Направления и формы работы с различными группами людей, ставших жертвами неблагоприятных условий социализации
Рассмотрим такие группы жертв неблагоприятных условий социализации, как сироты, инвалиды, бездомные (бомжи, беженцы, мигранты).
Сироты
Известно, что уровень развития цивилизованного общества определяется не только его экономическим и социально-культурным уровнем, но и отношением к обездоленным, инвалидам и детям.
В России более миллиона детей живет в детских интернатных учреждениях. Подавляющее большинство детей, воспитывающихся в домах ребенка, детских домах, интернатах, имеют одного или более родителей, т. е. являются социальными сиротами или сиротами при живых родителях.
Анализ социальных причин сиротства показывает, что 3% детей, поступающих в дома ребенка, относятся к категории «подкидышей». Около 60% родителей отказываются от ребенка в роддоме, мотивируя свое нежелание его воспитывать отсутствием необходимых условий. 60% матерей, чьи дети поступают в дома ребенка, квалифицируются как матери-одиночки. Определенная часть матерей ссылается на недостаточную психологическую зрелость и отсутствие материнских чувств. Около 30% детей поступают в дома ребенка от родителей-алкоголиков.
Причинами отказа от детей и помещения их в государственные учреждения являются: неполная семья, недостаточная материальная обеспеченность и плохие жилищные условия, алкоголизм матери или обоих родителей. Лишь небольшая часть детей оставляется родителями из-за обнаружения у них при рождении физического дефекта. Это дети с диагнозом известных форм умственной отсталости с неблагоприятным прогнозом и дети с незначительными врожденными пороками развития. Есть и особая категория матерей – это матери-подростки, пытающиеся любыми способами избавиться от нежелательной беременности, в том числе с помощью вредных для здоровья ребенка препараттов. В результате появляются на свет анормальные дети, которые не нужны своим родителям и воспитываются в учреждениях для сирот.
Проблема социализации детей-сирот является одной из ключевых в деятельности детских домов и интернатов. При выходе из их стен выпускники зачастую оказываются неподготовленными к взрослой жизни, не имеют надлежащего социального опыта, не получают соответствующей помощи. Бывают случаи, когда выпускники не знают элементарных вещей, необходимых для самостоятельного существования: как распоряжаться деньгами, как следить за чистотой в доме, заваривать чай и чем заниматься в свободное время. Повышенная внушаемость и психическая неустойчивость делают их объектами для преступных элементов. Для социальной адаптации детей-сирот необходимо:
1. Развивать навыки и способности к различным видам трудовой деятельности. В условиях рынка дать в руки конкурентоспособные специальности.
2. Формировать общую положительную направленность личности ребенка, увлекая его каким-либо делом, способствующим повышению его самооценки.
3. Организовывать работу каждого детского сиротского учреждения по индивидуальной программе, которая была бы сориентирована на имеющийся в нем контингент детей.
4. Всемерно способствовать «открытости» интернатных учреждений.
5. Поощрять усыновление и удочерение детей-сирот как в форме получивших в настоящее время распространение семейных детских домов, так и индивидуальных усыновлений (удочерений).
Усыновление (удочерение) – это такой государственный акт, в связи с которым между усыновленными, а также их потомством, с одной стороны, и усыновителями и их родственниками, с другой, возникают такие же права и обязанности (личные и индивидуальные) , которые по закону существуют между родителями и их родными детьми.
Опека – особая форма заботы о личности и имуществе недееспособных граждан в случаях, предусмотренных законом. К недееспособным относятся малолетние до 15 лет. Опека над детьми преследует цель обеспечить им семейное воспитание, осуществление их прав и обязанностей, защиту их интересов от нарушений со стороны третьих лиц.
Следует существенно упростить процедуру усыновления, внести изменения в законодательные акты, регулирующие процедуру усыновления. Действительная забота об интересах любого ребенка – здорового и больного – должна выражаться в том, чтобы усыновлению подлежали все дети, независимо от медицинских показаний.
Как показывает опыт, сироты являются группой повышенного риска различных отклонений в психофизическом развитии. И чем раньше ребенок покидает систему государственного воспитания, тем менее пагубными бывают последствия.
