Обучение инвалидов на дому регулирует

· Порядок воспитания и обучения детей-инвалидов на дому и в негосударственных образовательных учреждениях, а также размеры компенсации затрат родителей (законных представителей) на эти цели, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 18 июля 1996 г. N 861.

· Письмо Министерства Народного образования РСФСР от 14.11.1987 №17-253-6 «Об индивидуальном обучении больных детей на дому»

· Письмо Министерства просвещения РСФСР и Министерства здравоохранения РСФСР от 08/28.07. 1980 №281-М/17-13-186

· Положение об общеобразовательной школе для больных детей и детей-инвалидов (школе надомного обучения), утверждено Распоряжением Премьера Правительства Москвы от 25 июля 1995 г. N 726-РП;

Вопросы получение инвалидами начального профессионального, среднего профессионального и высшего образования регулируются следующими нормативными актами:

  • Федеральный закон от 22 августа 1996 г. N 125-ФЗ "О высшем и послевузовском профессиональном образовании", с изменениями на 23.12.2003, (п.3 ст.11 и п.3 ст.16);
  • Федеральный закон от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах", с изменениями на 25 июля 2002 г., (п. 15 ст. 14);
  • Закон Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", с изменениями на 25.07.2002 г., (п. 18 ст. 14);
  • Порядок приема в государственные и муниципальные образовательные учреждения среднего профессионального образования (средние специальные учебные заведения) Российской Федерации (утв. приказом Минобразования РФ от 9 декабря 2002 г. N 4304)
  • Порядок приема в государственные образовательные учреждения высшего профессионального образования (высшие учебные заведения) Российской Федерации, учрежденные федеральными органами исполнительной власти, утвержденный Приказом Минобразования РФ от 24 февраля 1998 г. N 500, с изменениями на 14.01.2003, (п. 21);
  • Письмо Минобразования РФ от 25 марта 1999 г. N 27/502-6 "Об условиях приема и обучения инвалидов в учреждениях высшего профессионального образования";
  • Типовое положение о стипендиальном обеспечении и других формах материальной поддержки студентов государственных и муниципальных образовательных учреждений высшего и среднего профессионального образования, аспирантов и докторантов, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 27.06.2001 г. N 487 (п. 24);
  • Письмо Минтруда РФ от 21 января 2002 г. N 365-ГК "О справке для получения государственной социальной стипендии";
  • Письмо Госкомвуза РФ от 18 августа 1994 г. N 19-36-93ин/19-10 "О взимании со студентов платы за проживание в общежитиях и другие коммунальные услуги" (п. 2)

Положение детей-инвалидов в России: право на образование, социальную интеграцию и реабилитацию.

Специальный доклад[19] российских неправительственных организаций для Комитета ООН по экономическим, социальным и культурным правам (CESCR)

(Доклад представлен в связи с рассмотрением Комитетом ООН в ноябре 2003 г. Четвертого периодического доклада Российской Федерации)

Исполнители:

1) Борис Альтшулер,РОО «Право ребенка»,

Москва, 119019, ул. Новый Арбат, оф. 19-18, 19-20, тел.: (7-095) 291-58-72; тел./факс: 291-9176;e-mail: [email protected] & [email protected] Веб-страница: www.pravorebenka.narod.ru

2) Сергей Колосков и Марина Царькова,«Ассоциация Даун синдром»\МООИ «Общество Даун Синдром»,Москва, 101000, ул. Мясницкая, 13-3; тел./факс: (7-095) 925-6476;

e-mail: [email protected] Веб-страницы: www.mdrr.org.ru & www.notabene.ru

3) Роман Дименштейн и Ирина Ларикова,Региональная благотворительная общественная организация (РБОО) «Центр лечебной педагогики»,

Москва, 119311, ул. Строителей, 17 «Б»; тел./факс: (7-095) 131-0683, (7-095) 133-8447;

e-mail: [email protected] & [email protected]

1. На конец 2001 г. численность детей-инвалидов (до 18 лет), получающих социальные пенсии, назначаемые службами медико-социальной экспертизы, составляла 658,1 тыс. человек, из них 71% (т.е. 467 тыс.) дети-инвалиды школьного возраста 7-17 (полных) лет[20]. Вместе с тем, как сообщила профессор Лариса Балева: «По расчетам специалистов, показатели детской инвалидности должны быть выше – не меньше 1 миллиона, потому что очень многим детям-инвалидам инвалидность не оформляют, механизм ее установления на практике работает очень плохо»[21]. Из общего числа официально зарегистрированных инвалидов 91% живут в семье, 60,9 тыс. (9%) – в интернатных учреждениях Минздрава, Минобразования и Минтруда России. Основными заболеваниями, приводящими к инвалидности (60% всех детей-инвалидов, т.е. около 400 тыс. человек) являются болезни нервной системы, психические расстройства и расстройства поведения и врожденные аномалии. 96,3 тысячи детей-инвалидов (14,6% от общего числа детей-инвалидов) страдают интеллектуальной недостаточностью. 29 тысяч детей-инвалидов с интеллектуальной недостаточностью в возрасте от 4 до 18 лет, проживают в интернатах Минтруда[22] (что составляет 30,1% детей-инвалидов с таким диагнозом[23]).

