Объективные факторы превращения человека в жертву неблагоприятных условий социализации

Прежде чем рассматривать объективныефакторы, благодаря которым человек становится жертвой неблагоприятных условий социализации, необходимо ввести понятия виктимогенность, виктимизация и виктимность.

Виктимогенностьобозначает наличие в тех или иных объективных обстоятельствах социализации характеристик, черт, опасно­стей, влияние которых может сделать человека жертвой этих об­стоятельств (например, виктимогенная группа, виктимогенный микросоциум и т.д.).

Виктимизация— процесс и результат превращения человека или группы людей в тот или иной тип жертвы неблагоприятных условий социализации.

Виктимностьхарактеризует предрасположенность человека стать жертвой тех или иных обстоятельств.

Но здесь нужна оговорка. Буквально виктимность означает жерт­венность, что традиционно понимается как синоним самоотвер­женности и т. п. Поскольку в нашем случае речь идет о людях объек­тивно или субъективно могущих стать жертвами, а не приносить себя в жертву кому-либо или чему-либо, постольку виктимность правильнее трактовать с помощью неологизма жертвопригодность (А. С.Волович).

Объективные факторы, предопределяющие то или способству­ющие тому, что те или иные группы или конкретные люди стано­вятся или могут стать жертвами неблагоприятных условий социа­лизации, многочисленны и многоуровневы.

Фактором виктимизации человека могут стать природно-клима­тические условия той или иной страны, региона, местности, по­селения. Как уже говорилось ранее, климат влияет на здоровье людей по-разному. Суровые или неустойчивые климатические ус­ловия могут оказывать нежелательное и даже пагубное влияние на физическое развитие, здоровье и психику человека. Экологичес­кие особенности местности могут привести к образованию геопа­тогенных зон, в которых у некоторых групп жителей развиваются специфические заболевания и/или которые отрицательно влияют на психику, приводя к появлению депрессивных и более тяжелых психических состояний у ряда людей.

Пагубно на физическое развитие, здоровье и психику человека влияют неблагоприятные условия проживания в той или иной местности или поселении, связанные с экологическим загрязне­нием — повышенным уровнем радиации, высоким уровнем шума, загазованностью и т.д.

Климатические и экологические условия не только влияют на здоровье человека, но могут приводить к более высокому уров­ню, чем в других местностях, криминального, антисоциального, саморазрушительного поведения (алкоголизму, наркомании, са­моубийствам). Это подтверждается ситуацией, характерной для районов Севера, Сибири, Дальнего Востока и ряда других терри­торий.

Фактором виктимизации человека могут стать общество и госу дарство, в которых он живет. Наличие тех или иных типов жсрги неблагоприятных условий социализации, их многообразие, коли чественные, половозрастные, социально-культурные характерис­тики каждого типа зависят от многих обстоятельств, часть из ко­торых может рассматриваться как непосредственно виктимоген-ные.

Так, в любом обществе наличествуют такие типы жертв как инвалиды и сироты, но условия их социализации могут весьма различаться в зависимости от уровня экономического развития и социальной политики государства: инвестиции в сферу социаль­ной защиты и общественного призрения; системы социальной реабилитации, профессиональной подготовки и трудоустройства, законодательства, определяющего права сирот и инвалидов и обя­занности по отношению к ним общественных и государственных институтов (органов управления, общественных фондов, произ­водственных и коммерческих предприятий и т.д.). Соответственно и статус, и субъективное состояние сирот и инвалидов зависят от названных обстоятельств.

Во многих странах имеются большие или меньшие группы миг­рантов из других стран, а также из деревни в город и из региона в регион, которых, как уже говорилось, можно рассматривать как потенциальных жертв социализации. Но то, какая часть из них станет жертвами и какого типа (безработными, алкоголиками, преступниками и др.), в какой мере они будут ощущать себя жерт­вами, зависит от уровня социально-культурного развития обще­ства и государственной политики. В частности, количество жертв среди мигрантов зависит от меры толерантности (терпимости) общества к их культурным и социально-психологическим особен­ностям, а также от системы мер по их экономической поддержке, социально-психологической и культурной адаптации к новым для них условиям жизни.

В истории различных обществ бывают катастрофы, в результа­те которых происходит виктимизация больших групп населения: войны (мировые, корейская, вьетнамская, афганская, чеченская); стихийные бедствия (землетрясения, наводнения и др.); депорта­ции целых народов или социальных групп (так называемых кула­ков в 30-е гг. XX в., крымских татар и других народов в 40-е гг. в СССР, немцев из Восточной Пруссии, Судетской области Чехо Словакии в Германию в 40-е гг. и др.) и т.д. Эти катастрофы дела­ют своими жертвами не только тех, кто непосредственно был ими затронут, но и оказывают влияние на виктимизацию нескольких поколений их потомков и, в той или иной степени, на общество в целом.

В психологии начиная с 40-х гг. XX в. разрабатывается проблема диагностики и коррекции негативных психологических послед­ствий, возникающих в результате воздействия на человека комп­лекса стрсссогенных факторов, источником которых являются различные травмирующие события, выходящие за рамки обыч­ного человеческого опыта (аварии, катастрофы, военные действия, насилие).

