Развитие и становление института правовой защиты
Проблема защиты прав детей, оставшихся без попечения родителей, является важной и значительной еще с давних времен. Проанализировав законодательство прошлых лет о защите их прав, стоит сказать, что в различные хронологические рамки оно учитывало разные факторы, такие как: исторические, религиозные, национальные. Законодательство в период до советского государства ставило перед собой главной целью устройство детей, оставшихся без попечения родителей.
Впрочем, устройство детей, оставшихся без родительского попечения в семью, не всегда выполнялось с целью защиты их прав. Стоит заметить, что институт правовой защиты данной категории лиц сформировался лишь в XX веке.
Развитие таких институтов как опека, попечительство, усыновление, приемная семья и патронат до 1917г. послужило хорошим началом для последующего формирования института правовой защиты детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Первый патриархальный период (X–XVII вв.) характеризуется общественным отчуждением "лишнего" ребенка (рожденного вне брака, сироты или нищенствующего)[5]. По мнению О.А. Андреевой, Русская Правда в случае смерти отца признавала главенство матери (ст. 105 РП) или старшего сына. В это время возникает необходимость опеки, которая учреждалась при малолетстве детей или при выходе матери замуж либо ее смерти. Обычно опекуном назначался близкий родственник, власть которого была определена законом (ст. 99 РП), или отчим на тех же условиях (ст. 105 РП). Опекун нес материальную ответственность за сохранность имущества подопечного и моральную за его достойное воспитание вплоть до его совершеннолетия[6].
Одновременно в обществе предпринимаются попытки решения проблемы сирот. В 1072 г. Ярослав Мудрый учредил училище для сирот, в котором проживало и обучалось 300 юношей. При Иване Грозном начали открываться сиротские дома, которыми ведал церковный патриарший приказ. В царствование Федора Алексеевича издан Указ об открытии специальных домов для безродных сирот (1682 г.), где их обучали грамоте и ремеслам. Однако эти усилия не носили системного характера, и не могли повлиять на отчуждение общества от сирот, что обуславливало высокий уровень детоубийств, особенно детоубийств незаконнорожденных детей.
Следующий период – общественно-религиозный (XVII–XIX вв.), начало которому положено Указом Петра I об открытии во всех губерниях воспитательных домов. В дальнейшем они существовали на подаяния благотворителей. При Петре Великом сирот стали высылать из столицы на окраины государства и отдавать на работу мастеровым людям, а после 20 лет – на службу.
Наряду с этим применялась отдача малолетних сирот на работу в монастыри. Впоследствии монастырь как место ссылки сирот и малолетних бродяг был заменен фабрикой. В 1724 г. в одной только Московской губернской канцелярии было 865 сирот от полутора до восьми лет.
Социализация, воспитание и самоопределение подростков монахини. Воспитывая детей на казенный счет, государство получало право распоряжаться ими по своему усмотрению.
В годы правления Екатерины Великой воспитательные дома и приюты были причислены к государственным учреждениям. Развитие сети сиротских учреждений в это время идет по трем направлениям: общественная помощь силами благотворителей; помощь церкви; становление государственной системы учреждений. 5 мая 1764 г. императрица Екатерина II обнародовала Указ правительственному Сенату о создании в Санкт-Петербурге Воспитательного общества благородных девиц (Смольный институт). Цель данного учебного заведения – вырастить новую человеческую породу. Если первоначально принимались девицы, имеющие родителей, то постепенно в Смольном стали воспитываться полные сироты или полусироты (не имеющие отца) из числа дворян. В том же году открылся Московский воспитательный дом.
При воспитательных домах имелись структуры, занимающиеся подготовкой воспитанников к жизни вне учреждения: фельдшерская, земледельческая и другие школы. Уровень обучения в этих школах позволял воспитанникам поступать в Императорский Московский университет и Академию художеств. Екатерина II продолжила начатую при Петре I традицию отдавать ослабленных и больных детей на воспитание по деревням, в монастыри, помещикам, в сельские общины, где сироты содержались до 7 лет, затем посылались в школу для обучения мастерству соответственно полу, т.е. девочек – в услужение, мальчиков – в мастерские. Семьи, в которые отдавали сирот, получали деньги на содержание, одежду и оплату, в зависимости от возраста ребенка[7].
Эти инициативы можно представить с позиции "приемной семьи", где
родители не были специально подготовленными профессионалами, выполняли "родительские функции" по отношению к сиротам по наитию и за вознаграждение. Таким образом, в России конца XVII – начала XIX вв. сложилисьдва основных направления реализации замещающей заботы о детях – семейное и институциональное.
ХХ век вплоть до 90-х гг. можно охарактеризовать как период институционализации. Российская государственная система защиты детей-сирот ведет свой отсчет с Февральского переворота революции 1917 г. – времени создания Министерства социальной помощи, в составе которого работало управление помощи беспризорным детям и нуждающимся.
После Октябрьского переворота все дети были объявлены государственными, а воспитательный процесс унифицирован. Декретом СНК РСФСР "О комиссиях для несовершеннолетних" детские дореволюционные приюты и сиротские дома преобразовывались в государственные детские дома и передавались в ведение специальных комиссий. Для первичного приема беспризорников и дальнейшего их устройства были созданы детские приемники-распределители (ДПР), подчиненные Народному комиссариату просвещения РСФСР и его местным органам.
Кроме ДПР, была создана широкая сеть различных интернатных учреждений: дома ребенка, детские дома, трудовые колонии, подчиненные наркоматам здравоохранения, просвещения и внутренних дел.
