Обучение представляет собой единство процессов преподавания и учения. Принципы, Методы, Приёмы Обучения.
Вопрос.
Принципы, Методы, Приёмы Обучения.
1. Сущность процесса обучения.
Обучение –это это целенаправленный, взаимозависимый, системный и поэтапный процесс взаимодействия учителя и учащихся, в ходе которого осуществляется образование, воспитание и развитие учащихся.
Обучение – это процесс формирования, развития и закрепления новых ЗУНов.
Содержание обучения - это система знаний, умений и навыков, которые являются основой для развития и формирования личности человека.
Под содержанием обучения следует понимать:
· систему научных знаний, практических умений и навыков;
· систему мировоззренческих и нравственно-эстетических идей, которые необходимо приобрести учащимся в процессе обучения;
· часть общественного и культурного опыта поколений, которая отбирается в соответствии с поставленными целями развития человека и в виде информации передается ему.
Знания – это уверенное понимание, владение и пересказ новой информации.
Умения – это уверенное воспроизведение Знаний. Самостоятельное их применение на практике. (Например: разбор пьесы дома, без педагога)
Навыки – это Автоматическое, рефлекторное использование Знаний и Умений в повседневной жизни, деятельности, в концертной практике.
Обучение представляет собой единство процессов преподавания и учения.
· Преподавание - процесс деятельности преподавателя в ходе обучения.
· Учение - процесс деятельности ученика в учебном процессе
2. Главным разделом Педагогики как науки является дидактика.
Этот термин происходит от греческого слова "дидактикос", что означает "обучающий" (дословно - «Акт игры вдвоём»).
ИГРА – это основной приём обучения всех млекопитающих, и homo sapiens – тоже!
Впервые обоснование понятия "Дидактика" было дано в труде Ян Амоса Коменского
"Великая дидактика" (1632 г.), где дидактика рассматривалась как "всеобщее искусство всех учить всему".
Дидактика – это способ преподнесения материала для ученика в доступной ему форме!
3. Принципы обучения - важнейшие дидактические требования, которые обеспечивают эффективное функционирование учебного процесса.
Принципы целостного учебно-воспитательного процесса (обучения):
1) целенаправленностьпедагогического процесса; (постановка стратегических и тактических задач)
2) научность в обучении и воспитании;(применение инновационных методик и научных данных в области содержания предмета, в области психологии, нейрофизиологии, и т.д.)
3) связь школы с жизнью;(практическое применение полученных знаний)
4) доступность объяснений, (ассоциаций, примеров, дом. Заданий и т.д.) ;
5) систематичность и последовательность; (в требованиях, в дом. заданиях, в оценках и т.д.)
6) побуждать сознательность, активность, самостоятельность и творчество учащихся;
7) преемственность;(с предыдущим материалом, в требованиях к работе, с предыдущим преподавателем), в традициях школы, и т.д.
8) связь обучения и воспитания с полезным производственным трудом; (концерты, фестивали, конкурсы, игра в ансамбле, трио и т.д.)
9) наглядность;(включать все разделы Мозга: слуховые, визуальные, графики, таблицы, рисунки)
10) коллективный характер воспитания и обучения;(соотнесение себя со сверстниками помогает самооценке Личности, самокритике, осознанию себя как части Коллектива)
11) уважение к личности ребенка в сочетании с разумной требовательностью к нему;
12) выбор оптимальных методов, средств и форм обучения и воспитания; (Индивидуальный подход, учёт способностей и интересов ученика)
13) прочность и действенность результатов формирования в воспитании и развитии;(зависит от характера и масштаба Личности учителя, от понятных и точных требований, от справедливости оценок, от сочувствия и уважения к ученику, от его доверия к Вашей жизненной философии и нравственным, духовным позициям позициям и многого другого.)
14) комплексный подход к воспитанию и обучению. (развитие всех видов слуха, памяти, кругозора и т.д.)
