Зрительно-моторная координация и ее особенности у детей с нарушениями зрения.
Зрительно-моторная координация — осуществление координированных движений, осуществляемых под контролем зрения. Для этой категории детей характерными особенностями являются: длительное и проблемное развитие зрительно-моторной координации; затруднение в становлении произвольности действий двигательного анализатора; трудности совместной деятельности двигательного и зрительного анализаторов.
Сегодня решение задачи развития зрительного восприятия у дошкольников и младших школьников с нарушениями зрения сконцентрировано в деятельности учителя-дефектолога (тифлопедагога) и реализуется на специальных коррекционных занятиях, которые отвечают требованиям программ «Развитие зрительного восприятия» на уровне дошкольного и школьного образования.
Особого внимания заслуживает программа развития зрительного восприятия, разработанная Никулиной Г.В. Для целенаправленного развития данного процесса ею были выделены пять групп задач.
1-я группазадачпо развитию зрительного восприятия направлена нарасширение и коррекциюу детей с нарушениями зрения предметных представлений и способов обследования предметов: · обогащение зрительных представлений детей о свойствах и качествах предметов окружающего мира; · обучение их зрительному анализированию частей предмета, способности видеть общее и отличное между предметами одного вида; · развитие и совершенствование предметности восприятия через уточнение зрительных предметных представлений;· обучение детей способности узнавать предметы, представленные для восприятия в разных вариантах и выделять признаки этого опознания; · совершенствование способов зрительного обследования.
2-я группазадачнаправлена на формирование у детей с нарушениями зрения зрительных сенсорных эталонов: цвет, форма, величина. Сенсорная готовность к обучению предполагает развитие способности различать от 8 до 12 оттенков красного, зеленого и синего; до 5 оттенков коричневого, оранжевого, фиолетового, желтого, голубого. В процессе работы с детьми педагог должен стремиться развивать такие сенсорные операции как узнавание, локализация из множества, соотнесение, сравнение и другие. Содержание работы должно быть направлено на первичное выделениеи узнаваниеребенком свойств предметов с последующим знакомством с образцом того или иного свойства и обучение использованиюсформированных представлений.
3-я группа задачпредполагает формированиеу детей умения устанавливать причинно-следственные связи при восприятии множества объектов окружающей действительности, что оказывает положительное влияние на всю аналитико-синтетическую деятельность. В рамках данной работы педагог должен последовательно обучать детей способности воспринимать сюжетное изображение через формирование способов восприятия сюжетного изображения; формировать знания об информативных признаках и предметах, раскрывающих сюжет, умения выделять их в сюжетном изображении с установлением логических связей; развивать устную речь. Учащиеся должны: - целостно рассматривать три композиционных плана; - рассматривать человека с определением позы, жестов, мимики и т.д.; - целенаправленно определять информационные признаки, характеризующие явления природы и место действия;- определять социальную принадлежность персонажей по одежде, предметам обихода.
4-я группа задачсостоит из двух самостоятельных, но взаимосвязанных подгрупп. 1-я подгруппа задач по развитию зрительного восприятия направлена на развитие восприятия глубины пространства; развитие способности оценивать глубину пространства на полисенсорной основе. 2-я подгруппазадач направлена на развитие у детей способности ориентироваться в пространстве посредством освоения пространственных представлений; расширение опыта социальных навыков. Решение этой группы задач позволяет целенаправленно развивать пространственное восприятие детей.
5-я группа задачнаправлена на обеспечение тесной связи мануальных и зрительных действий ребенка и совершенствование зрительно-моторной координации. Нарушения зрения значительно осложняет ребенку формирование мануальных обследовательских действий. Поэтому необходимо уделять существенное внимание формированию обследовательских действий у детей, имеющих зрительную патологию. В эту группу входят следующие дидактические задачи: развивать сравнительные практические действия, учить приспосабливать мануальные движения к особенностям предмета, учить выполнять мануальные обследовательские действия при восприятии предметов округлой и угольной форм и т. д.