Количество изолированных учащихся
КИ = -------------------------------------------------------- х 100%
Общее количество выборов
КИ считается высоким, начиная с 15%.
Данные социометрии могут быть использованы для определения микрогрупп в классном коллективе. Для этого на основании матрицы № 1 составляется матрица № 2, которая показывает микроклимат группы.
Образец составления матрицы №2
№ | Кто выбирает | Кого выбирают | ||||||||||
… | n | |||||||||||
Алешко | + | + | + | |||||||||
Андрачук | + | |||||||||||
Бережков | + | + | + | |||||||||
Атрошенко | + | |||||||||||
Юницкий | + | + | ||||||||||
Бельская | + | + | + | |||||||||
Гладышева | + | |||||||||||
Сикорская | + | |||||||||||
Харковец | + | + | ||||||||||
N |
Техника составления матрицы № 2:
1.Заготовить сетку аналогично матрице № 1.
2.Выделить в матрице № 1 любого школьника, имеющего взаимный выбор с кем-либо из учеников.
3.Вписать, сохранив номер из 1-й матрицы, его фамилию в первую строчку и в первую колонку поставить сохранившийся номер.
4. Во вторую строчку вписать фамилию ученика, оказавшегося во взаимном выборе. Фамилию вписать под тем номером, под которым он значится в матрице № 1. Этот же номер проставляют во второй колонке.
5.В клетках пересечения этих двух номеров поставить знак взаимного выбора.
6.В последующих строчках и колонках вписываются фамилии и номера всех учеников, которые находятся во взаимном выборе с двумя предшествующими.
7.После тою, как исчерпан круг учащихся, которые находятся во взаимном выборе, все значки, проставленные в матрице, обводятся жирной линией. Учащиеся, оказавшиеся в пределах этой линии, составляют одну микрогруппу.
8.Аналогичная работа проделывается с оставшимися учащимися. В классе может быть несколько микрогрупп. Учащиеся, не имеющие взаимных выборов, записываются в конце матрицы.
Данная матрица позволяет определить количество микрогрупп в классе (они на матрице обведены), сопоставить официальные и неофициальные микрогруппы. После этого необходимо дать характеристику неофициальных микрогрупп: их половой состав, причину объединения детей в микрогруппу, кто является лидером в ней, на чем основано лидерство, каков характер отношений в данной микрогруппе с другими и т. д.
№ п/п | Кто выбирает | Кого выбирают | |||||||||||||||||||||||||||||||||||
\ | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Всего выборов | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Из них взаимных | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Выводы:____________________________________________________________________________________________
Методика определения уровня воспитанности ученика (Л. М. Фридман)
Уровень воспитанности ученика может быть оценен по следующим показателям:
Поведение в семье:проявляет ребенок или не проявляет интерес к делам семьи, к ее проблемам; переживает ли совместно с другими членами семьи ее радости и невзгоды; учится ли полному самообслуживанию; охотно ли выполняет задания старших; проявляет ли заботу о младших и старших, нуждающихся в помощи; вежлив ли в общении со всеми членами семьи; правильно ли реагирует на замечания и старается ли исправить допущенные ошибки.
Поведение в классе:внимательность на уроках, старательность в выполнении заданий учителей; трудолюбие; разумное отношение к успехам и неудачам в учении; проявление чувства ответственности за свою работу, аккуратность в выполнении заданий; бережное отношение к классному и школьному имуществу; правильное поведение на переменах.
Отношение ко взрослым:вежливость, послушание, выполнение правил этикета.
Отношения со сверстниками:наличие друзей; активное участие в совместной деятельности и играх; стремление поделиться своими радостями и огорчениями с товарищами; готовность бескорыстно помогать товарищам; стремление не подвести своих товарищей, класс.
Поведение на улице и в общественных местах:соблюдение правил дорожного движения; сохранение природы; соблюдение чистоты и порядка в общественных местах, в транспорте, на улице.
Отношение к самому себе:опрятность и бережное отношение к одежде и обуви; соблюдение личной гигиены, выполнение режима дня и утренней зарядки; самокритичность в оценке своего поведения и отдельных поступков, правдивость, честность.
Данные показатели конкретизируются для каждой ступени обучения При их изучении можно обратиться к родителям с просьбой ответить на следующие вопросы:
o Какие положительные качества, по вашему мнению, характерны для вашего сына (дочери)?
o Какие отрицательные черты свойственны вашему сыну (дочери)?
o Какие важнейшие качества вы стараетесь воспитать у вашего ребенка?
o Имеет ли ваш ребенок постоянную обязанность по дому и как он ее выполняет?
o Как ваш сын (дочь) относится к другим членам семьи, оказывает ли он им нужную помощь, проявляет ли сочувствие, предлагает ли защиту?
o Принимает ли ваш сын (дочь) активное участие в семейных праздниках, какую инициативу он проявляет при этом?
Кроме этого, каждый ученик составляет самохарактеристику по форме, разработанной для разных классов (простейшая — для младших, а достаточно подробная и сложная — для старших).
Результаты анкетирования родителей и самохарактеристик учеников анализируются, дополняются результатами наблюдения, беседы с классным руководителем и делаются выводы.
Умелое обсуждение результатов изучения со школьниками может оказать позитивное воспитывающее воздействие.
Обработка результатов и выводы: ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________