Для решения проблем детей-сирот необходима конкретная программа действий на уровне государственных структур, правительства, благотворительных организаций и фондов, подкрепленная широкой системой законодательных актов (см. Президентскую программу «Дети России», раздел «Дети-сироты»).
В современных условиях развития российского общества необходимо:
– улучшать материальное положение малообеспеченных семей; постоянно совершенствовать систему выплат пособий и льгот семьям неполным, с низким уровнем достатка, воспитывающим детей-инвалидов;
– формировать доброжелательное отношение в обществе к матерям-одиночкам, так как своим отношением общество вынуждает молодую мать отказываться от ребенка, возложив всю ответственность за его воспитание на государство;
– вести широкую и разнообразную работу по половому воспитанию, начиная ее с раннего возраста;
– совершенствовать систему попечительства и шефства, повышая в этом роль местных органов власти;
– активизировать формы и методы психолого-педагогической работы в интернатных учреждениях;
– постоянно совершенствовать структуру сиротских учреждений; добиваться, чтобы была возможность участия в воспитании детей-сирот частных лиц, церкви.
Инвалиды
«Инвалид,– говорится в Законе «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»,– лицо, которое имеет нарушения здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеванием, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограниченным действиям и вызывающее необходимость его социальной защиты».
«Ограничения жизнедеятельности,– поясняется в этом же законе,– это полная или частичная утрата лицом способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью».
Калеки, слепые, глухие, немые, люди с нарушенной координацией движения, полностью или частично парализованные и т. п. признаются инвалидами в силу очевидных отклонений от нормального физического состояния человека. Инвалидами признаются также лица, которые не имеют внешних отличий от обычных людей, но страдают заболеваниями, не позволяющими им трудиться в разнообразных сферах так, как это делают здоровые люди. Например, человек, страдающий ишемической болезнью сердца, не способен выполнять тяжелые физические работы, но умственная деятельность ему вполне по силам.
Все инвалиды по разным основаниям делятся на несколько групп. По возрасту: дети-инвалиды, инвалиды-взрослые. По происхождению инвалидности: инвалиды с детства, инвалиды войны, инвалиды труда, инвалиды общего заболевания. По степени трудоспособности: инвалиды трудоспособные и нетрудоспособные, инвалиды I группы (нетрудоспособные), инвалиды II (временно нетрудоспособные или трудоспособные в ограниченных сферах), инвалиды III группы (трудоспособные в щадящих условиях труда). По характеру заболевания инвалиды могут относиться к мобильным, маломобильным или неподвижным группам.
Общие права инвалидов сформулированы в Декларации ООН «О правах инвалидов».
Приняты фундаментальные законодательныеакты обинвалидах и в России. Особое значение для определения прав и обязанностей инвалидов, ответственности государства, благотворительных организаций, частных лиц имеют законы «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» (1995 г.), «О социальной защите инвалидов Российской Федерации» (1995г.).
В Законе «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» предусмотрены различные формы социального обслуживания, в том числе:
– социальное обслуживание на дому (включая социально-медицинское обслуживание);
– полустационарное социальное обслуживание в отделениях дневного (ночного) пребывания граждан в учреждениях социального обслуживания;
– стационарное социальное обслуживание в домах-интернатах, пансионатах и других стационарных учреждениях социального обслуживания;
– срочное социальное обслуживание (как правило, в ситуациях, не терпящих отлагательства,– организация питания, обеспечение одеждой, обувью, ночлегом, срочное предоставление временного жилья и т. п.);
– социальная консультационная помощь.
Все социальные услуги, входящие в федеральный перечень гарантированных государством услуг, могут быть оказаны гражданам бесплатно, а также на условиях частичной или полной оплаты.
Существенные вопросы социальной защиты инвалидов получили правовую базу в Законе «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». Закон определяет полномочия органов государственной власти (федеральных и субъектов Российской Федерации) в области социальной защиты инвалидов. Он раскрывает права и обязанности органов медико-социальной экспертизы, которая на основании комплексного обследования человека устанавливает характер и степень заболевания, приведшего к инвалидности, группу инвалидности, определяет режим труда работающих инвалидов, разрабатывает индивидуальные и комплексные программы реабилитации инвалидов, дает медико-социальные заключения, принимает решения, обязательные для государственных органов, предприятии и организаций независимо от формы собственности.
