Научно-теоретические основы социальной педагогики
Л.В. Мардахаев
Социальная педагогика
Допущено Министерством образования
Российской Федерации в качестве
учебника для студентов высших учебных
заведений, обучающихся по направлению
подготовки и специальности
«Социальная работа
МОСКВА
ГАРДАРИКИ
УДК 37.013.42 (075.8) ББК 74.6 М25
Рецензент
доктор педагогических наук, профессор Г.М. Коджаспирова; доктор педагогических наук, профессор ЛЯ. Олифереико
Мардахаев Л.В.
М25 Социальная педагогика: Учебник. — М.: Гардарики, 2005. — 269с.
15ВЫ 5-8297-0160-Х (в пер.)
Рассматриваются теоретические основы социальной педагогики, которые составляют общеирофессиональную подготовку социального работника. Материал учебника поможет понять сущность и содержание педагогического аспекта социальной работы. Учебник адресован студентам вузов, изучающим одноименный курс, предусмотренный образовательным стандартом по специальности «Социальная работа», а также аспирантам и преподавателям вузов и колледжей, слушателям системы дополнительного социального образования, практическим работникам.
Для студентов, обучающихся по направлению и специальности «Социальная работа».
УДК 37.013.42 (075.8) ББК 74.6
I8ВN 5-8297-0160-Х
© «Гардарики», 2005 © Мардахаев Л.В., 2005
Предисловие
Учебник «Социальная педагогика» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта по образованию в области социальной работы. Он является существенной частью общепрофессиональной подготовки специалиста социальной работы, которая включает несколько элементов, один из них социально-педагогический.
В целях подготовки квалифицированных специалистов учебник разделен на четыре раздела:
Научно-теоретические основы социальной педагогики;
Социальное формирование личности;
Социальные отклонения в развитии и воспитании детей;
Среда и формирование личности.
Каждый раздел включает наиболее важные темы, знание которых необходимо социальному работнику для осмысления педагогических аспектов социальных проблем клиента и реализации социально-педагогической составляющей своей профессиональной деятельности.
В современных условиях существует несколько подходов к'пониманию сущности и содержания социальной педагогики. В учебнике она представлена на основе глубокого изучения социального направления в педагогике и выявления ее специфики в системе социальной работы. Предложенная концепция позволила определить наиболее важные направления социальной педагогики и в соответствии с ними разделы учебного курса.
В первом разделе рассматриваются предмет, задачи и содержание социальной педагогики, ее главные принципы и социально-педагогический процесс. Выделены и обоснованы ее специфические особенности, сформулированы наиболее важные требования, вытекающие из них. Социально-педагогический процесс представлен на основе учения П.Ф. Каптерева, которое изначально строилось на социально-педагогической концепции и не утратило своей значимости в современных условиях. Он считал социально-педагогический процесс целостным явлением, выделяя в нем внутреннюю и внешнюю составляющие. Изучение этого процесса поможет студентам глубже понять сущность и содержание технологии деятельности социального работника, ее компонентов и особенностей реализаци
Второй раздел учебника знакомит с социально-педагогическим аспектом формирования человека. Он позволит лучше осознать особенности социального становления личности и причины возникновения социальных отклонений, возможности их предупреждения и преодоления. В нем раскрываются психосоциальные основы социального развития личности, что необходимо специалисту для уяснения самого механизма социального развития человека, а также сущность абили-тации, коррекции и реабилитации человека, находящегося в трудной жизненной ситуации.
Изучение причин социальных отклонений, возможности их предупреждения и преодоления — тема третьего раздела. Эти вопросы рассматриваются через призму понимания детской субкультуры, мира ребенка, что способствует более .глубокому осознанию своеобразия социокультурного мира детей, подростков как клиентов социального работника, оказавшихся в трудной жизненной ситуации и нуждающихся в социальной помощи, защите их прав как личностей.
Четвертый раздел учебника посвящен педагогике среды социального формирования человека. Приведено только несколько факторов, наиболее существенно влияющих на становление личности: это семья, улица, средства массовой информации и деятельность человека. Семья оценивается как социокультурная среда воспитания и развития личности. Именно здесь рождается человек, закладываются основы его личности. Как социокультурная среда, она оказывает значительное воздействие на его будущий социокультурный мир. Наряду с этим в семье происходят социально-педагогические явления, обусловливающие особенности социального формирования человека. Учет этих явлений позволит социальному работнику, посвятившему себя работе с семьей, лучше понимать процессы, происходящие в ней, ошибки воспитания и социальные проблемы, возникающие между родителями и детьми.
В социально-педагогическом плане исключительно важным фактором в качестве среды воспитания выступает улица. С этой точки зрения раскрываются истоки формирования категории «дети улицы». Улица рассматривается как социально-педагогический компонент, существенно влияющий на формирующуюся личность, отмечаются также особенности развития безнадзорных и беспризорных детей, технологические особенности работы специалиста с ними. При этом используются материалы, подготовленные С.Т. Шацким при работе с детьми и подростками по месту жительства, а также данные зарубежных исследователей о проблемах социальной практики в отношении «детей улицы», получившей развитие в Москве во второй половине 1990-х гг.
На социальное формирование личности, различные категории людей оказывают огромное социально-педагогическое воздействие средства массовой информации. Они нередко являются совоспитате-лями детей и подростков, через них осуществляется значительное влияние на массы. Изучение социально-педагогических возможностей СМИ занимает важное место в формировании человека как личности вообще, как будущего (или уже состоявшегося) семьянина, которому предстоит заниматься воспитанием (т.е. осуществлять воспитание) своих детей, для чего ему следует научиться педагогически грамотно использовать позитивное влияние СМИ и, наоборот, принимать профилактические меры против негативного.
Как социально-педагогический фактор, существенно влияющий на развитие и становление личности, в учебнике рассматривается деятельность как таковая. Осмысление ее возможностей важно для анализа влияния профессиональной деятельности социального работника на деформацию его личности. Описываются также методы профессиональной практики специалиста, существенно деформирующие его личность, виды деформации, особенности предупреждения и преодоления ее последствий. В контексте данной темы еще в процессе подготовки специалиста можно вести речь о его профессиональном
долголетии.
Завершается изучение учебного курса темой «Педагогическая культура социального работника». Она является частью проблемы формирования профессиональной культуры специалиста, подчеркивает ее социально-педагогический аспект
Раздел I
НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