Задания, способствующие формированию навыков словообразования
Образование существительных и прилагательных с помощью суффиксов.
«Скажи ласково».
Какое слово получится, если к слову дочь добавить -енька?
Чулки — чулочки, носки — носочки, копейка — копеечка, красный — красненький, белый — беленький.
Образование сложных слов (существительных и прилагательных).
Снег падает — снегопад, по снегу ходит — снегоход, снег убирает — снегоуборочная (машина), сам летает — самолет.
Образование глаголов с помощью приставок с-, на-, по-, про-, в-, вы-, под-, от-, у-, пере-, за-, от-, на-, вы-.
«Я назову первую часть, а вы — слово». При... (сели, летели, бежали, скакали). Какие новые слова получились? Составь новое слово из двух. Доброе сердце — ...(добросердечный).
«Выбери нужное слово». Папа зашел — вышел из комнаты.
Подскажи первую часть слова. Птицы ...летели к кормушке.
Каких два слова спрятались в одном? Каких два слова спрятались в слове добродушный?(Добрая душа)
Чтение слов.
Автоматизация звука в словосочетаниях
Соединение слов по смыслу — сложное языковое явление. Словосочетания являются базой для составления предложений. Работа над словосочетанием может проводиться как самостоятельное занятие непродолжительное время, в основном эта работа включается в другие занятия. Вопросы: Можно ли так сказать? Почему нельзя так сказать? Какое слово лучше подходит? — будут способствовать усвоению детьми сочетаемости слов. Словосочетания могут состоять из прилагательного и существительного (зеленый автомобиль, кудрявый барашек, бабушкина шаль), причастия и существительного (скачущий всадник), числительного и существительного (пять овец), глагола и наречия (прыгнул высоко, бегает быстро), местоимения и существительного (мой карандаш, мои карандаши), глагола и местоимения (увидел его, увидел ее, увидел их). Используются также задания на подбор предметов к действиям (пишет ...ручкой, карандашом, фломастером), действий к предметам (красками, карандашами, фломастерами ... рисует). Целенаправленная отработка с детьми определенных грамматических форм приведет к последующему использованию их в самостоятельной речи.
Задания, способствующие усвоению сочетаемости слов
Согласование существительного с числительным, прилагательным, местоимением и существительным.
Прилагательное
Ответы на вопросы какой? какая? какое? какие?
Подбери слова, которые отвечают на вопросы какой? какая? какие?
Нахождение и называние предмета по определенному признаку:
— по цвету (красный помидор);
— форме (круглый стол);
— размеру (огромный арбуз);
— принадлежности (бабушкин, дедушкин, медвежий, лисий, волчий);
— материалу (стеклянный, деревянный, глиняный).
«Угадай-ка». Угадай, что это — спелый, сочный, красный, мягкий. Ты говори о предмете, какой он, а я буду угадывать, что это.
Вспомни и назови, какие бывают огурцы.
Изменение прилагательных по родам и числам. (Спелое яблоко. Спелые яблоки. Много спелых яблок.)
Правильно ли я сказала? Исправь мою ошибку. (Спелый яблоко.)Какие бывают яблоки? (Сладкие.)Сладкий лимон. (Лимон кислый.)Какие бывают лимоны? (Кислые.)
Дополни третье слово со звуком [с]. Помидор ... (красный, спелый, ...).
Согласование существительных с числительным. Сосчитай предметы. Сколько их?
Согласование существительных с прилагательным, с числительным. Сосчитай. Сколько красных яблок лежит на тарелке?
Для составления словосочетаний используются следующие задания: «Найди слову пару», «Исключи лишнее слово», «Повтори слова и добавь свое», «Дополни слово», «Исправь мою ошибку».
Местоимение
Согласование местоимений мой, моя, мои, наш, ваши с существительными. Ответы на вопросы чей? чья? чьи?
Лексико-грамматические упражнения сочетаются с заданиями на развитие памяти и мышления. В работу над словосочетанием можно включать игры, уже использовавшиеся в работе над словом: «Что изменилось?», «Чего не стало?», «Посмотри, запомни и повтори», «Послушай и повтори», «Сделай, как было» и др. Ребенок использует в своей речи не только существительные, но и прилагательные. Например, красный помидор находится между красной морковкой и красным перцем, не стало красного помидора и т. п.
Кроме того, на этапе работы над словосочетанием в занятия включаются задания на развитие функции языкового анализа и синтеза.
Фонематический анализ и синтез 2—3 слов с использованием цветовых символов должен являться неотъемлемой частью каждого занятия, так как это основа будущего успешного обучения в школе. Чтение слов будет способствовать выработке автоматизма произнесения того или иного звука.
Конспекты занятий
Конспект занятия 1
Автоматизация звука [с] в словах и словосочетаниях на основе лексической темы «Посуда»
Оргмомент
Релаксационные упражнения. Психогимнастика.
«Чудесные превращения».
— Изобразите кипящий самовар; кастрюлю, наполненную водой; ведро с крышкой; чайник со свистком, складной стакан.
Развитие слухоречевого внимания.
— Хлопни в ладоши, если услышишь слова — названия посуды.
Развитие мелкой моторики
Выполнение действий в соответствии со смыслом стихотворения.
Воду в чайник наливаем
И заварку засыпаем.
Сахар ложечкой берем
И вареньице кладем.
Будем пить чаек горячий
У себя в саду на даче.
Е. Еголаева
Массаж или самомассаж
Мимические упражнения
— Выразите огорчение: разбили чашку.