Закон устанавливает условия оплаты медицинских услуг, оказываемых инвалидам, возмещения затрат, произведенных самим инвалидом, его отношения с реабилитационными органами социальной защиты инвалидов.
Закон обязывает все органы власти, руководителей предприятий и организаций создавать условия, позволяющие инвалидам свободно и самостоятельно пользоваться всеми общественными местами, учреждениями, транспортом, беспрепятственно передвигаться на улице, в собственном жилище, в общественных учреждениях и т. д.
Законом предусматриваются льготы на внеочередное получение жилья, оборудованного соответствующим образом.
Особое внимание Закон уделяет обеспечению занятости инвалидов. Он предусматривает финансово-кредитные льготы специализированным предприятиям, применяющим труд инвалидов, а также предприятиям, учреждениям и организациям общественных объединений инвалидов.
Закон определяет правовые нормы для решения таких существенных вопросов занятости инвалидов, как оборудование специальных рабочих мест, условия труда инвалидов, права, обязанности и ответственность работодателей в обеспечении занятости инвалидов, порядок и условия признания инвалида безработным, государственное стимулирование участия предприятий и организаций в обеспечении жизнедеятельности инвалидов.
Обстоятельно рассмотрены в Законе вопросы материального обеспечения и социально-бытового обслуживания инвалидов. Предусматриваются существенные льготы и скидки за оплату коммунальных услуг; приобретение инвалидных приспособлений, инструментов, техники; оплату санаторно-курортных путевок; пользование общественным транспортом; приобретение, технический уход за личным автотранспортом и т. д.
В настоящее время в России имеется более 900 домов-интернатов, в которых проживает около 260 тыс. инвалидов и лиц пожилого возраста. Указанные учреждения профилированы с учетом характера патологии и возраста инвалидов. Они включают: дома-интернаты общего типа (для пожилых людей и инвалидов с поражением опорно-двигательного аппарата и внутренних органов), психоневрологические интернаты (для инвалидов с хроническими психическими заболеваниями и глубокой умственной отсталостью), детские дома-интернаты для умственно отсталых и для детей с физическими недостатками.
Реабилитация лиц, находящихся в домах-интернатах, имеет свои особенности, которые обусловлены характером и структурой контингента. Реабилитационные мероприятия в домах-интернатах имеют широкий диапазон (от привития навыков самообслуживания до трудоустройства на предприятиях обычного типа).
Реабилитационная деятельность в учреждениях для умственно отсталых детей решает задачи, в значительной степени отличающиеся от таковых в учреждениях для взрослых. В детских учреждениях это является задачей медико-педагогической работы, которая решается совместными усилиями врачей, воспитателей, педагогов-дефектологов, социальных педагогов, психологов, логопедов, инструкторов трудового обучения. Наиболее важной формой реабилитации умственно отсталых детей является специальное обучение. Особенность трудовых процессов в детском доме-интернате состоит в том, что здесь больше, чем где-либо (в домах-интернатах другого профиля) труд выступает как лечебный фактор, имеющий ряд аспектов. Многогранность труда как лечебного фактора проявляется в воздействии его на моторику, интеллект и личность ребенка.
В детских домах-интернатах для детей с физическими недостатками сосредоточен самый тяжелый контингент детей с поражением опорно-двигательного аппарата. Основная цель этих учреждений – осуществление медико-социальной реабилитации детей-инвалидов посредством непрерывной интенсивной восстановительной терапии и протезирования, психологической коррекции, школьного и трудового обучения, профессиональной подготовки и последующего рационального трудоустройства.
Инвалидами, проживающими дома, занимаются отделения социальной помощи на дому, созданные при органах социальной защиты населения.
Основными направлениями деятельности отделения являются:
– выявление и учет пенсионеров и инвалидов, нуждающихся в обслуживании на дому;
–оказание социально-бытовой помощи на дому;
– содействие в предоставлении обслуживаемым лицам льгот и преимуществ, установленных действующим законодательством.
