Методика совершенствования пространственной, временной и силовой точности движений

Методика совершенствования точности движений включает средства и методы, направленные на развитие способностей к воспроизведению, оценке, а также к дифференцированию про­странственных, временных и силовых параметров движений. Эти способности основаны преимущественно на проприоцептивной чувствительности, поскольку двигательные ощущения и воспри­ятия имеют наибольшее значение для управления движениями (зрительные, слуховые, вестибулярные и др.).

Точность любого двигательного действия зависит как от чувстви­тельности участвующих в управлении сенсорных систем, так и от способности человека осознанно воспринимать свои ощущения. Способность воспринимать и различать изменения в движениях (вплоть до минимальных) по пространственным и временным па­раметрам хорошо тренируема. Труднее воспринимаются величи­ны мышечного напряжения.

В каждом виде физических упражнений и виде спорта мышечно-двигательные ощущения и восприятия носят специфический характер. В процессе тренировки вырабатываются специализированные восприятия, получившие наименования: «чувство дистан­ции» — у фехтовальщиков и боксеров; «чувство времени» — у бегунов, пловцов, конькобежцев; «чувство мяча» — у волейболи­стов, баскетболистов и др.Из этого следует, что пространствен­ная, временная и силовая точность движений связана с тонко­стью специализированных восприятий и их совершенствованием.

Способность к точному выполнению движений развивают преж­де всего посредством применения общеподготовительных уп­ражнений при систематическом повышении их координацион­ной сложности. Их примером могут быть задания на точность воспроизведения одновременных или последовательных движе­ний и положений рук, ног, туловища при выполнении обще-развивающих упражнений без предметов, ходьба или бег на за­данное время; упражнения на точность оценки пространствен­ных параметров дальности прыжка с места или разбега, даль­ность метаний и др.

Более высокий уровень координации движений достигается специальными упражнениями на соразмерность движений в за­даваемых пределах времени, пространства и мышечных усилий. В качестве методов используют следующие: метод многократного выполнения упражнения с последующим измерением точности по времени, пространству и мышечному усилию с установкой на запоминание показателей и последующей самооценкой занимаю­щимися мер времени, пространства и усилий и воспроизведени­ем их по заданиям; метод «контрастных заданий»; метод «сближа­емых заданий».

Все указанные методы основываются на сличении занимаю­щимися объективной срочной информации о параметрах выпол­ненных движений, полученной посредством технических средств, со своими субъективными ощущениями движений и внесении в них соответствующих коррекций. Осознание различий субъектив­ных ощущений с объективными данными при неоднократном повторении упражнения повышает сенсорную чувствительность, благодаря чему и создаются возможности для более точного уп­равления движениями.

Задания на точность дифференцирования силовых, временных и пространственных параметров — наиболее трудные для освое­ния. Поэтому их рациональнее применятьпо методике контраст­ных заданий или сближаемых заданий.

Суть метода «контрастного задания» состоит в чередовании упражнений, резко отличающихся по какому-либо параметру. Например, по пространственному параметру: чередование брос­ков мяча в кольцо с 6 и 4 м, с 4 и 2 м; прыжки в длину с места на максимальное расстояние и на половину его; принятие руками положения угла 90 и 45° и т.п. По указанной методике требуется относительно грубая точность дифференцирования.

Что касается методики «сближаемых заданий», то здесь необ­ходимо тонкое дифференцирование. Примеры: принятие руками положения угла 90 и 75°, 90 и 80е и т.п.; прыжки в длину с места (с открытыми и закрытыми глазами) на 140 и 170 см, 140 и 160 см и др.

Однако ряд видов профессиональной деятельности и видов спорта требует не только пространственной точности движений, но и высокоразвитого «чувства пространства» — способности вер­но оценивать пространственные условия действия (расстояние до цели, размеры препятствий, дистанцию при взаимодействиях спортсменов в играх, единоборствах и др.) и точно соразмерять с ними действия.

Для развития «чувства пространства» эффективны описанные выше методы «контрастного задания» и «сближаемого задания». Примерами их применения могут быть практикуемые в спортив­ных играх упражнения с точно заданным варьированием игровых дистанций — дистанций передачи мяча, шайбы, завершающих ударов по воротам, бросков мяча в кольцо.