(Разносторонность в охвате методов и дидактик: последовательное чередование методов для младших, средних и старших уч-ков, Использование инновационных методик и психотехник: от сказки до: «блочно-модульный», «проблемный метод», «мозговой штурм» и «Эвристический», «лёгкий гипноз: суггестивный», «беседа»,«размышления вслух», «диспуты», и т.д. «поисковый: расшифровка письма от Баха или Гайдна», «Ролевые игры» и т.д.
Неоценимую роль в разработке принципов обучения сыграл К. Д. Ушинский. Он выделяет ряд принципов, используемых в современной дидактике:
1) систематичность, доступность и посильность обучения;
2) сознательность и активность обучения;
3) прочность знаний;
4) наглядность обучения;
5) народность обучения;
6) воспитывающий характер обучения;
7) научность обучения.
Рассмотрим их в отдельности.
1. Принцип научности. Познание действительности может быть верным и неверным. Обучение должно быть основано на базе официальных научных концепций и использовать научные методы познания.
2. Принцип систематичности. От педагога требуется последовательность в изложении материала для того, чтобы ученик мог представить себе реальные отношения, связи предметов, явлений.
3. Принцип доступности и посильности.
Обучение должно быть связано с индивидуальными особенностями ученика, с его личным опытом, уже имеющимися знаниями и умениями. В противном случае материал не будет усвоен.
4. Принцип наглядности. Принцип, введенный в педагогику Коменским и Песталоцци. Одним из необходимых элементов обучения является создание зрительных образов, моделей, изображающих или имитирующих те или иные изучаемые явления.
5. Принцип сознательности и активности. В процессе обучения учащийся должен сознательно воспринимать предлагаемый материал. Педагог должен ставить осознанные цели и воспитывать в ученике познавательную активность.
6. Принцип прочности знаний. Поскольку памяти человека свойственно забывать информацию, учитель должен добиваться прочных знаний, умений и навыков.
7. Народность обучения. Педагогическая деятельность должна быть направлена на широкий круг учащихся, а не на представителей определенных слоев населения.
8. Принцип индивидуализации обучения помогает определить ту норму знаний и развития учащихся, которая позволяет ставить и разрешать конкретные задачи обучения.
4. Теоретические основы психологии обучения
Познание, являясь отражающей деятельностью, может воспроизводить окружающий мир в сознании человека с различной степенью адекватности:
«Слышу – понимаю – запоминаю – воспроизвожу*//* – слышу – понимаю - корректирую – воспроизвожу*//* – слышу – понимаю - варьирую – воспроизвожу*//* – сочиняю свою аналогию (аранжировку)- воспроизвожу*//* – сочиняю полностью противоположное – воспроизвожу*//*».(можно повторять до бесконечности каждый из блоков)
Когнитивная психология рассматривает процесс обучения как многоэтапный, постепенный процессформирования условных рефлексов. (теория Павлова)
1. а) апперцепция – предшествующая база когнитивных Кодов/знаний/;
2. б) перцепция – получение новых знаний: (анализ, сравнение, выбор, синтез) и изменение старого Кода/образ знания на новый код/образ знания;
3. в) процессинтериоризации - это переход знаний в УМЕНИЯ(формирование внутренних структур (когнитивных -познавательных Кодов) человеческой психики в результате усвоения нового знания и внешней социальной деятельности)
4. г) процесс экстериоризации – это переход знаний и умений в НАВЫК (процесс перехода внутренних психологических структур во внешнюю социальную деятельность человека).
5. д) закрепление полученных знаний опирается на теорию условных и безусловных рефлексов И. Павлова
Повтор, вариативность применения, аналогии, ассоциации помогают закрепить и применять новый условный рефлекс (Навык) в практической деятельности.(игра, пение, танцы, научные исследования, инжиниринг и т.д.)