К основным социально-бытовым услугам, оказываемым отделением, относятся, кроме традиционных, предполагающих доставку продуктов и различных товаров, оплату коммунальных услуг, сдачу и доставку вещей в прачечную, химчистку и ремонт, также содействие в получении необходимой медицинской и протезно-ортопедической помощи, посещение обслуживаемых лиц в стационарных лечебных учреждениях, организация предоставления пенсионерам и инвалидам различных услуг учреждениями и предприятиями торговли, общественного питания, нотариальных и других учреждений. Кроме того, социальный работник обязан оказывать содействие в организации ремонта жилья, обеспечении топливом, обработке приусадебных участков, а также доставлять воду при отсутствии водопровода в доме, топить печи, оказывать помощь в оформлении различных документов, связанных с опекой и попечительством, обменом жилья, помещением в дома-интернаты, содействовать организации ритуальных услуг.
Необходимо помнить, что одним из главных факторов деятельности социального работника является умение общаться со своими подопечными, обладать при этом достаточным терпением, умением их выслушать, а при необходимости проводить с ним психотерапевтическую работу.
Особую заботу социальный работник проявляет к семьям, имеющим детей-инвалидов. Важно не только поставить на учет ребенка-инвалида, но и проанализировать социальную обстановку в семье. Дети-инвалиды нуждаются в постоянном уходе родителей при повседневном общении с ними, обеспечении их жизненных потребностей.
Бездомные
Бездомность – явление, присущее человечеству на всем протяжении его существования. Но особенно широко оно распространяется в периоды социальных потрясений и стихийных бедствий. Наиболее характерными причинами, усугубляющими проблему бездомности, для многих стран в настоящее время являются:
– недостаточное количество жилищ, нехватка дешевого жилья;
– безработица, обусловливающая отсутствие средств для оплаты жилья;
– малодоходность многих семей и отдельных граждан;
– социальное здоровье общества (наличие душевнобольных, лиц с отклоняющимся поведением, наркоманов, алкоголиков; нездоровые отношения в семье; положение лиц, вышедших из мест заключения);
– слабые возможности реализации социальных программ, нацеленных на оказание материальной и другой помощи малообеспеченным семьям, группам риска и т.д.
В качестве важнейших факторов роста числа бездомных в России можно назвать развал СССР, нестабильность во взаимоотношениях вновь образованных государств, межнациональные конфликты, разгул рыночной стихии, «дикого» капитализма.
В «Словаре русского языка» С.И. Ожегова бездомный трактуется как «человек, не имеющий жилья, приюта». Согласно американской «Энциклопедии социальной работы», бездомным считается человек, «не имеющий постоянного жилища, не ведущий оседлого образа жизни» (см.: 94, с. 225). Бездомность трактуется и как отсутствие укрытия, проживание в убежищах без права на владение ими и под угрозой немедленного выселения; и как проживание в общежитиях, ночлежках; и как проживание в домах на снос; и как проживание на площади друга. К числу бездомных в широком смысле слова можно отнести кочевые народы.
Значительную долю бездомных составляюттакназываемые бомжи. В последние годы их число в России резко увеличилось.
Бомжи –люди без определенного места жительства, бродяги, которые до недавнего времени преследовались у нас законом. Пока ни в одном даже самом благополучном обществе не решена проблема бродяжничества. Исследования, проводимые в различных странах, свидетельствуют, что и при сравнительно высоком уровне жизни имеется определенный слой граждан, бегущих от трудностей жизни, от самих себя, или по другим причинам опускающихся на дно общества.
Одной из причин появления бомжей является прописка. Административное регулирование места жительства существует только в нашей стране. По мотивам судимости нельзя прописаться домой. 30 тысяч человек, освободившихся из мест лишения свободы, по данным ВНИИ МВД, не смогли вернуться к семье. Прописка осуществляется на площадь, а если ее нет – нет и прописки. Каждый шестой бомж встает на путь бродяжничества в течение года после освобождения из мест лишения свободы.
