Показатели расхождения самооценки и уровня притязаний

Параметр Количественная характеристика, балл
Слабая Умеренная Сильная
Степень расхождения между уровнем притязаний и самооценкой 0-8 9-26 более 26
Степень дифференцированности притязаний 0-11 12-26 более 26
Степень дифференцированности самооценки 0-11 12-25 более 25

здоровье ум, способности характер авторитет у сверстников умелые руки внешность уверенность в себе

Показатели расхождения самооценки и уровня притязаний - student2.ru

здоровье ум, способности характер авторитет у сверстников умелые руки внешность уверенность в себе

Шаблон к тесту

Для оценки средние данные испытуемого и его результаты по каждой шкале сравниваются со стандартными значениями, приведенными в табл.

Наиболее благоприятными с точки зрения личностного развития являются следующие результаты:

Средний, высокий или даже очень высокий (но не выходящий за пределы шкалы) уровень притязаний, сочетающийся со средней или высокой самооценкой при умеренном расхождении этих уровней и умеренной степенью дифференцированности самооценки и уровня притязаний.

Продуктивным является также такой вариант отношения к себе, при котором высокая и очень высокая (но не предельно), умеренно дифференцированная самооценка сочетается с очень высокими, умеренно дифференцированными притязаниями при умеренном расхождении между притязаниями и самооценкой. Данные показывают, что испытуемые с таким отношением к себе отличаются высоким уровнем целеполагания: они ставят перед собой достаточно трудные цели, основывающиеся на представлениях о своих очень больших возможностях, способностях, и прилагают значительные усилия для достижению этих целей.

Неблагоприятными для личностного развития и для обучения являются:

Все случаи низкой самооценки.

Неблагоприятными являются также случаи, когда индивид имеет среднюю, слабо дифференцированную самооценку, сочетающуюся со средними притязаниями и характеризующуюся слабым расхождением между притязаниями и самооценкой.

Очень высокая, слабо дифференцированная самооценка, сочетающаяся с предельно высокими (часто даже выходящими за крайнюю верхнюю точку шкалы), слабо дифференцированными (как правило, совсем не дифференцированными) притязаниями, со слабым расхождением между притязаниями и самооценкой, обычно свидетельствует, что испытуемый по разным основаниям (защита, инфантилизм, самодостаточность и др.) «закрыт» для внешнего опыта, нечувствителен ни к своим ошибкам, ни к замечаниям окружающих. Подобная самооценка является непродуктивной, препятствует обучению и шире — конструктивному личностному развитию.

ТЕСТ «Самооценка»

Инструкция. 1. Из предложенного перечня профессионально важных качеств выберите наиболее значимое для Вашей профессиональной деятельности и Из оставшихся 19 качеств выделите наиболее важное, на Ваш взгляд, качество и оцените соответственно в 19 баллов и т.д. Одним и тем же баллом может быть оценено только одно качество. Оценки проставляйте в левой колонке "И".

2. Когда выполните 1-е задание, загните левую часть бланка с оценками таким образом, чтобы они не были видны. Внимательно еще раз прочитайте каждое качество и оцените его с точки зрения уровня сформированности и проявления его у себя: какое из качеств более всего развито у вас? Оцените наивысшим баллом - 20. Далее метод оценки тот же. Баллы вносите в правую колонку "Я".

И Профессионально важные качества Я И-Я=d2
  Общая профессиональная компетентность    
  Умение на практике применять полученные знания    
  Творческая саморегуляция в труде    
  Личная ответственность, добросовестность, дисциплинированность    
  Организаторские способности    
  Высокая культура труда и исполнительность    
  Аналитический склад ума и широта мышления    
  Настойчивость, высокие волевые качества    
  Требовательность к себе и подчиненным    
  Коммуникабельность, общительность и эмотивность    
  Инициатива и предприимчивость    
  Скромность, тактичность и выдержка    
  Мотивированность трудовой деятельности    
  Самостоятельность, умение отстоять свою позицию    
  Духовное богатство и высокий интеллект    
  Тщательность и повседневная усидчивость    
  Способность к риску в трудовой деятельности    
  Критичность и объективность в самооценках    
  Проницательность в реальных взаимосвязях, отношениях и взаимодействиях    
  Чувствительность к проблемным ситуациям, к дефициту знаний, навыков или других важных качеств    

Обработка результатов

1. В третьей колонке (И-Я=d2)следует выполнить арифметические действия: по каждому качеству следует найти разницу значений И и Я, затем возвести разницу в квадрат и записать полученный результат в третью колонку.

Например, качество «общая профессиональная компетентность» в колонке И имеет 10 баллов, а в колонке Я имеет 15 баллов. Находим разницу: 10 – 15 = - 5. Возводим ее в квадрат: - 52 = 25. Записываем результат в третью колонку.

2. Сложите все результаты третьей колонки (все d2) .

3. Полученную сумму Х умножьте на 0,00078.: Х • 0,00078 = У

4. Полученное произведение У отнимите от единицы: 1 – У = уровень самооценки

Анализ результатов:

самооценка от -1 до 0 заниженная;

от 0,1 до 0,59 адекватная;

от 0,6 до 1 завышенная

ТЕСТ «Темперамент»

Инструкция:

"Отметьте знаком "+" те качества темперамента, указанные ниже, которые для вас обычны, повседневны".