Совершенствование пространственной точности движений, выполняемых в относительно стандартных условиях (упражнения спортивной гимнастики, фигурное катание на коньках, прыжки вводу и др.), осуществляется главным образом по таким методи­ческим направлениям:

а) совершенствование точности воспроизведения заданных (эта­лонных) параметров движений, соответствующих требованиям рациональной техники спортивно-технического мастерства. При­меняются задания с установкой: точно и возможно стандартно воспроизвести эталонные параметры амплитуды, направления дви­жений или положения тела. При этом ставится задача по достиже­нию стабильности эталонных параметров движений;

б) совершенствование точности выполняемых движений в со­ответствии с заданными изменениями параметров. Например, уве­личить амплитуду маха на определенное число градусов при раз­махиваниях на брусьях или высоту взлета перед исполнением сальто. Эти задания носят дифференцированный характер.

Совершенствование силовой точности движений предполагает раз­витие способностей оценивать и дифференцировать степень мы­шечных напряжений различными группами мышц и в различных движениях. В качестве средств используются упражнения с раз­личными отягощениями, упражнения на снарядах с тензометрическими установками, изометрические напряжения, развиваемые на кистевом динамометре, и др.

Для совершенствования способностиуправлять мышечными усилиями применяют задания по неоднократному воспроизведе­нию определенной величинымышечного усилия или ее измене­ния с установкой минимально увеличивать или уменьшать усилие в повторныхпопытках. Размеры отклонений(ошибок) при вос­произведениизаданных параметров характеризуют степеньсило­вой точности.

Примеры заданий: воспроизведение или минимальное из­менение усилия на кистевом динамометре, равного 25 и 50% от максимального.

В оценке величины мышечного напряжения наиболее труд­ные — малые усилия (25% от максимального напряжения) и сред­ние (50% от максимального напряжения), и наиболее легкие -большие (75% от максимального напряжения).

Совершенствование временной точности движений зависит от развития «чувствавремени».Чувствовать время — этозначит быть способным тонко воспринимать временные параметры,что со­здает возможностьраспределять свои действия встрого заданное время. Для совершенствования временной точности движенийпри­меняют заданияпо оценке микроинтервалов времени—секундомером5, 10, 20с (пользуясь для проверки) и мнкроинтерваловвре­мени — 1; 0,5; 0,3; 0,2; 0,1 с и др. (пользуясь электронным прибо­ром).

Способность воспринимать микроинтсрвалы времени возмож­но развитьв процессе специальнойтренировки до оченьвысокой степени — до 1 мсек (одной тысячнойдоли секунды). Это уста­новлено в специальномэксперименте с квалифицированным, футболистамии бегунами-спринтерами.

Методические приемы для совершенствования статического.и динамического равновесияДля разныхтипов равновесий используютсяследующие методическиеприемы:

а) для позностатического равновесия:

—удлинение временисохранения позы;

—исключение зрительного анализатора, что предъявляет до­полнительные требования к двигательному анализатору;

— уменьшениеплощади опоры;

— увеличение высоты опорной поверхности;

— введение неустойчивой опоры;

—введение сопутствующих движений;

—создание противодействия (парные движения);

б)для динамического равновесия:

— упражнения с изменяющимися внешними условиями(рель­еф, грунт,трасса, покрытие, расположение,погода);

— упражнения для тренировки вестибулярного аппарата (ин­вентарь — качели, лонжи, центрифуги и другие тренажеры).

Развитие координационных способностейтребует строгого соблюдения принципа систематичности.Нельзя допускать неоправ­данных перерывов между занятиями, так как это приводит к по­тере мышечных ощущений и их тонких дифференцировок при напряжениях и расслаблениях.

Обшая установка при занятиях «на координацию» должна ис­ходить из следующих положений:

а) заниматься необходимо в хорошем психофизическом состо­янии;

б) нагрузки не должны вызывать значительного утомления, так как при утомлении (как физическом, так и психическом) сильно снижается четкость мышечных ощущений, а в этом состо­янии координационные способности совершенствуются плохо;

в) в структуре отдельного занятия упражнения на развитие координационных способностей желательно планировать в нача­ле основной части;

г) интервалы между повторениями отдельных упражнений дол­жны быть достаточными для восстановления работоспособности;

д) воспитание различных видов координационных способнос­тей должно происходить в тесной связи с развитием других двига­тельных способностей.

Наши рекомендации