Особенности познавательной сферы у детей с нарушениями зрения

Развитие внимания, логического мышления, памяти, речи у слепорожденных протекает нормально, хотя проявляется некоторое своеобразие мыслительной деятельности с преобразованием развития абстрактного мышления. У ослепших детей: чем позже ребенок потерял зрение, тем больше у него объем зрительных представлений, который можно воссоздать за счет словесных описаний. Если этого не делать, происходит постепенное стирание зрительных образов.

Внимание. В благоприятных условиях семейного воспитания и дошкольного образования, побуждающего детей к активности, интересу к окружающему миру, вырабатывается произвольное внимание высокого качества, способное компенсировать недостаток зрения тренингом анализаторов слуха и осязания, снижая минимальные пороги их чувствительности. Вместе с тем в напряженном процессе сверхкомпенсаторного развития произвольного внимания (вследствие быстро наступающей усталости и даже утомления) наблюдается временное снижение таких характеристик внимания, как устойчивость и переключаемость.

Восприятие. В норме перцептивные процессы развиваются главным образом за счет зрительного анализатора. Существует возможность благодаря зрению дистантно воспринимать окружающий мир, в симультанных процессах многообразно и быстро трансформировать его в психические образы внутреннего мира, что позволяет (в результате восприятия целостных объектов, правильной проекции их расположения в пространстве, метричности их числа и размера) адекватно ориентироваться в пространстве и мысленно манипулировать предметами в образном мышлении.

У лиц с остаточным зрением зрительные образы искажены и фрагментарны, у абсолютно слепых с рождения вовсе отсутствуют. В этой связи адекватным дистантным анализатором остается только слуховой, а такие важные характеристики восприятия объектов в пространстве, как форма, величина, протяженность, удаленность, взаиморасположенность, исследуются с помощью контактного осязания, когда информация поступает не целостно, многообразно и быстро, а последовательно (сукцессивно), частями, медленно.

Осязание развивается в основном за счет активного ощупывания (тактильное восприятие) и манипуляций с предметами (кинестетическое восприятие). Обучение азбуке Брайля, состоящей из рельефно-точечного шрифта, позволяет особенно повышать чувствительность пальцев рук. Усиленная тренировка кинестетического осязания способствует развитию двигательной системы в деятельности, в тех или иных ее операциях, формирующих точные и устойчивые навыки.

Компенсация восприятия дистантных сигналов с помощью слуха вырабатывает более тонкую дифференцировку звуков. Еще в большей степени этому процессу способствует музыкальное образование слепых детей.

Развитие восприятия пространства, ориентировки в нем складывается у слепых детей следующим образом. В раннем возрасте наблюдаются неуверенность в прямостоянии, ходьбе, боязнь передвигаться, что (вкупе с отсутствием зрительного контроля движений) сказывается и на общем моторном недоразвитии, в том числе слабом освоении предметной деятельности. Нередко имеют место двигательные стереотипии (потряхивание рук перед глазами, похлопывание). С трудом формируются навыки самообслуживания. В младшем школьном возрасте, к началу обучения в школе, слепые дети еще недостаточно владеют схемой собственного тела, испытывают трудности в определении направления движения, медленно, неловко перемещаются. В дальнейшем они учатся осваивать территорию школьного пространства, овладевают топографическими представлениями, моделируют путь по специальным картам, используют приемы ходьбы с белой тростью. Все это, в конечном счете, позволяет им самостоятельно проходить ближние и дальние незнакомые маршруты.

Память. Отличается большим индивидуальным разбросом показателей (норма, выше и ниже нормы) среди как слепых, так и слабовидящих. Среди общих особенностей отмечается высокий уровень развития осязательной и слуховой памяти, а у слабовидящих – фрагментарность воспроизведения зрительной информации, что требует повторных неоднократных усилий припоминания (реминисценций).

Психологическое объяснение замедленного развития процесса запоминания у слепых и слабовидящих исследователи находят в недостатке наглядно-действенного опыта, повышенной утомляемости, а также в несовершенстве методов обучения детей с дефектами зрения.

