Взаимодействие школы и органов образования

Новые условия, обеспечивающие деятельность органов народного образования и школ, породили различные фор-

мы взаимоотношений и связей, существенно отличающиеся от ранее существующих.

Несмотря на внешнюю демократизацию, провозглашение свобод и прав, в ряде областей и районов сохранилась жесткая диктатура органов образования. По-прежнему инспектора и главные специалисты контролируют, указывают, требуют исполнения, навязывают решения и даже нововведения, инновации предписываются сверху. Многие школы смирились с административным консерватизмом и робко выполняют указания.

В других районах органы народного образования видят свой долг в "быстрейшем", немедленном включении школ своей территории в инновационный процесс: больше лицеев, гимназий, авторских школ, часто без учета возможностей и потребностей. На каждом шагу только и слышно: "'новое", "новое","новое". Демонстрации, показуха, лозунги. Но, к сожалению, не более того. Ни глубокого анализа, ни помощи, ни научного обоснования. Школы "экспериментируют" на внешнем, показательном уровне, мало заботясь об интересах детей, уровне образования, результатах труда.

В третьих районах пошли еще по более облегченному пути: все пустили на самотек, свобода так свобода. Делайте, что хотите, только у нас ничего не просите и нас не беспокойте.

Отделы народного образования занимаются распределительными функциями и собственным благополучием: повышением зарплаты сотрудников и расширением штатов. Они не помогают ни финансами, ни кадрами, ни научными идеями. В лучшем случае проводят дежурные мероприятия с приглашением специалистов, ученых, новаторов, мало заботясь о реальной отдаче от всех этих демонстраций преобразований и новаторства.

К счастью, имеется и положительный опыт. Если кратко его суммировать, то он представляется в следующем виде.

Во многих районах созданы своеобразные мозговые центры: это и советы директоров школ, и практикумы, и школы передового опыта. Тщательно подобранные квалифицированные главные специалисты, изучая результаты научных исследований и передового опыта совместно с ИПК, разрабатывают рекомендации для школ региона с учетом местных возможностей и потребностей. Так сдела-

18-241

ли в Ульяновской, Тамбовской, Челябинской, Волгоградской и других областях. Широкая образовательная система знакомит с лучшими достижениями педагогической теории и практики и путями внедрения этих достижений в работу школ.

Вычленяются школы, желающие по-новому решать вопросы обучения и воспитания, создаются экспериментальные площадки, оказывается всесторонняя помощь всем школам, вставшим на путь научного поиска. Союз школы и органов народного образования дает свои плоды. Меняется характер контроля и помощи. В отличие от прежних инспекторов и фронтальных и тематических проверок в передовых районах специалисты и главные специалисты не просто контролируют, а являются соучастниками процесса, не только совместно изучая и практику и передовой опыт, но и тут же намечают пути распространения передового опыта. Контроль становится не карательной мерой, а способом помощи и совершенствования работы школ.

Вместе с тем не на словах, а на деле происходит делегирование управленческих функций вниз: руководителям школ предоставляются широкие права и в области экспериментальной работы, и в финансировании и распределении средств, и в организации коммерческих структур.

Нельзя утверждать, что все вопросы демократизации управления функционированием и развитием школы уже решены. Все еще нет четкого распределения функций, не продуманы критерии оценки деятельности школ и учителя, формы аттестации учителей и руководителей школ, оплаты труда с учетом квалификации и достигнутых результатов. Поиски продолжаются. Ряд исследователей (М.М. Поташник, i B.C. Лазарев и др.) предлагают новые структуры отделов народного образования, включающие кроме Советов руководи- > телей учреждений образования, экспертные советы, периодическую службу, районную хозяйственную группу, главных специалистов по социальной защите и реабилитации детей, специалистов по стабилизации образования, развитию образования, программно-методическому обеспечению, диаг- 1 ностическую службу, службу информации и нововведений, I методический кабинет. «

Как показал опыт ряда районов, такое нововведение i способствует упорядочению работы органов народного об- £ разования. |

Вопросы и задания для самоконтроля

1. В чем особенности понятий управления и руководства?

2. Каковы отличительные особенности линейной и функциональной системы управления?

3. Какова суть системного подхода в управлении?

4. В чем особенности демократизации управления в системе образования?

5. Каковы основные требования "Закона об образовании"?