В ходе Второй мировой войны было начато исследование стрес­совых реакций человека, обусловленных его участием в боевых действиях, которые получили дальнейшее развитие в связи с вой­нами в Корее и во Вьетнаме. Эти, а также исследования других экстремальных факторов (аварий, стихийных бедствий и др.) по­казали, что состояние, развивающееся у человека под их влияни­ем, имеет специфические особенности. Основная особенность этого состояния в том, что оно имеет тенденцию не только не исчезать со временем, но становиться все более отчетливо выраженным, а также проявляться внезапно на фоне общего внешнего благопо­лучия человека. Комплекс симптомов, характеризующих это со­стояние, получил название синдрома посттравматических стрес­совых нарушений. То есть в результате тех или иных экстремаль­ных обстоятельств социализации у человека появляется синдром, делающий его жертвой этих обстоятельств. В последние десятиле­тия эта проблема стала исследоваться и отечественными учеными в связи с афганской войной, чернобыльской аварией, землетря­сением в Армении, военными действиями в Чечне.

Помимо всего прочего виктимизация в этих случаях связана с возникновением не только психических травм и пограничных со­стояний, но и таких социальных и социально-психологических явлений как появление «потерянных поколений», т.е. массовой утратой социальной и личностной идентичности, смысла жизни и перспективы, с формированием «вьетнамского синдрома», «аф­ганского синдрома», комплекса вины (например, у немцев после войны), комплекса жертвы (например, у армян после геноцида в начале XX в.) и т.д.

Возможная минимизация последствий подобных катастроф с точки зрения виктимизации их участников отчасти зависит от специальных усилий общества и государства. Восстановление раз­рушенных поселений, создание нормальных условий жизни — одно из направлений деятельности государственных и общественных структур. Важное значение имеет создание системы реабилитации (медицинской, психологической, профессиональной, социальной) жертв катастрофы; реализация системы мер по социально-психологической реабилитации участников войн (например, по преодолению «афганского синдрома»).

Другой вариант — преобразование общественно-политическо­го строя и изменение социально-психологической атмосферы в обществе (как это было в Германии и в Японии после войны), восстановление справедливости по отношению к депортирован­ным и их потомкам.

Специфические виктимогенные факторы образуются в обще­ствах, переживающих период нестабильности в своем развитии. Так, уже отмечавшаяся ранее стремительная экономическая, политическая, социальная и идеологическая переориентация в России привела к потере индивидуальной и социальной идентич­ности у ряда представителей старших групп населения, к форми­рованию у младших поколений принципиально новых ценност­ных ориентации и жизненных устремлений и к другим не менее существенным последствиям. В результате возросло число жертв неблагоприятных условий социализации традиционных типов (пра­вонарушителей, наркоманов, проституток и др.). Наряду с этим появились новые для России типы жертв (как реальных, так и потенциальных) вследствие массовой миграции из бывших рес­публик СССР, появления и роста явной и скрытой безработицы, имущественного расслоения общества и т.д.

Количество и характер виктимогенности факторов, количе­ственный и качественный уровень виктимности, отношение к виктимизированным группам населения, усилия по профилакти­ке и девиктимизации — показатели гуманности общества и госу­дарственной политики.

Факторами виктимизации человека и целых групп населения могут стать специфические особенности тех поселений, конкретных микросоциумов, в которых они живут. И дело не ограничивается уже упоминавшимися неблагоприятными экологическими усло­виями, которые, кстати, влияют не только на здоровье человека, но и на его психику, в частности на уровень агрессивности, стрес-соустойчивости и другие характеристики. Большое значение име­ют такие характеристики поселения и микросоциума, как эконо­мические условия жизни населения, производственная и рекреа­ционная инфраструктуры, социально-профессиональная и демо­графическая структуры населения, его культурный уровень, со­циально-психологический климат. От этих параметров зависит на­личие тех или иных типов жертв неблагоприятных условий социа­лизации в конкретном поселении и микросоциуме, количествен­ный и демографический состав каждого типа, они же определяют категории жителей — потенциальных жертв.

Так, в малом городе, где большая часть населения связана с одним-двумя предприятиями, их закрытие или перепрофилиро вание грозит массовой безработицей. В городах с неразвитой рек­реационной инфраструктурой, низким культурным уровнем на­селения велика возможность массовой алкоголизации, амораль­ного и противоправного поведения.

Если среди жителей велик процент освободившихся из мест заключения (а есть местности, где он превышает 30 %), социаль­но-психологический климат имеет явно антисоциальный и кри­минальный характер, что способствует появлению большого чис­ла маргиналов, правонарушителей, алкоголиков, психически трав­мированных, инвалидов (ибо многие отсидевшие возвращаются с подорванным здоровьем) и т.д., а также большого количества людей, совмещающих в себе признаки различных из перечислен­ных типов жертв.