Процесс развития человеческого мышления и интеллекта (Базы данных) есть постоянный когнитивный процесс познания действительности (OR, ориентировочная реакция) , который включает следующие стадии:
· -накопление данных (впечатления визуальные, эмоциональные, моторно-двигательные, слуховые, вкусовые и т.д.);
· -встраивание их в предшествующую базу знаний (систему представлений);
· - создание новых перцептивных ключей – «образов» - для нового познания и
· - организация эффективной деятельности по овладению пространством и окружающей средой (трудовые знания, умения и навыки), в том числе игра на рояле.
Познание опирается на главные психологические аспекты когнитивного процесса
1. - восприятие информации всеми органами чувств; (перцепция)
2. - её анализ-сравнение с предыдущей базой знаний; (апперцепция – предыдущие коды/знаний)
3. -процесс интеграции знаний – Интериоризации (переработка, перераспределение) информации в определённых зонах головного мозга (в Гиппокампе),
4. -воспроизведение информации в творческом акте в процессе деятельности – т.е. Экстериоризация, в данном случае в процессе исполнительства.
Процесс познания опирается на апперцептивное (предшествующее) представление человека о явлениях окружающего мира через образы, которые формируются на основе деятельности различных зон головного мозга, так называемых, - зон интеллекта или видов интеллекта.
Учёные различают несколько основных зон психофизической и нервной деятельности головного мозга или видов интеллекта, а также дифференцируют особенности процессов, протекающих в различных полушариях головного мозга:
2. Правополушарное мышление мозга отвечает за возникновение метафор, аналогий, ассоциаций, различных нюансов образа, воображение.
Но оно работает только в расслабленном состоянии альфа - ритмов, т. е. в состоянии медленных мозговых волн т.е. покоя.
--Поэтому в репертуаре всех юных и молодых исполнителей обязательно должны быть произведения кантиленного характера. Эти произведения дают возможность и время услышать, почувствоватьи выявить тончайшие нюансы звука, лирические и душевныепотоки подсознания и звукового воображенияученика и справиться с их реализацией—воспроизведением.
3. Левополушарное мышление мозгаотвечает заединичное конкретное постижение 1 явления, 1 ситуации, 1навыка, за постепенность процесса познания – поэтапность в обучении ребёнка, за качество и накопление информации.
Необходимо отметить, что у одарённых детей возможно более раннее развитие навыков, и видов интеллекта, в связи с их более острым восприятием, более развитыми задатками, более быстрыми и качественными процессами памяти, и более точным восприятием музыкальной информации
5. Задача педагога - раскрыть язык музыки, его интонационную-мелодекламационную сущность, гармоническую логику, артикуляционное разнообразие (штрихи, туше), рациональную пластику, жанровую и стилевую сущность,
развить технику ученика, его интеллект, кругозор, информационную базу и т.д.
Но сделать это необходимо наиболее эффективным и продуктивным способом, без лишних психологических затрат со стороны учителя и ученика, тогда навыки будут крепкими, знания и умения прочными. (игровые методы)
6. На процессы познания-- восприятие информации, запоминание информации, узнавание информации, воспроизведение информации - значительное воздействие оказывают типы нервной деятельности, такие как темперамент: индивидуальные конституционные психофизические реакции организма.
Сюда входит общий уровень энергичности (энергетики личности), эмоциональные реакции и их интенсивность, а также скорость реакций. Принято примерное деление интенсивности эмоциональных реакций личности на 4 типа: «Холерик»(++++), «Сангвиник» (+++), «Меланхолик» (++), «Флегматик» (+),
В некоторых исследованиях деление на типы реакций определяется по психоэмоциональной реакции: как «интроверты» и «экстраверты». Имеются данные, что интроверты более реагируют на наказания, а экстраверты – на поощрения.
Существуют исследования, где деление происходит по моторнодвигательным и физическим реакциям: - «пикники», - «атлетики», - «астеники», - «грацильно-инфантильный» типы движений.
В любом случае, педагогам, занимающимся развитием художественной техники ученика, необходимо знать особенности психофизической реакции своего ученика, особенности его эмоциональной реакции, физической силы, выносливости, пластичности, гибкости, особенности координации рук и т.д.