Середина тридцатых годов становится важнейшим рубежом в истории замещающей заботы о детях-сиротах в России. В 1935 г. Были опубликованы постановления "О ликвидации детской беспризорности и безнадзорности" (провозглашалась полная ликвидация детской беспризорности в СССР) и "О мерах борьбы с преступностью среди несовершеннолетних правонарушителей". В соответствии с этими постановлениями, детские дома были переданы в НКВД, а в 1939 г. подчинены ГУЛАГу)[8].
Ответственность за судьбы детей, лишенных родительского попечения,
была передана местным органам власти, а 1936 г. ВЦИК и СНК РСФСР приняли Постановление "О порядке передачи детей на воспитание (патронат) в семьи трудящихся", которые в послевоенное время были названы приемными семьями[9].
Во время Второй мировой войны и после нее на государственные средства создавались новые детские дома для детей воинов Советской армии, партизан и детей, родители которых погибли (специальные детдома). К концу 1945 г. насчитывалось около 120 таких домов. На средства общественности (колхозов, профсоюзов, милиции, промышленных предприятий) также создавались детские дома для детей, оставшихся без родителей. Согласно статистике тех лет только 20% послевоенных беспризорников являлись реальными сиротами (родители погибли на фронте или в оккупации). Таким образом, сиротство детей было обусловлено в большинстве случаев социальными причинами (голод, тяжелые материальные условия, репрессии).[10]
В 1943 г. Были приняты нормативные акты о патинировании, опеке и усыновлению. В-первые дети, которых усыновили могли записываться как собственные дети с присвоением фамилии и отчества. Устанавливалось пособие одиноким матерям на содержание и воспитание детей. Также одинокая мать передать ребенка в учреждения, где он полностью содержался за счет государства[11].
С 1960 г. стали активно внедряться школы-интернаты для детей-сирот. Многие школьные детские дома были преобразованы в школы-интернаты.
В 1987 году произошло событие, открывшее новую страницу в практике защиты детей-сирот: 14 октября Всесоюзная учредительная конференция образовала Советский Детский фонд имени Ленина, который в 1991 году был преобразован в Российский детский фонд. Его отделения были созданы во всех союзных республиках, краях, областях. Миссией Фонда являлась защита прав ребенка, укрепление социальной базы воспитания, образования, досуга и общения детей, повышение ответственности всех граждан перед обществом за факты негативного отношения к детям, подросткам. Советский детский фонд имени В.И. Ленина осуществлял возложенные на него функции во взаимодействии с соответствующими министерствами и ведомствами, местными советскими органами, а также общественными организациями и учреждениями, деятельность которых связана с обучением, воспитанием и материальным обеспечением детей и подростков, прежде всего детей - сирот.
Сейчас в России с ратификацией международных актах по защите прав детей, появлением Конституции 1993г. и закона о дополнительных гарантий детей-сирот и детей, оставшихсябез попечения родителей, и еще целого ряда законодательных актов РФ и ее субъектов показывают,чтоинститут правовой защиты довольно развит, однако существуют проблемы реализации данных прав на практике.
Всегда детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, уделялось особое внимание. Создавались специальные нормативно-правовые акты по их защите, как правовой, так и социальной. Создавались ответственные государственные органы, которые со временем менялись, преобразовались, но все же сохранялись, что говорит о заинтересованности государства в защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Наиболее полное развитие институт правовой защиты получил в XX веке, так как появляются отдельные органы опеки и попечительства, стает возможным защита прав в суде. Полностью устанавливаются формы устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Таким образом, развитие и становление института правовой защиты начинает свою историю с развития учреждений призрения детей-сирот и беспризорных, а также развития благотворительности, целью которых не являлось семейное воспитание. В истории развития и становления института правовой защиты детей выделяют четыре основных периода: патриархальный, общественно-религиозный, период институционализации и период деинституционализаци. Надо заметить, что более привычный для нас вид институт правовой защиты детей со специальным социальным статусом принял в XX веке с появлением органов опеки и попечительства и развитием судебной защиты.
[1]Антокольская М.В. Семейное право. - М.: Норма, 1997. - С. 316.
[2]Михеева Л.Ю. Институт опеки и попечительства и его перспективы // Современное право. - 2002. - № 7. - С.43.
[3]Нечаева А.М. Семейное право: учебник. – М.: Юрист, 2008. – С. 312; Нечаева А.М. Охрана прав детей-сирот в современных условиях (комплексный подход) // Права женщин в России: законодательство и практика. - 2001. - № 2 (12).
[4]Бикситова Ж. А. Конституционный статус детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Российской Федерации: Дис. … канд. юрид. наук. Оренбург, 2006. - С 42.
[5]Российское законодательство Х–ХХ веков. Т. 1: Законодательство Древней Руси / отв. ред. В. Л. Якин. – М., 1984. – С. 178.
[6]АндрееваО. А. История становления семейного права в Древнерусском государстве. // Семейное и жилищное право. - 2005. - № 3.- С. 43.
[7] Российское законодательство X–XX веков. Т. 6: Законодательство первой половины ХIХ века / отв. ред. О. И. Чистяков. - М., 1988. - С. 247.
[8]Российское законодательство X–XX веков. Т. 8: Российское законодательство 1917–2007: справочник / авт.-сост. Р. К. Кадеев и др. – 3-е изд., доп. – М., 2001. – С. 259.
[9]Российское законодательство X–XX веков. Т. 8: Российское законодательство 1917–2007: справочник / авт.-сост. Р. К. Кадеев и др. – 3-е изд., доп. – М., 2001. – С. 267.
[10]Антонова Л.Н., Морозова Н.В., Фридман М.Ф.Проблемы социально-трудовой адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа// Академический вестник - 2012 - № 2(6). - С. 7-10.
[11]Титова И.П. История государства и права: учеб. для вузов. - М.: Проспект, 2003. - С. 443.