2. Ни один из государственных докладов не сообщает о том, сколько детей-инвалидов получают образование. (В ежегодных Государственных докладах всегда приводятся данные об обучении «детей с ограниченными возможностями» - понятие очень широкое, включающее и множество детей, не являющихся официально признанными инвалидами). Однако, проведенное Ассоциацией Даун Синдром исследование первичных данных, предоставленных Госкомстату РФ в 2000 г. Минобразованием России (Формы государственной статистической отчетности 76-РИК и Д-9) и данных Минтруда[24], позволило установить число учащихся детей-инвалидов – 184,6 тыс.[25]. Сопоставление этой цифры с вышеприведенным числом детей-инвалидов школьного возраста показывает, что из них почти 300 тыс. лишены конституционного права на образование. В основной массе это дети с психоневрологическими нарушениями, в отношении которых даже в официальных документах зачастую употребляется, в сущности, варварская формула «не подлежащие обучению» (использовало эту не предусмотренную никакими законами формулу и Правительство РФ в своем Ответе на вопрос № 34 Комитета ООН, указав при этом примерно в 10 раз заниженное число таких детей). Мониторинг, проведенный Ассоциацией Даун Синдром летом 2003 г. по 41 региону России показал, что дети-инвалиды с интеллектуальной недостаточностью[26] получают образование лишьв редких случаях[27]. «Центр лечебной педагогики» обладает множеством документальных свидетельств официальных отказов родителям детей-инвалидов в предоставлении предусмотренных законом услуг по развитию и образованию ребенка-инвалида.

3. Исходя из международного опыта образования детей-инвалидов, сформулированного в Саламанкской декларации ЮНЕСКО, принятой 92 странами членами ООН, реализация права на образование всех детей-инвалидов может быть обеспечена посредством интегративного обучения, т.е. посредством создания условий для их обучения в системе общего образования. Такой подход, составляющий во многих странах основу мер по осуществлению важнейшего права инвалидов на социальную интеграциюи закрепленный в ст.18, 19 ФЗ 1995 г. «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» №181 (далее Закон №181), на практике не реализуется. По данному вопросу отсутствуют нормативные правовые акты органов исполнительной власти, которые требуются для применения Закона №181 и не определяется финансирование.

4. Практически полностью отсутствует инфраструктура реабилитационной помощи детям с серьезными нарушениями развития. Крайне важно отметить отсутствие важнейшей для реабилитации детей-инвалидов службы по оказанию психолого-медико-педагогической помощи детям раннего возраста (0-3 года).

5. В такой ситуации особое значение приобретает реализация механизмов, предусмотренных Законом №181 (ст. 11, 18) и Законом «Об образовании» (ст. 40, п. 8), согласно которым государство компенсирует семье затраты на реабилитационно-образовательные услуги, полученные вне рамок государственной системы образования и реабилитации (в денежном виде), если не может предоставить такие услуги непосредственно (в «натуральной» форме). И то, и другое представляет собой выполнение обязательств государства обеспечить инвалиду реабилитацию и образование за счет целевых бюджетных средств[28]. Однако сегодня выполнение этих норм законов встречает следующие основные препятствия:

(1) — в массовом порядке, в нарушение ст. 11 Закона №181, не составляются индивидуальные программы реабилитации инвалида (ИПР):«В 2001 г. для 122,5 тыс. детей-инвалидов разработаны ИПР»[29], откуда следует, что 535,6 тыс. (из общего числа 658,1 тыс.) детей-инвалидов России лишены права на реабилитацию. Эти выводы подтверждаются и резко негативным заключением Генерального Прокурора по результатам проверки исполнения Закона № 181 во всех регионах России, осуществленной по поручению Президента РФ (об этом поручении сказано в ст. 20 комментируемого Четвертого госдоклада в Комитет ООН):«законодательство о социальной защите детей-инвалидов выполняется неудовлетворительно»; ИПР «…разрабатываются лишь в единичных случаях»[30]. В том же письме Генерального прокурора отмечается: «В соответствии со ст. 11 Закона №181 основанием для реабилитации инвалида и предоставления ему предусмотренных законодательством льгот и гарантий является индивидуальная программа реабилитации», то есть указанные в Письме Генпрокурора факты являются прямым нарушением действующего законодательства. Даже самые крупные города не являются исключением, что подтверждают, например, результаты проверки, проведенной московской прокуратурой (Письмо Прокуратуры г. Москвы от 10.07.2003 № 21-116-03): «…обращение о нарушении государственной службой медико-социальной экспертизы Москвы прав детей-инвалидов в части составления индивидуальных программ реабилитации признано обоснованным…».

