Социальное поведение в педагогике
1. Социальная педагогика (СП) и содержание СП деятельности.
2. понятие "норма и "отклонения от нормы" в социальной педагогике.
3. Девиации как СП проблема.
4. СП работа с учащимися девиантного поведения.
1. СП можно определить как теорию и практику социального воспитания и становления личности (изучает вопросы всеобщего воспитания).
СП в настоящее время представляет собой:
- сферу общественной и государственной деятельности;
- область научного знания (науку);
- сферу профессиональной деятельности;
- учебную дисциплину.
В сферу профессиональной деятельности СП входит:
- социум, окружающий ребенка;
- семья;
- воспитательно-образовательные учреждения;
- ребенок;
- детский коллектив;
- педагогический коллектив;
- семейно-соседская общность (место жительства);
- детские и молодежные объединения;
- дети-инвалиды и дети с ограниченными возможностями;
- одаренные дети;
- сироты и социальные сироты;
- молодежь, составляющая группу социального риска и их семьи;
- малоимущие;
- престарелые;
- инвалиды всех категорий;
- мигранты и эмигранты;
- беженцы;
- заключенные.
2. Норма – условное обозначение объективной реальности, некий статистический показатель, зачастую характеризующий реальную действительность, но не существует в мире.
Отклонения: позитивные (одаренность), негативные. Типы:
Физическое | Психические | Педагогические | Социальные |
Болезнь | Задержка психического развития | Отклонения в получении общего образования | Сиротство и социальное сиротство |
Нарушение зрения | Умственная отсталость | Отклонения в получении профессионального образования | Отклоняющееся поведение: - алкоголизм - токсикомания - наркомания - проституция - беспризорность и бродяжничество - безнадзорность - правонарушения - преступность |
Нарушение слуха | Нарушение речи | ||
Нарушения опорно-двигательного аппарата | Нарушение эмоционально-волевой сферы | ||
Связано с физическим здоровьем и медицинскими показателями | Одаренность |
3. Девиация – поведение, достаточно сильно отклоняющееся от групповых норм и влекущее за собой применения различных санкций: от пожелания исправления до наказание и изоляции нарушителя. Причины:
- биологические (по наследству);
- психические;
- социальные (невозможность позитивной самореализации личности).
Девиация включает поведения:
- девиантное;
- делингвентное;
- криминальное.
Проявление поведений:
Девиантного | Делингвентного | Криминального |
Демонстрация | Оскорбление | Правонарушение |
Уклонение | Побои | Терроризм |
Вызов | Поджоги | |
Уклонение от учебы | Садистские действия | |
Уход из дома | Мелкие кражи | |
Бродяжничество | Воровство | |
Сквернословие | Вымогательство | |
Семейные ссоры | Угон автотранспорта | |
Пьянство | Улиганские действия в отношении общественного и государственного имущества | |
Токсикомания | Алкоголизм | |
Антисоциальные действия сексуального характера | Проституция | |
Попытки суицида |
4. Типичные психологические трудности детей и подростков:
- проблемные взаимоотношения с родителями, педагогами и другими взрослыми;
- проблемные отношения с одноклассниками;
- трудности самопонимания;
- трудности формирования жизненных ориентиров, кумиров, желаний, ценностей;
- одиночество, непонятость другими;
- поиск границ возможного;
- обида на судьбу и конкретных людей;
- зависимость от других;
- трудный характер;
- чувство вины, стыда за положение родителей.
Работа с детьми:
- привлекательная альтернатива;
- разумный компромисс;
- гибкость;
- индивидуальный подход;
- превентивность (предупреждение);
- позитивный настрой;
- конфиденциальность.