Мышление. Преобладание осязания в познании окружающе­го мира задерживает в младшем школьном возрасте года на 3-4 переход ведущего вида мышления от двигательного к образному. Перевод внешних действий во внутренний план у слепых происходит в связи с развитием словесно-логического абстрактно-понятийного мышления, компенсирующего недостатки наглядно-образного. Вместе с тем вербальное мышление страдает формализмом, поскольку многие значения слов не подкреплены реальными полноценными сенсорными образами.

В операции сравнения, основанной на анализе-синтезе наблюдаются затруднения на уровне чувственного познания. Невозможность или сложность получения ряда чувственных данных при полной ипи частичной утрате зрения препятствует тонкому различению и дифференцировке объектов, а, следовательно, и их сравнению. Разумеется, недостаточная глубина сравнения на чувственном уровне не может не отразиться на научно-теоретическом мышлении, так как и при сравнении понятий необходима опора на их конкретное содержание, причем чем сложнее мыслительная задача, тем более часто приходится опираться на конкретные, чувственные данные. Недостаточно тонкий анализ, страдающий из-за сужения сферы чувственного познания, часто приводит к установлению тождества или различия по несущественным либо по слишком общим, генерализованным признакам, в результате чего сравнение не способствует вычленению характерных признаков и существенных связей.

Речь.Поскольку речевая деятельность при дефектах зрения принципиально не нарушается, овладение речью и ее функциями, а также структурой при слепоте происходит в обших чертах так же, как и у нормально видящих, однако нарушения или отсутствие зрения накладывают на этот процесс определенный отпечаток, вносят специфику, проявляющуюся в динамике развития и накопления языковых средств н выразительных движений, своеобразии соотношения слова и образа, содержании лексики, некотором отставание формирования речевых навыков и языкового чутья.

Овладение фонетической стороной речи совершается на основе подражания. И если развитие фонематического слуха и формирование речеслуховых представлений, основанное на слуховом восприятии, протекает у слепых и зрячих идентично, то формирование речедвигательных образов (артикуляции звуков речи), основанное не только на слуховом, но и на кинестетическом и зрительном восприятии, существенно страдает. Это есть следствие полного или частичного нарушения возможности визуально отражать артикуляторные движения вступающих в речевой контакт со слепым ребенком окружающих его людей. Основным дефектом речи при слепоте является дислалия, широко распространенная у слепых детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Развитие словарного запаса может рассматриваться в двух аспектах: количественно – как увеличение числа используемых и понимаемых слов, и качественно – как смысловое развитие словаря, как соотношение слов и обозначаемых ими предметов, как процесс обобщения значения слов. Неограниченные у слепых детей возможности речевого обшення (непосредственное обшение со взрослыми, чтение книг, слушание радио и т.д.) способствуют накоплению словарного запаса, который уже в среднем школьном возрасте может не только достичь уровня нормы, но и, по данным некоторых исследователей, превзойти его. Несмотря на то, что слепые обычно правильно употребляют слова в том или ином контексте, знания их при тшательной проверке часто оказываются вербальными, не опирающимися на конкретные представления, а значение слов либо неправомерно сужается – слово остается как бы привязанным к единичному признаку, объекту или конкретной ситуации, либо чрезмерно отвлекается от своего конкретного содержания, утрачивая свое значение.

Сокращение или отсутствие возможности зрительно воспринимать и непосредственно подражать внешним выразительным движениям окружающих отрицательно сказывается как на понимании ситуативной, сопровождаемой мимикой и пантомимикой устной речи партнеров по общению, так и на внешнем оформлении речи самих слепых. С одной стороны, слепой не воспринимает массу мимических движений и жестов, придающих одним и тем же высказываниям самые различные оттенки и значения, с другой стороны, не пользуясь в своей речи этнмн средствами, слепой человек существенно обедняет свою речь, она становится маловыразительной.

Обучение чтению по алфавиту Брайля происходит в результате соотнесения формы буквы с реальными предметами, геометрическими эталонами, специальными цветными увеличенными разборными колодками, моделирующими структуру алфавита для слепых. На следующем этапе учат запоминать места точек брайлевского шрифта в составе каждой буквы, их пространственного расположения в фигуры, их в словесной ячейке шеститочия.

Таким образом, степень выраженности отставания в психическом развитии у таких детей зависит от этиологии, тяжести и времени возникновения дефектов зрения, а также от своевременного начала коррекционно-реабилитационной работы.

Наши рекомендации