6. Какие виды и типы школ Вы знаете и дайте им краткую характеристику?

7. Устав школы. Каким ему быть?

Литература для самостоятельной работы

Закон об образовании Российской Федерации.

Кондаков М.И. Теоретические основы школоведения. М., 1982.

Поташник М.М., Лазарев B.C. Управление развитием школы. М. 1995.

Поташник М.М. Управление современной школой. М.1992.

Шакуров Р.Х. Социально-психологические проблемы руководства педагогическим коллективом. М., 1992.

Худоминский П.В. Управление современной общеобразовательной школы. М., 1995.

Конаршевский Ю.А. Педагогический анализ учебно-воспитательного процесса и управление школой.

Пикельная B.C. Теоретические основы управления. Школо-ведческий аспект. М., 1990.

Глава 22

ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕКТИВА

22.1. Планирование работы в школе

Научная организация труда — это комплекс рассчитанных действий, способствующих совершенствованию трудового процесса и обеспечивающих высокие результаты труда при наименьшей затрате средств, времени и сил. Научная организация педагогического труда предполагает высокий уровень педагогической культуры, в первую оче-

18*

редь наличия порядка в школе, четкой регламентации труда всех работников, применения рациональных методов управленческого труда — труда руководителей школы, педагогического труда — труда учителей и учебного труда — труда учащихся.

Многие неудачи в работе школ объясняются именно отсутствием должных навыков организации труда. Наиболее распространенные ошибки с точки зрения внедрения НОТ следующие:

— нечеткое планирование работы;

— неумение руководителей школы четко определить обязанности каждого члена коллектива;

— перегрузка членов коллектива разными поручениями, собраниями, дежурством, вызовами, дополнительной документацией;

— отсутствие системы работы по изучению основ НОТ и продуманных действий по их внедрению в практику.

— неопытность в руководстве хозяйственной деятельностью школы, отсутствие коммерческих навыков.

В науке об управлении существуют два понятия — "действие" и "результат". Действие — это определенные операции, конкретные мероприятия, вечера, походы, собрания и т.д. Они могут проходить регулярно, внешне эффектно и демонстрировать неплохую организационную деятельность исполнителей. Но действие — это только средство для достижения какой-то цели, а не сама цель.

Результат — это конечный итог, ради которого и проходили операции, это уровень знаний, воспитанности учащихся, их общекультурная подготовка, степень самостоятельности и т.д.

Суть управления — в умении планировать результат, целенаправленно регулировать сам процесс обучения и воспитания, в умении выбирать такие операции, которые обеспечивали бы при наименьшей затрате сил, времени и средств эффективное выполнение поставленных задач и целей.

Разработать план — это значит предусмотреть большой комплекс мероприятий по улучшению всей постановки дела обучения и воспитания.

Планирование — подготовительный этап каждого управленческого цикла, поэтому ему отводится одно из важных мест в системе управления школой.

Обоснованный конкретный план — один из показателей научной организации и управления школы.

План должен быть кратким, четким и ясным.

По форме планирование может быть текстовым, графическим и смешанным (текстовым и графическим). В любом случае в школе должно существовать календарное планирование, т.е. все общешкольные мероприятия должны располагаться по четвертям, месяцам, неделям, отдельным числам. Каждая школа планирует свою работу, исходя из местных условий и возможностей, но каждый план должен быть педагогически целесообразным, иметь единое направление, представлять систему мероприятий по выполнению поставленных задач.

В практике работы передовых школ имеют место следующие виды планирования:

— перспективный план работы школы на 3—5 лет;

— план учебно-воспитательной работы школы (годовой);

— графический план организационной, методической и внеклассной работы (на четверть) (выписка из годового плана);

— план-график внутришкольного контроля (на четверть);

— планы общественных организаций.

Сроки планирования определяются целями планирования.

Перспективное планирование должно соответствовать срокам народнохозяйственных планов, годовое — цикл управления, т.е. с 1-го сентября по 1-е сентября, включая летнюю работу и подготовку школы к новому учебному году. Каких-либо отдельных планов, которые бы не входили в общешкольный план, от школы требовать не следует — это нарушает принцип системности.

Перспективный план согласуется с планами местного муниципального управления и составляется на 1-е января текущего года.

