Показатели уровней усвоения
Тема 4. Анализ и проектирование целей в профессиональном обучении
План лекции:
1. Основные подходы к пониманию целей профессионального обучения.
2. Действия педагога с целями профессионального обучения
3. Структура цели, требования к ее постановке
4. Виды целей, принятых в профессиональном обучении, их характеристика.
5. Цели в когнитивной области. Таксономия дидактических целей.
6. Соотношение целей в когнитивной области и уровней усвоения.
Основные подходы к пониманию целей профессионального обучения.
Говоря о целях, принятых в профессиональном обучении мы должны понимать сущность и функции целей вообще.
• Цель - образ результата, форма предвосхищения результата: модель желаемого
• Цель - выражение требований к результату;
• Ц в процессе контроля результатов является эталоном или критерием, (при этом предполагается, что Р может быть
равен Ц; Р может быть меньше цели; Р может быть больше Ц)
• Цель придает смысл любой деятельности, систематизирует деятельность по проектированию, организации и осуществлению процесса профессионального обучения и в этом смысле структура системы создается под цели функционирования и развития системы: от целей зависит содержание, методы обучения и применяемые средства,
• Цель мотивирует на достижение результата,
• Цель выполняет программо-образующую функцию (принцип целесообразности лежит в основе планирования педагогом ПО профессионально-педагогической деятельности; лежит в основе разработки рабочих учебных программ по дисциплине: лежит в основе анализа, проектирования, организации и осуществление учебного процесса по предмету).
В методике выделяют нормативные и инициативные цеди. Первые заданы нормативными документами и учебно-программной документацией по предмету, производственному обучению; вторые - выходят за эти рамки и ставятся педагогом, реализующим личностно ориентированный процесс обучения или авторские образовательные программы.
Существуют цели преподавания и цели учения.
Пример цели преподавания при изучении темы урока: формирование педагогом у учащихся представлений в области Пример цели учения: знание учащимися основных свойств и признаков.
Действия педагога с целями обучения
1.Педагог ПО задает цели, формулирует их с учетом требований
2. Педагог ПО достигает цели в совместной деятельности с учащимися
3. Педагог ПО переводит цели в проверочные задания
4. Педагог ПО соотносит цели с уровнями усвоения
5. Педагог ПО устанавливает в ходе контроля степень соответствия цели и результатов обучения
6. Педагог ПО устанавливает зависимость содержания и методов обучения от целей
Структура цели, требования к ее постановке
Структура цели включает:
1) Указание на субъекта действия; 2) целевой объект (предмет); 3) целевое действие (действие, совершаемое для преобразования и развития целевого предмета).
Цель понимают как образ результата обучения, его опережающее отражение, предвосхищение. Цель должна нести признаки результата, выражающиеся в виде требований к результату.
Требования к постановке дидактических целей
1. Цель обучения формулируется на языке наблюдаемых действий, которые в результате изучения темы должны демонстрировать учащиеся. Таким требованиям соответствует таксономия когнитивных - дидактических целей (знание, понимание, демонстрация, анализ, синтез, оценка).
2. Цель обучения должна быть проверяемой (для ее проверки может быть подобрано проверочное задание на выявление определенного уровня усвоения).
3. Цель обучения должна быть достижимой за определенное время.
4.Цель обучения должна быть рассчитана на достижение определенного уровня усвоения.
Показатели уровней усвоения
1 уровень- узнавание изученных ранее объектов, свойств, процессов в данной профессиональной деятельности, воспроизведение материала с подсказкой и выполнение действий с подсказкой (знания-знакомства, уровень узнавания).
2 уровень- репродуктивное действие (знания-копии) путем самостоятельного воспроизведения материала по памяти и применения полученной ранее информации; самостоятельное выполнение известного типового действия по памяти.
3 уровень- продуктивное действие: создание собственного алгоритма деятельности на основе изученных ранее алгоритмов и его реализация: учащимся добывается субъективно новая информация в процессе самостоятельного построения или изменения имеющейся информации (правил и методов выполнения действий).
4 уровень- творческое действие, выполняемое на любых объектах: самостоятельное конструирование новых методов и правил, необходимых для выполнения задания (знания-трансформация). В процессе этой деятельности добывается новая информация.