Бомжи, как правило, скапливаются на вокзалах, аэропортах (среди них есть студенты, отчисленные из вузов по причине неуспеваемости и выписанные из общежитии). В этих «муравейниках» проживает около 10 миллионов молодых людей, которые проходят здесь школу бомжей.
В бомжи, а следовательно, в число бездомных попадают родители, лишенные родительских прав, и те, кто скитается по стране «за длинным рублем». Еще одна категория бомжей – подростки, убежавшие из семей и детдомов. Положение детей-бездомных особенно тягостно, в частности, положение детей-бомжей, нередко выброшенных на улицу своими родителями-алкоголиками, душевнобольными, имеющими другие асоциальные отклонения. Многие дети покидают конфликтные семьи, бегут из дома от побоев, угроз, оскорблений и ютятся на вокзалах, в метро. Для таких детей создаются различного рода приюты, ночлежки, центры реабилитации и т.д. Ряды бомжей пополняются также алкоголиками.
В стране не разработаны и не введены законодательные меры по борьбе с бездомностью. Также не издан закон, защищающий права беженцев.
Конвенция 1951 г. и Протокол 1967 г., принятые ООН, определяют беженца как «лицо, которое в силу обоснованных опасений может стать жертвой преследований по признаку расы, религии, гражданства, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений, находиться вне страны своей гражданской принадлежности и не может пользоваться защитой этой страны или не желает пользоваться такой защитой вследствие таких опасений или, не имея определенного гражданства и находясь вне страны своего прежнего места жительства в результате подобных событий, не может и не желает вернуться в нее вследствие таких опасений».
Непосредственными причинами вынужденной миграции можно считать:
1) деформацию социального самочувствия русских (русскоязычных) в бывших союзных республиках СССР;
2) политику, проводимую национально-политическими элитами в ближайшем зарубежье, главная цель которой –удержание власти;
3) межнациональные конфликты, военные действия;
4) экологические катастрофы (например, Чернобыль).
Бесправие, отсутствие стабильности и уверенности в личных правах и свободах толкает русскоязычное население к выезду в Россию. У возможных мигрантов в. Россию есть три пути: 1) вернуться в Россию; 2) остаться в национальных республиках, но в юрисдикции России; 3) стать гражданами национальных государств, но без потери связей с Россией. Массовый наплыв беженцев тоже усугубляет проблему бездомности в стране.
Миграция – это перемещение, переселение людей, связанное с изменением местожительства на срок не менее 6 месяцев. Такое переселение может осуществляться в пределах одной страны (внутренняя миграция) . В основе миграционных процессов лежат причины экономического, политического, социального, национального, религиозного и другого порядка. Миграционные процессы могут носить естественный и вынужденный характер.
Социальные процессы последних лет породили новую волну миграций, вызванную различными обстоятельствами. Это межнациональные конфликты, ущемление прав русскоязычного населения в республиках бывшего Союза, война в Чечне и многие другие.
Мигранты – это люди, которые в большей или меньшей степени попадают в ситуацию маргинализации в силу потери своих «территориальных корней». Привязанность к определенному местопребыванию оказывает влияние на соматическое и психическое здоровье человека, его этику, чувство хозяина, восприятие природы, а также внутреннего пространства (чувство дома). Эти влияния находят выходна проблемы этноса, продолжения рода, семьи. У человека возникают многие его потребности и естественно-антропологические права. Среди последних -– право на жилье, определение этнической принадлежности, право на «такой жизненный уровень, включая пищу, одежду, жилище, медицинский уход и социальное обслуживание, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния самого и его семьи, и право обеспечения на случай безработицы, болезни, инвалидности, вдовства, наступления старости или иного случая утраты средств к существованию по независящим от него обстоятельствам». Приведенная цитата из Всеобщей Декларации прав человека характеризует его социальные естественно-антропологические права. Они реализуются, благодаря возможности проживания в определенном месте, определенном жилище (территориальность).
