По пространственной и временной смежности

Отношения причинности.

* в конечном счете сводит фактор причинности к фактору пространственной и временной смежности впечатлений.

Пример: бильярдные шары. Первый шар бьет второй и тот катится. Причиной движения второго шара является толчок со стороны двигавшегося первого шара. Но для данного утверждения необходимо, чтобы была смежность двух событий в пространстве и времени, чтобы первое движение во времени было раньше второго, чтобы этот опыт повторился несколько раз.

Не сделан последний шаг: А декларируется как единств универс принцип, но из нее еще не выводится система психология- это сделал Гартли

ГАРТЛИ

Ассоциативная концепция Д. Гартли.

Линия сведения фактора причинности к фактору смежности в пространстве и во времени еще больше усиливается

· А как единственный механизм функционирования всего сознания, то есть распространил принцип ассоциации и на объяснение закономерностей эмоционально-волевой сферы;

· во-вторых, придерживался еще более механистических воззрений, чем Юм, поскольку такие факторы образования ассоциаций, как факторы сходства и причинности, требующие активности субъекта, Гартли сводит к факторам смежности впечатлений в пространстве и во времени.

Английский врач и священник Д. Гартли (1705— 1757) дал первую законченную систему ассоциативной психологии. При ее построении он опирался также на И. Ньютона, некоторые физические представления которого были использованы им для обоснования гипотезы о физиологических механизмах душевных процессов.

В главном труде — «О человеке, его строении, его обязанностях и его упованиях» (1749) — Гартли развивает учение о психике как естественном начале. Все духовные способности (восприятие и др.) объясняются через обращение к органической структуре мозга. Существуют три основных простейших элемента душевной жизни:

· ощущения (сенсации),

· идеации (идеи ощущений, т. е. повторение ощущений без предметов)

· простейший аффективный тон (аффекции)—удовольствие, не-удовольствие.

Из этих трех основных элементов строится душевная жизнь с помощью механизма ассоциации.

Ассоциация у Гартли — результат чисто материальных (физиологических) причин, гипотетических “вибраций”, возникающих в мозгу под влиянием внешних воздействий.

Если два раздражения попадают в мозг одновременно, между возбужденными участками мозга возникает связь — она-то и лежит в основе психической ассоциации, которая, как тень, следует за физиологическим процессом. Таким образом, ассоциации являются пассивным отражением нервных связей в мозгу. Поскольку нервные связи могут быть или одновременными, или последовательными, постольку, по Гартли, и ассоциации бывают только одновременными и последовательными: они есть чисто механические образования. На основе ассоциаций образуются все сложные представления, явления памяти, понятия, суждения, произвольные движения, аффекты (страсти), воображение.

При восприятии мы получаем ряд ощущений, которые соединены в силу того, что они объединены в самом предмете.

· Память — это воспроизведение ощущений по ассоциации в том порядке и отношении, в каких они были получены.

· Если воспроизведение идей происходит без соблюдения порядка прежних реальных впечатлений, тогда мы имеем дело с воображением.

Весь порядок воспроизведения идей происходит объективно без участия субъекта.

Частные вопросы, связанные с памятью (ухудшение памяти у стариков,, трудность что-либо вспомнить в состоянии усталости и т.п.), Гартли объяснял грубо материалистически из состояний мозга.

· Главы о мышлении у Гартли нет: рассматривается понимание слов и предложений. Слово сводится к набору звуков, значение — это какая-то постоянная часть чувственных образов. Например, значение слова «белизна» образуется в результате выделения постоянного чувственного комплекса многих вещей (молоко, бумага, белье и т. п.). Понимание слова — это образование ассоциации между словом и значением, устанавливается в детстве, а также в процессе обучения наукам. Суждение складывается из понятий.

В системе Гартли нет мышления как процесса. Рассматриваются истины в науках, которые пассивно отражаются сознанием на основе механизма ассоциации. Новые мысли — это только новые комбинации старых простых идей или разложение сложных.

!! Страсти – движущая сила поведения; не врожденны, а продукт воспитания; возникают по мех-му А между представлением о вещи и аффекцией.

· Аффекты, достигшие известной степени интенсивности, побуждают к различным действиям и в этом смысле могут быть обозначены терминами желания или отвращения.

· Желание же и отвращение на той ступени интенсивности, когда они сильны, чтобы вызвать действие, называется волей.

Важно воспитание страстей.

Возникновение произвольных движений. От рождения в организме - набор первичных автоматизмов (движения, которые вызываются внешними раздражителями на основе врожденных готовых механизмов). Возбуждение каждого органа чувств всегда переходит в возбуждение соответствующей группы мышц. Если же раздражитель вызывает к тому же и ощущение, в мозгу одновременно возникают два очага (например, от осязательного и от зрительного раздражителя), между которыми в силу одновременности устанавливается ассоциация. В дальнейшем одно зрительное впечатление вызывает соответствующее движение. Гартли различает три вида произвольных движений по степени легкости их выполнения: полупроизвольные, произвольные, вторичные автоматизмы.

Эмоции, воля, интеллект, восприятие, память, воображение — «все они выводятся из внешних впечатлений, произведенных на внешнее чувство, следов (или идей) этих впечатлений и их взаимных связей посредством ассоциации, взятых вместе и действующих друг на друга».

Билеты сделаны по Ждан ("История психологии от античности до наших дней") и Ярошевскому ("История психологии от античности до середины ХХ в.") В билеты про Вундта добавлено совсем немного их его "Очерков психологии"

Наши рекомендации