обсуждением; обсуждение статьи, заранее прочитанной всеми приглашенными на консультацию; практическое занятие, например, на тему «По дороге домой»).
Сегодня особое место в дошкольном образовании занимает проектирование. В современной педагогике метод проекта используется наряду с систематическим предметным обучением как компонент системы продуктивного образования.
Метод проектов можно является особым механизмом взаимодействия семьи и ДОУ. Родители являются не только источниками информации, реальной помощи и поддержки ребенку и педагогу в процессе работы над проектом, но так же непосредственными участниками образовательного процесса, обогащают свой педагогический опыт, испытывают чувство сопричастности и удовлетворения от своих успехов и успехов ребенка.
Планирование работы с родителями
Таблица 12
В обязательной части программы | В части программы, формируемой участниками образовательных отношений |
Сентябрь | |
- Оформление материала в родительском центре на тему «Осень», «Что должен знать и уметь ребёнок в 2 года»; - оформление папки – передвижки «Безопасность»; - организация и проведение консультации «Адаптация ребёнка к детскому саду»; - организация и проведение индивидуальных бесед с родителями (по запросу родителей). | - Организация и подготовка творческого поздравления сентябрьских именинников; - оформление фото-выставки «Осенняя прогулка малышей»; - участие родителей совместно с детьми в конкурсе декоративно – прикладного искусства «Чудеса огородные». |
Октябрь | |
- Организация и проведение консультации «Как правильно одеть ребёнка осенью; - оформление стенда «Советы Доктора Айболита»; - организация и проведение родительского собрания «Адаптация детей к детскому саду». - организация проектной деятельности (реализация проекта); -участие родителей в празднике «Осень» | - Организация и подготовка творческого поздравления октябрьских именинников; - участие родителей совместно с детьми в конкурсах всероссийского и международного уровня; - организация проектной деятельности (реализация проекта). |
Ноябрь | |
- Организация и проведение консультаций по запросу родителей; - оформление стенда «Полезные советы для мама и пап»; - организация и проведение индивидуальных бесед с родителями (по запросу родителей). | - Организация и подготовка творческого поздравления ноябрьских именинников; -участие родителей в празднике, посвящённого дню матери; -участие родителей в выставке декоративно – прикладного искусства «Моя мама рукодельница»; |
Декабрь | |
- Организация и проведение родительского собрания «Мы немного подрасти…»; - организация и проведение консультации «Осторожно грипп!»; - участие родителей в новогоднем утреннике. - оформление папки-передвижки «Огонь –друг! огонь-враг!». | - Организация и подготовка творческого поздравления декабрьских именинников; - участие родителей в смотре конкурсе на самый лучший зимний участок; - участие родителей в конкурсе на самую лучшую новогоднюю игрушку. |
Январь | |
- Организация и проведение консультации «Осторожно гололёд!» - организация и проведение по запросам родителей на актуальные темы воспитания детей раннего возраста; - организация и проведение индивидуальных бесед с родителями (по запросу родителей). | - Организация и подготовка творческого поздравления январских именинников; - участие родителей совместно с детьми в конкурсах всероссийского и международного уровня; |
Февраль | |
- Организация проектной деятельности (реализация проекта); - участие родителей в празднике, посвящённом Дню защитника Отечества; -организация и проведение консультации «Патриотическое воспитание детей раннего возраста». | - Организация и подготовка творческого поздравления февральских именинников; - организация проектной деятельности (реализация проекта); - участие родителей в конкурсе «Военная техника своими руками». |
Март | |
- Организация и проведение консультаций по запросу родителей; - участие родителей в празднике, посвящённом Международному женскому дню. | - Организация и подготовка творческого поздравления мартовских именинников; - участие родителей в конкурсе на самую лучшую открытку для мамы. |
Апрель | |
- Организация и проведение консультаций по запросу родителей; - организация и проведение консультаций по правилам дорожного движения; | - Организация и подготовка творческого поздравления апрельских именинников; - участие родителей совместно с детьми в конкурсах всероссийского и международного уровня; - участие родителей в празднике, посвящённом дню смеха. |
Май | |
- Организация и проведение консультации «Скоро лето»; - организация и проведение родительского собрания «Результаты освоения образовательной программы»; - организация и проведение индивидуальных бесед с родителями (по запросу родителей). | - Организация и подготовка творческого поздравления майских именинников; - участие родителей в весеннем субботнике; - участие родителей в акции «Зелёная волна» |
Июнь | |
- Организация и проведение консультации «Закаливание детей в летний период времени»; «Организация здорового питания детей в летний период времени»; - привлечение родительской общественности к организации и проведению спортивно – оздоровительного праздника. | - Организация и подготовка творческого поздравления июньских именинников. |
Июль | |
- Организация и проведение консультаций по запросу родителей; - организация и проведение индивидуальных бесед с родителями (по запросу родителей). | - Организация и подготовка творческого поздравления июльских именинников; - участие родителей в празднике, посвящённом «Дню семьи» |
Август | |
- Организация и проведение консультаций по запросу родителей; - организация и проведение индивидуальных бесед с родителями (по запросу родителей) - ознакомление родителей с основной общеобразовательной программой, рабочей программой МБДОУ №1 «Детский сад Будущего» - организация родителей к подготовке праздника «День знаний». | - Организация и подготовка творческого поздравления августовских именинников. |