Мигранты – это люди, которые или добровольно, или вынужденно изменяют (теряют) прежнюю территориальность, что влечет за собой, как правило, временное или постоянное «поражение» многих из перечисленных прав человека. При вынужденной миграции не только резко ухудшаются жилищные и материальные условия человека, но и серьезно нарушается его социальная интеграция: из одной природной и социальной среды он перемещается в другую, болезненно разрывая множество естественно-антропологических связей и искусственно создавая такие связи на новом месте.
Социальные последствия бездомности очень тяжелые: это снижение статуса, потеря себя как личности, члена общества. Невозможность воспользоваться правами человека, данными Конституцией, болезненно сказывается на семье бездомного. Возникают трудности в обучении детей, в медицинском обслуживании (т.к. в лечебных организациях прежде всего интересуются пропиской).
Психосоциальные проблемы бездомного вызывают депрессию, самоубийства, проституцию, разводы, агрессию. Злободневную социальную проблему, как одну из последствий прописки и бездомности, составляют разводы. Результатом тяжелого состояния семьи бездомного является рост подростковой преступности.
Для решения проблемы бездомности необходимо принимать меры глобального, стратегического характера. Их реализация зависит от уровня развития общества, морали, духовной жизни в целом, политической культуры, степени развития социальной сферы, а также от состояния его экономики. Одной из ключевых мер является стабилизация ситуации на территории бывшего СССР, прекращение национальных конфликтов в бывших советских республиках и России. Требуется разработка кодекса миграционных законов, регламентирующих все аспекты территориальных перемещений населения в новых, еще до конца не оформленных условиях государственности.
В настоящее время разрабатывается долговременная программа «Миграция», в соответствии с которой беженцы расселяются по заблаговременно отобранным регионам, где заранее продумана система их обустройства, создана инфраструктура социальной защиты (жилье, транспорт, медицинское обслуживание, культурная сфера и т. д.), рассчитаны требуемые финансовые, материально-технические и кадровые ресурсы, определены источники их обеспечения, в том числе и путем привлечения средств мирового сообщества, правительственных и неправительственных организаций.
Учитывая особое положение беженцев-бездомных, государственная политика занятости Российской Федерации предусматривает создание для них дополнительных рабочих мест.
В 1992 г. учрежден российский Фонд помощи беженцам «Соотечественники», который оказывает помощь ассоциациям и общинам беженцев, уже организованным группам людей.
Кроме намечаемых и решаемых задач перспективного, глобального характера, в России оказывают бездомным конкретную помощь: открывают дома ночного пребывания, приюты, дома-интернаты; временно расселяют беженцев в домах отдыха и пансионатах, общежитиях предприятий и организаций и т. п. Принято и постепенно реализуется постановление Правительства «О домах ночного пребывания». Указом Президента Российской Федерации (ноябрь 1992 г.) «О мерах по предупреждению бродяжничества и попрошайничества» приемники-распределители УВД реорганизуются в Центры социальной реабилитации, создаются новые. В ряде городов для бродяг и бомжей действует специальный «телефон доверия».
К бездомным требуется особый подход. Не каждый социальный работник может работать с ними (особенно с такими категориями, как люди, опустившиеся на «дно»). От социального работника требуется ярко выраженная коммуникабельность, умение найти контакт с людьми, не унижая и не отталкивая их, дать возможность почувствовать человеческое отношение к себе, не обидеть, предлагая элементарные услуги: ночлег, питание, медицинскую помощь.
Вопросы и задания для самостоятельной работы
1. Раскрыть, что понимают под социально-педагогической виктимологией.
2. Назвать категории людей, относящихся к жертвам неблагоприятных условий социализации.
3. Назвать факторы виктимизации или причины появления жертв неблагоприятных условий социализации.
4. Раскрыть формы оказания социальной помощи различным группам людей, ставших жертвами неблагоприятных условий социализации.
5. Подготовить реферат на одну из следующих тем:
– Социальная адаптация детей-сирот в условиях детского дома.
– Нормативно-правоваябаза социально-педагогической работы с инвалидами.
– Тенденции передового опыта соцйально-педагогической работы с инвалидами за рубежом;
– Бездомность как актуальная социальная проблема современной России.
– Содержание и формы социально-педагогической работы с мигрантами и вынужденными переселенцами.
Раздел III