Годовые планы составляются в мае-июне, утверждаются педагогическими советами в конце августа. Изменение плана в течение года производится в крайних случаях, о каждом изменении ставится в известность педагогический совет.

Рекомендации о структуре и содержании предлагаемых планов являются примерными, их нужно конкретизировать с учетом особенностей, традиций и творческих поисков отдельных школ.

Перспективный план развития школы.Перспективный план развития школы предусматривает направления деятельности школы с учетом работы районных органов власти. Этот план не должен быть слишком детальным, его за-

дача - наметить важнейшие ориентиры, главные вехи функционирования и развития школы на определенный период.

В перспективном плане следует отразить;

1. Рост контингента учащихся по годам, количество классов и примерное финансирование.

2. Потребность в учителях разной квалификации.

3. Перспективный график повышения квалификации учителей через курсы институтов усовершенствования учителей и различные семинары, а также наметить основные темы, направления по педагогике, психологии, над которыми следует работать учителям.

4. Строительно-ремонтные работы, оборудование кабинетов, приобретение наглядных пособий, технических средств обучения, книг, спортивного инвентаря, хозяйственных материалов, школьной мебели, оформительскую работу и благоустройство территории.

5. Финансовую, коммерческую деятельность.

Особое место в перспективном плане следует отвести системе повышения квалификации учителей. Практика показывает, что годовой план не может охватить все содержание и многообразие форм совершенствования мастерства учителей и ведет к недопустимой перегрузке, а значит, к поверхностному, неглубокому изучению материала.

В перспективном плане следует расписать все основные темы по педагогике, психологии и отдельным предметам по годам, наметить создание методических объединений, лекториев, практикумов, проведение конференций и педагогических чтений в помощь самообразованию и т.д.

Таким образом, перспективный план работы школы обеспечивает распределение сил и средств на длительный период, придает системе повышения квалификации учителей цикличный, законченный характер, устанавливает спокойный ритм деятельности школы без излишнего напряжения и позволяет при этом охватить все важнейшие элементы работы.

План учебно-воспитательной работы школы на учебный год.План работы школы не следует- загромождать методическими советами, правилами внутреннего распорядка, общими рассуждениями. Нередко планы сочиняются единолично директором и формально утверждаются на педсовете.

Изучение лучших школьных планов и проверка их выполнения позволяет предложить следующий вариант

структуры годового плана, включающего основные вопросы, над которыми нужно работать коллективу.

1. Введение: а) особенности микрорайона и условия работы школы; б) краткий анализ итогов работы школы за прошлый учебный год;

2. Повышение квалификации и методическая работа;

3. Изучение и распространение передового опыта;

4. Научно-педагогическая информация в школе.

5. Руководство учебно-воспитательным процессом: а) организация учебно-воспитательного процесса; б) внеурочная учебно-воспитательная работа в школе.

6. Педагогический контроль за учебно-воспитательным процессам.

7. Работа с родителями, с шефами и общественностью.

8. Укрепление материально-технической базы в школе и хозяйственная работа.

Приложения: а) планы работы методических объединений; б) план работы библиотеки; в) план работы родительского комитета; г) план летней оздоровительной работы с детьми.

Рассмотрим более подробно основные требования к плану работы школы на учебный год.

Введение. В этом разделе дается очень краткая характеристика микрорайона, его жителей, наличие культурных учреждений и неблагоприятных условий, затрудняющих работу школы. Затем проводится выборочный анализ наиболее важных аспектов работы школы за прошлый период и выдвигаются задачи на новый учебный год, а также называются темы, над которыми собирается работать школа.

Введение затрагивает главные вопросы: качество знаний и воспитанность учащихся, уровень преподавания и воспитательных мероприятий, связь с родителями и систему повышения квалификации учителей. Конкретно перечисляются нерешенные проблемы, указываются причины, предлагаются пути совершенствования учебно-воспитательного процесса.

Выполнение Закона об образовании. В этом разделе определяются границы микрорайона школы, формы и сроки оперативного учета детей школьного возраста и называются ответственные за те или иные участки работы по выполнению указанного Закона. Здесь же планируются формы использования средств (фонда), оформление и ведение документации, работа с подопечными детьми, обес-

печение медицинского надзора, питания детей, их подвоз, создание групп продленного дня. Намечается работа с трудными детьми, помощь отстающим и связь с местными органами власти.

Наши рекомендации