Объективным фактором виктимизации человека может стать группа сверстников, особенно в подростковом и юношеском воз­растах, если она имеет асоциальный, а тем более антисоциаль­ный характер. Но и на других возрастных этапах возможную вик-тимизирующую роль группы сверстников не следует недооцени­вать, ибо группа пенсионеров, например, может вовлечь челове­ка в пьянство, а группа соседей или сослуживцев — способство­вать криминализации человека среднего возраста.

Фактором виктимизации человека любого возраста, но осо­бенно младших возрастных групп, может стать семья. Как свиде­тельствует приводившийся ранее пример семьи Джюков, склон­ность к асоциальному образу жизни, противоправному и/или са­моразрушительному поведению может передаваться по наслед­ству.

Кроме того, в семье может формироваться определенный тип жертвы благодаря тем механизмам социализации, которые для нее характерны, — идентификации, импринтингу и др. Так, в неполной семье может сформироваться несколько поколений жен­щин-мужененавистниц, т.е. они станут обладателями определен­ного психического комплекса, что лишит их возможности создать благополучные семьи.

Важно иметь в виду, что на каждом возрастном этапе суще­ствуют опасности, столкновение с которыми может привести к тому, что человек становится жертвой неблагоприятных условий социализации.

На каждом возрастном этапе социализации можно выделить наиболее типичные опасности, столкновение человека с которы­ми наиболее вероятно.

В периоде внутриутробного развития плода: не­здоровье родителей, их пьянство и/или беспорядочный образ жиз­ни, плохое питание матери; тяжелая работа, отрицательное эмо­ционально-психологическое состояние родителей; медицинские ошибки, неблагоприятная экологическая среда.

В дошкольном возрасте (0 — 6 лет): болезни иишхи ческие травмы; эмоциональная тупость и/или аморальность родителей, игнорирование родителями ребенка и его заброшенность; нищета семьи; неподготовленность и/или антигуманность работников детских учреждений; отвержение сверстниками; антисоциальные соседи и/или их дети; видеосмотрение.

В младшем школьном возрасте (6— 10 лет): амораль ность и/или пьянство родителей, отчим или мачеха, нищета се­мьи; гипо- или гиперопека; видеосмотрение; плохо развитая речь, неготовность к обучению; негативное отношение учителя и/или сверстников; отрицательное влияние сверстников и/или старших ребят (привлечение к курению, к выпивке, воровству); физичес­кие травмы и дефекты; потеря родителей; изнасилование, растле­ние.

В подростковом возрасте (11 —14 лет): пьянство, ал­коголизм, аморальность родителей; нищета семьи; гипо- или ги­перопека; видеосмотрение; компьютерные игры (их содержание); ошибки педагогов и родителей; курение, токсикомания; изнаси­лование, растление; физические травмы и дефекты; одиночество, травля со стороны сверстников; вовлечение в «фанатские», анти­социальные и преступные группы; опережение или отставание в психосексуальном развитии; частые переезды семьи; развод роди­телей, их потеря.

В ранней юности (15—17 лет): антисоциальная семья, нищета семьи; пьянство, наркомания, проституция; ранняя бе­ременность; «фанатство», вовлечение в преступные и тоталитар­ные группы; изнасилование; физические травмы и дефекты; на­вязчивый бред дисморфофобии (приписывание себе несуществу­ющего физического дефекта или недостатка); непонимание ок­ружающими, одиночество, травля со стороны сверстников; рас­хождения, противоречия между идеалами, установками, стерео­типами и реальной жизнью; потеря жизненной перспективы, суицид.

В юношеском возрасте (18 —23 года): пьянство, нарко­мания, проституция; нищета, безработица; изнасилование, сек­суальные неудачи, стрессы; «фанатство», вовлечение в противо­правную деятельность, тоталитарные группы; одиночество; раз­рыв между уровнем притязаний и социальным статусом; служба в армии; сложности в адаптации после армии; невозможность про­должить образование.

В молодости (23 —33 года): нищета; алкоголизм, наркома­ния, проституция; изнасилование; одиночество; отсутствие жи­лья, семейные неурядицы, развод; конфликты на работе, про­фессиональная нереализованность, безработица; потеря смысла жизни, проблема смены видов деятельности; вовлечение в проти­воправную деятельность, в тоталитарные группы.

В зрелом возрасте (34 —50 лет): пьянство, алкоголизм, одиночество, безработица, потеря жизненных перспектив, болез­ни, материальные трудности; смерть близких, семейные неуря­дицы, алкоголизм, наркомания выросших детей, развод, уход детей из семьи, отсутствие детей; травмы на производстве, стрессы.

В пожилом возрасте (50 —60 лет): алкоголизм, одино­чество, болезни, нищета, заброшенность, суицид, выход на пен­сию, утрата жизненных перспектив, смерть сверстников и близ­ких.

В старческом возрасте (60 —70 лет и далее): нищета, заброшенность, болезни, суицид.

Произойдет ли столкновение конкретного человека с какой-либо из этих опасностей, зависит во многом не только от объек­тивных обстоятельств, но и от его индивидуальных особенностей. Конечно, есть опасности, жертвой которых может стать любой человек, независимо от его индивидуальных особенностей, но и в этом случае последствия столкновения с ними могут быть свя­заны с индивидуальными особенностями человека.

Наши рекомендации