7. Память и процессы памяти – основной компонент в процессе познания и обучения.
Важны и играют большую роль в запоминании и воспроизведении:
- Задатки (генетические возможности мозга);
- Адекватнаяперцептивнаябаза знаний - «ключей» - многообразие и разнообразие ориентировочных рефлексов: т.е. широта кругозора, предшествующий слуховой, визуальный, интеллектуальный, физический опыт, осознание, понимание языка, элементарных понятий в языке;
- Роль практического опыта (кол-во нейронных связей), объёмакратковременной и долговременной оперативной памяти.
- Роль неокортекса (верхней коры головного мозга) и активность волевых процессов:усиленного внимания, сосредоточенности, целеполагания, мотивации, целеустремлённости и т.д, .
V. Целью учебного процесса является
отработка и развитие быстрого и гибкого переключения сознания, и саморегуляция на этой основе своего поведения и деятельности.
VI. Структура процесса обучения.
Процесс обучения - это сложная система, выражаемая бесконечным разнообразием состояний,
отношений и связей ее компонентов.
В состав этой системы входят:
· - информационные компоненты (содержание самого предмета),
· -средства обучения (инструменты, ноты, техника, столы, наглядные приборы, DVD, CD и др.)
· - средства организации и управления - Администрация, хоз.службы, учебные и общественные организации.
· Целевойкомпонент (цели и задачи обучения).
· Стимулирующе – мотивационный компонент (интересы, мотивы учения).
· Содержание обучения (учебные программы, учебники, ноты).
· Методы, средства и формы организации обучения.
· Контрольный компонент (контрольные, практические работы, опросы, зачеты, экзамены, самоконтроль).
· Оценочно-результативный компонент (оценка, самооценка, коррекция).
VII. Учебные планы и программы
Учебный план – это нормативный документ, включающий:
1) структуру и продолжительность учебных четвертей, учебного года и каникул;
2) перечень изучаемых предметов;
3) распределение перечня предметов по годам обучения;
4) деление предметов на обязательные и факультативные;
5) недельное и годовое распределение времени на изучение учебных дисциплин в каждом классе.
Виды учебных планов:
1) базисный;
2) типовой;
3) учебный план школы.
Базисный учебный план – это часть государственного образовательного стандарта.
Типовой учебный план создается на основе базисного плана, является основой для учебного плана школы.
Учебный план школы (Учебного заведения) составляется на основе базисного и типового планов.
Учебный план школы утверждается педагогическим советом школы.
Учебная программа – это нормативный документ определяющий:
1) содержание основных знаний и умений по каждому учебному предмету;
2) логику и последовательность изучения тем;
3) общее количество времени на изучение определенных тем.
Учебные программы подразделяются на несколько основных видов:
1) типовые программы; 2) рабочие программы; 3) авторские программы.
VIII. Функции и Закономерности процесса обучения.
Процесс обучения осуществляет не только образовательную, но и воспитательную и развивающую функции. Обучение, развитие и воспитание тесно связаны между собой.
Подобно тому, как личность целостна и едина, так и процесс ее обучения целостен и един.
Устойчивые связи в процессе обучения, помогающие повысить эффективность воспитания, называются закономерностями воспитания.
К таким закономерностям относят:
1. Характер воспитания определен социальными и экономическими потребностями общества, а также интересами правящих классов.
2. Цели, методы и содержание воспитания едины.
3. Воспитание и образование едины.
4. Эффективное воспитание происходит при высокой мотивации человека.
5. Эффективнее воспитание происходит при условии взаимоуважения ученика и учителя.
6. В ходе воспитания важно учитывать психологические и возрастные особенности ученика.
7. Процесс воспитания должен опираться на положительные качества ученика.
8. Ученик должен видеть перспективы воспитания, получать радость от достижения успеха.
9. Воспитание происходит в ходе деятельности человека.
