Педагогическая технология, её структура. Современные педагогические технологии
Идея технологизации педагогической деятельности всё глубже проникает как в педагогическую науку, так и в практику системы образования.
В педагогике существует множество определений понятия «педагогическая технология». Наиболее полным является определение, данное академиком Б.Т.Лихачёвым: «Педагогические технологии – совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приёмов обучения, воспитательных средств; она есть организационно-методический инструментарий педагогического процесса. Организационная структура, определяющую творческое взаимодействие учителя и ученика с использованием разнообразных подходов, средств и методов»
Одно из наиболее полно отражающих сущность педагогической технологии определение М.В. Кларина:
«педагогическая технология означает системную совокупность и порядок функционирования всех личностных, инструментальных и методологических средств, используемых для достижения педагогических целей».
Любая педагогическая технология должна удовлетворять определённым требованиям( критериям технологичности), к которым относятся:
- системность (логика процесса, целостность, взаимосвязь всех частей);
-управляемость ( целеполагание, планирование, проектирование процесса, поэтапная диагностика, возможности варьирования средствами и методами для корректировки результата);
-воспризводимость ( возможность воспроизведения любым педагогом);
- эффективность ( гарантированность достижения планируемого результата).
(по Селевко Г.К.)
В соответствии с данными критериями технологичности в структуру педагогической технологии входят:
- теоретическое обоснование ( целеполагание, концепция, адекватная целям конкретной технологии, гипотезе её осуществления, планируемый результат);
- процессуальная часть (технологический процесс), которая может быть представлена как технологическая карта ( описание процесса в виде пошаговой последовательности действий с указанием промежуточных результатов в каждом звене технологической цепочки, используемых средств, критериев и способов диагностики, вариантов коррекции).
Классификация классических технологий очень разветвлена. Наиболее известными на современном этапе образовательными технологиями являются:
- технология проблемного обучения;
- технология концентрированного обучения;
- технология модульного обучения;
- технология развивающего обучения;
- технология дифференцированного обучения;
- технология активного комплексного обучения;
- технология игрового обучения;
-технология программированного обучения и др.
Сравнительная таблица технологий | |||
Название Т | Цель | Сущность | Механизм реализации |
Технология проблемного обучения | Развитие познавательной активности, творческой самостоятельности обучающихся | Последовательное и целенаправленное выдвижение перед обучающимися познавательных задач, решая которые, обучающиеся активно осваивают знание и опыт познавательной деятельности | Поисковые методы; постановка и решение познавательных задач |
Технология концентрированного обучения | Создание максимально близкой к естественным психологическим особенностям человеческого восприятия структуры учебного процесса | Глубокое изучение предметов за счет объединения занятий в блоки | Методы обучения, учитывающие динамику работоспособности обучающихся |
Технология модульного обучения | Обеспечение гибкости, приспособление его к индивидуальным потребностям личности, уровню ее базовой подготовки | Самостоятельная работа обучающихся с индивидуальной учебной программой | Проблемный подход, индивидуальный темп обучения |
Технология развивающего обучения | Развитие личности и ее способностей | Ориентация учебного процесса на потенциальные возможности человека и их реализацию | Вовлечение обучающихся в различные виды деятельности |
Технология дифференцированного обучения | Создание оптимальных условий для выявления задатков, развития интересов и способностей | Усвоение программного материала на различных уровнях, но не ниже государственного образовательного стандарта | Методы индивидуального обучения |
Технология активного (комплексного) обучения | Организация активности обучающихся | Моделирование предметного и социального содержания будущей профессиональной деятельности | Методы активного обучения |
Технология игрового обучения | Обеспечение личностно - деятельностного характера усвоения ЗУНов | Самостоятельная познавательная деятельность, направленная на поиск, обработку и освоение информации, обеспечивающей успех в игре | Игровые ситуации, решение ситуативных задач |
Технология программированного обучения | Учет индивидуальных особенностей личности обучающихся | Управляемое, пошаговое освоение программированного учебного материала с помощью обучающих устройств (линейное, разветвленное, адаптивное) | Репродуктивные и алгоритмические методы |
Технология "Диалог культур" | Формирование диалогического мышления за счет насыщения его фактами из различных культур и цивилизаций | Построение обучения на основе стабильного учебника и на сквозном диалоге двух основных сфер учебного процесса (речь, культура) | Объяснительно-иллюстративные и проблемные методы |
Технология программированного обучения | Формирование умений в работе с компьютерными программами | Построение обучения на основе НИТ и возможностей различных сетей | Операционные, алгоритмические и проблемные методы |
Технология саморазвития | Воспитание самостоятельности, соединение виртуального и реального миров | Построение развивающей культурной среды с активным участием в этом процессе самих обучающихся | Игровые и проблемные методы |
Технология личностно-ориентированного обучения | Развитие индивидуальных способностей на пути социального и профессионального самоопределения обучающихся | Нормативно-сообразная деятельность в сочетании с эмоционально-значимой, престижной для обучающихся познавательной, продуктивной деятельностью | Самообразование и саморазвитие |
Вывод: владение учителем современными педагогическими технологиями позволит сделать образовательный процесс более управляемым и достичь наиболее высоких результатов обучения и воспитания .