Перечень качеств:

X (холерик):

1) неусидчивы, суетливы; 2) невыдержанны, вспыльчивы; 3) нетерпеливы; 4) резки и прямолинейны в отношениях с людьми; 5) решительны и инициативны; 6) упрямы; 7) находчивы в споре; 8) работаете рывками; 9) склонны к риску; 10) незлопамятны; 11) обладаете быстрой, страстной, со сбивчивыми интонациями речью; 12) неуравнове­шенны и склонны к горячности; 13) агрессивный забияка; 14) нетерпимы к недостаткам; 15) обладаете выразительной мимикой; 16) способны быстро действовать и решать; 17) неустанно стремитесь к новому; 18) обладаете резкими порывистыми движениями; 19) настойчивы в достижении поставленной цели; 20) склонны к резким сменам настрое­ния;

С (сангвиник):

1) веселы и жизнерадостны; 2) энергичны и деловиты; 3) часто не доводите нача­тое дело до конца; 4) склонны переоценивать себя; 5) способны быстро схватывать новое; 6) неустойчивы в интересах и склонностях; 7) легко переживаете неудачи и неприятности; 8) легко приспосабливаетесь к разным обстоятельствам; 9) с увлечением беретесь за любое новое дело; 10) быстро остываете, если дело перестает вас интересовать; 11) быстро вклю­чаетесь в новую работу и быстро переключаетесь с одной работы на другую; 12) тяготи­тесь однообразием будничной кропотливой работы; 13) общительны и отзывчивы, не чув­ствуете скованности с новыми для вас людьми; 14) выносливы и работоспособны; 15) об­ладаете громкой, быстрой, отчетливой речью, сопровождающейся жестами, выразитель­ной мимикой; 16) сохраняете самообладание в неожиданной сложной обстановке; 17) об­ладаете всегда бодрым настроением; 18) быстро засыпаете и пробуждаетесь; 19) часто не­собранны, проявляете поспешность в решениях; 20) склонны иногда скользить по поверх­ности, отвлекаться.

Ф (флегматик):

1) спокойны и хладнокровны; 2) последовательны и обстоятельны в делах; 3) ос­торожны и рассудительны; 4) умеете ждать; 5) молчаливы и не любите попусту болтать; 6) обладаете спокойной, равномерной речью, с остановками, без резко выраженных эмо­ций, жестикуляции и мимики; 7) сдержанны и терпеливы; 8) доводите начатое дело до конца; 9) не растрачиваете попусту сил; 10) придерживаетесь выработанного распорядка дня, жизни, системы в работе; И) легко сдерживаете порывы; 12) маловосприимчивы к одобрению и порицанию; 13) незлобивы, проявляете снисходительное отношение к колко­стям в свой адрес; 14) постоянны в своих отношениях и интересах; 15) медленно включае­тесь в работу и медленно переключаетесь с одного дела на другое; 16) ровны в отношениях со всеми; 17) любите аккуратность и порядок во всем; 18) с трудом приспосабливаетесь к новой обстановке; 19) обладаете выдержкой; 20) несколько медлительны.

М (меланхолик):

1) стеснительны и застенчивы; 2) теряетесь в новой обстановке; 3) затрудняетесь устанавливать контакты с незнакомыми людьми; 4) не верите в свои силы; 5) легко пере­носите одиночество; 6) чувствуете подавленность и растерянность при неудачах; 7) склон­ны уходить в себя; 8) быстро утомляетесь; 9) обладаете тихой речью; 10) невольно при­спосабливаетесь к характеру собеседника; 11) впечатлительны до слезливости; 12) чрезвы­чайно восприимчивы к одобрению и порицанию; 13) предъявляете высокие требования к себе и окружающим; 14) склонны к подозрительности, мнительности; 15) болезненно чув­ствительны и легко ранимы; 16) чрезмерно обидчивы; 17) скрытны и необщительны, не делитесь ни с кем своими мыслями; 18) малоактивны и робки; 19) уступчивы, покорны; 20) стремитесь вызвать сочувствие и помощь у окружающих.

2) Обработка результатов тестирования:

а) сложите количество положительных ответов в блоке качеств X, затем С, Ф и М. Если сумма "+" в каждом блоке качеств составляет 16-20, то черты данного темпера­мента ярко выражены, при 11-15 баллах - качества данного темперамента присущи вам в значительной степени; при 6-10 баллах - в небольшой степени;

б) вычислите формулу темперамента:

Фт = ( Показатели расхождения самооценки и уровня притязаний - student2.ru х 100%) + ( Показатели расхождения самооценки и уровня притязаний - student2.ru 100%) + ( Показатели расхождения самооценки и уровня притязаний - student2.ru 100%) + ( Показатели расхождения самооценки и уровня притязаний - student2.ru 100%)

Фт - формула темперамента;

А - общее число "+" в 4-х блоках;

Ах, Ас, Аф, Ам - число "+" в блоках X, С, Ф, М соответственно.

Наши рекомендации