10. Чрезвычайно важно воспитание в коллективе.
11. Важно развивать в учениках стремление к самовоспитанию.
Как и обучение в целом, воспитание может быть основано на авторитарном либо на свободном начале.
Развитие Личности, являясь результатом обучения, выступает как готовность личности к самостоятельной организации своей умственной деятельности
Признаками развития можно считать:
· дисциплинированность мышления,
· способность продуктивно усваивать новое,
· системность знаний,
· умение применять их в разнообразных условиях,
· способность переносить приемы умственной деятельности в новые условия,
· познание сущности явлений,
· теоретическое мышление и способность организовать свои действия.
Всестороннее развитие личности означает рост ее духовных и физических сил, ее творческих способностей и индивидуальных дарований, формирование человека как гражданина, как нравственной и культурной личности.
IX. Цели обучения.
Одним из определяющих компонентов процесса обучения является его цель. (Задаётся ФГОСами, ОПОПами)
Цель обучения связывает воедино все основные компоненты процесса обучения, определяет
его направление и в значительной степени детерминирует общий результат, эффективность педагогических воздействий.
1) цель№1 – концепция обучения, задающая общее направление деятельности всех учебно- воспитательных учреждений общества и определяющая характер педагогического воздействия; она соответствует представлению общества об идеале человеческой личности, выражает требования общества к человеку; (технократическая, гуманитарная; экологическая, религиозная и т.д.).
В исторической перспективе концепции могут видоизменяться в зависимости от экономических проблем, нравственных качеств руководителей страны и всего общества)
2) стратегические цели №2 - это конкретные ЗУНы(перспективное планирование на 1-2-3 года) на определенном уровне формирования личности; (например: репертуар, или развитие техники и т.д.)
3) тактические, оперативные цели №3, которые ставятся при проведении отдельного занятия или какого-то иного единичного мероприятия.
XI. Приемы обучения (методы)
Метод обучения от др.-греч. μέθοδος — путь, «Мой путь» или « моя дорога», или «моё движение». (2-х корневое слово).
Методика – «мои способы передвижения и игры», «мой способ игры («ика» - игра, состязание, например: «Музыка»: «Муза+ ика» – игра мыслей)
Метод обучения - это система регулятивных принципов и правил организации педагогически целесообразного взаимодействия педагога и учащихся, применяемая для определенного круга задач обучения, развития и воспитания.
Методы – это способы и действия педагога и учащегося,посредством которых передается и принимается содержание.
Метод – это комплекснаучных, поэтапных, взаимообусловленных, системных, разносторонних приёмов коммуникациис целью передачи и усвоения ЗУНов в области воспитания, развития, обучения, образования.
*1.Необходимо различать Метод - как концепцию обучения – в широком, историческом, глобальном значении. (концепция Песталоцци, концепция Ренессанса, концепция барокко, концепция венских классиков (К.Черни), концепция Макаренко и т.д.
*2. И Метод– как методический приём конкретного назначения, для конкретного Ученика, для конкретного Урока, для конкретного времени; его название – дидактический приём(греч.: «взаимодействие двоих», «назидательный акт», - способ передать содержание – ЗУНы)
Метод – это комплексноепонятие (и процесс и действие),включает в себя следующие компоненты:
1. Концепции:
- концепцию государственную, выраженную через Закон РФ об Образовании, ФГОСы, ПООПы
- концепцию личную (мировоззрение, нравственные ценности, опыт, мастерство, психику и тип личности Учителя)
- концепцию общественную (социальную - понимание значимости образования, профессии),
- концепцию сословную (аристократическую, демократическую, интернациональную, христианскую и др.)
- концепцию корпоративную - (профессионалов – «пианисты», «народники», «духовые», «струнные», «чиновники», инженеры, строители и т.д.)