(2) — в тех редких случаях, когда индивидуальная программа реабилитации (ИПР) все же составлена, и родители смогли получить услуги в негосударственном секторе, компенсация средств на реабилитационные услуги органами социальной защиты не производится (вопреки требованиям ст. 11 Закона № 181 - о возмещении семье средств, потраченных ею на реализацию ИПР ребенка-инвалида), добиться ее получения можно только по решению суда (родителям удалось выиграть несколько таких судебных процессов – см. об этом в вышеназванных изданиях «Центра лечебной педагогики»). Как свидетельствуют результаты уже упомянутой проверки Генеральной прокуратурой, «одной из причин создавшегося положения является то, что Правительство РФ в нарушение требований ст. 10 Закона № 181-ФЗ, принятого в 1995 г., до настоящего времени не утвердило «Федеральную базовую программу реабилитации инвалидов и порядок ее реализации». Тем самым, в условиях тотальной несостоятельности государства в сфере реабилитации детей с серьезными нарушениями развития, родителям перекрывается и финансовая возможность альтернативного выбора.

6. В отсутствии инфраструктуры помощи детям-инвалидам с интеллектуальной недостаточностью по месту жительства, его семья стоит перед выбором: одному из родителей отказаться от работы и получать пособие по уходу за ребенком 75 руб. (2,5 доллара) в месяц или поместить ребенка в интернат. При этом социальное пособие («пенсия») на ребенка инвалида составляет 681,1 руб. (22,7 доллара) в месяц и не обеспечивает прожиточного минимума даже для здорового ребенка - 1500 руб. (50 долларов) в месяц[31]. «У нас совершенно не развита система временного содержания инвалидов и помощи таким семьям», - Лариса Балева в вышеназванном интервью «Новым Известиям». Это приводит к тому, что, несмотря на рекомендации Комитет ООН по правам ребенка сократить количество детей-инвалидов в интернатах, за последние годы государство так и не сделало значимых практических шагов в этом направлении.

7. Дети-инвалиды с интеллектуальной недостаточностью (см. п.1), проживающие в интернатах Минтруда, более 50% из них - социальные сироты, не получают образования, поскольку подавляющее большинство данных интернатов не имеет статуса образовательных учреждений, условий и ресурсов, которые предусмотрены законодательством об образовании. При этом свыше 40% этих детей признаются не подлежащими никакому обучению[32]. Для этих детей не предусматривается какой-либо педагогический персонал, что приводит к нарушению их права на воспитание, тем самым дети подвергаются «психологическому насилию, отсутствию заботы и небрежному обращению», «бесчеловечному и унижающему достоинство обращению», подпадающему под соответствующее определение Конвенции о Правах Ребенка (ст.19 п.1 и ст. 39), на что многократно указывалось российской и международной общественностью в течение нескольких лет[33].

В 2000г. умерло 767 детей из списочного количества 28546 детей, находящихся в детских домах-интернатах для детей с глубокой умственной отсталостью (ДДИ) в возрасте от 4 до 18лет[34]. К сожалению, статистические сведенья о смертности детей-инвалидов в РФ не собираются, что не дает нам возможности сравнить эти данные со смертностью детей с таким же диагнозом, проживающим в семьях. Однако смертность в ДДИ представляется нам слишком высокой. Приведем данные о смертности детей в РФ: Всего умерших от всех причин 57,1 на 100000 человек соответствующего возраста. В том числе от несчастных случаев, травм и отравлений 29,1 на 100000. От болезней по России умерло 28 детей на 100000[35]. Младенческая смертность 1530 детей на 100000[36].

8. В 2002-2003 гг. по инициативе Ассоциации Даун Синдром в Правительство РФ по вопросам защиты социальных прав детей-инвалидов с интеллектуальной недостаточностью обратились Комиссия по правам человека Президента РФ, Уполномоченный по правам человека РФ и профильный комитет Госдумы. Позитивным результатом этих усилий стали письма Минтруда и Минобразования, направленные зимой 2003 г. во все регионы России – с рекомендацией провести лицензирование и аккредитацию в качестве образовательных учреждений ДДИ, провести учет детей-инвалидов и обеспечить их образовательными услугами. Однако, вышеуказанный мониторинг, проведенный Ассоциацией Даун Синдром летом 2003 г. в 41 регионе России, показал, что эти рекомендации выполняются неудовлетворительно (в частности штат воспитателей и учителей ДДИ почти повсеместно в 5-15 раз меньше предусмотренного образовательными стандартами).

Наши рекомендации