2. Формы коммуникации – общения с учеником на уроке:
- пассивные
- активные
- интерактивные
-демократические
- авторитарные
- сотрудничество
3. Методические Приёмы:
По способу обращения с материалом на уроке, по способу объяснения материала:
- словесные
- наглядныеосновные, классические;
- практические
- контрольно-экзаменационные
- ролевые игры
- мозговые штурмы
- блочно-модульные
- эвристические
- инновационные
- метод сценариев современные (авторские)
- программирование
- проблемный приём
- компьютерные
- игровые (постановки, сказки, сценки)
- поисковые и т.д.
По сложившейся традиции в отечественной педагогике МЕТОДЫ обучения подразделяются на три группы:
1. Методы организации и осуществленияучебно-познавательной деятельности:
§ Словесные, наглядные, практические (По источнику изложения учебного материала).
§ Репродуктивные (воспроизведение материала, пересказ, обьяснительно-иллюстративные, поисковые, исследовательские, проблемные и др.(по характеру учебно-познавательной деятельности ученика).
§ Индуктивные (обобщение) и дедуктивные (анализ) - по логике изложения и восприятия учебного материала;
2. Методы контроля за эффективностьюучебно-познавательной деятельности:
§ Устные,
§ Письменные проверки и
§ самопроверки результативности овладения ЗУНами;
§ исполнение на сцене, репетиции, слушание музыки,
3. Методы стимулированияучебно-познавательной деятельности:
· Определённые поощрения за формирование мотивации к учёбе,
· За чувство ответственности,
· За выполнение обязательств,
· За развитие интересов в овладении ЗУНами
· За самостоятельность, и творческий подход к заданиям
· За новый взгляд на проблему и её решение
· За яркое, самобытное оформление, исполнение, проекта, или пр-ия и т.д.
XII.. Основным звеном и ядром процесса обучения является отдельный Урок. На уроке происходит основной актобучения, образования, воспитания. Урок – это часть системы – отдельное звено общего процесса обучения, и часть Метода.
I. Текущее и перспективное планирование.
Индивидуальный план ученика — это «диагноз» и «прогноз» его развития на 1-2 года. Чтобы построить эффективно учебный план ученика (репертуар), педагогу надо диагностировать:
1. - уровень уже полученных учеником навыков (ЗУНов)
2. - собственно школьный репертуар с позиции педагогической целесообразности и качества, по художественным задачам и технической проблематики именно для этого ученика,
3. - индивидуальные особенности ученика, его психические и рабочие качества, комплекс задатков и способностей:
а) качество и уровень музыкальных способностей
б) степень обученности и интеллектуально-музыкального развития;
в), волевые и рабочие качества;
г) особенности психики — подвижность, возбуждение, торможение, координация;
физиологические и нервно-психические реакции личности, особенности характера, возраста;
д) интересы, склонности,
е) позитивные качества и задатки, требующие развития и негативные свойства, требующие исправления – коррекции и т.д.
На основе диагноза составляется План Развития уч-ка. Текущие задачи, - ЗУНы, Перспективные задачи- ЗУНы развиваются через Репертуар, Слушание, Исполнение, изучение пр-ий с педагогом и самостоятельно.
II. Методика формирования репертуара ученика строится с учетом:
а) ответственных концертов, экзаменов, конкурсов;
б) классных вечеров для родителей;
в) постепенного развития ученика;
г) интенсивного развития ученика (с 1-2 произведениями более сложными);
д) с учётом перспективных и стратегических целей:
«целевые программы» (подготовка к исполнению, например «Экспромта» Сонаты Бетховена); приём «репертуарных цепочек» для закрепления и развития определенного навыка на аналогичном по фактуре репертуаре (например, Черни-Гермер, этюд № 1, I ч.; № 1, II ч.; № 5, 299; № 1, 740 и т.д., т.е. развитие);
е) с учётом стилистического и жанрового разнообразие репертуара;
ж) «эскизное разучивание» нескольких пьес для расширения кругозора;
з) самостоятельное разучивание произведений учеником – как проверка полученных знаний и навыков.