Результаты методики изучения уровня притязаний и самооценки учащихся 4, 9, 11 классов.

· Гармоничная самооценка, стимулирующая личностное развитие отмечается у:

- 38% четвероклассников;

-12% девятиклассников;

- 16% одиннадцатиклассников.

· Самооценка, отражающая только общее положительное отношение к себе, не основанная на анализе своих возможностей, характерна для:

- 29% уч-ся 4 кл.;

- 12% уч-ся 9 кл.;

- 36% уч-ся 11 кл.

· Очень высокая самооценка соответствует завышенному представлению о себе, носит защитный характер. Человек при этом «закрыт», нечувствителен ни к своим ошибкам, ни к оценкам окружающих, отмечается у:

- 8% уч-ся 4 кл.;

- 18% уч-ся 9 кл.;

- 10% уч-ся 11 кл.

· Уровень самооценки, характеризующийся конфликтным отношением к себе, заставляющий оценивать себя по принципу «все или ничего», отмечается у:

- 5% уч-ся 4 кл.;

-18% уч-ся 9 кл.;

- 34 % уч-ся 11 кл.

На основе полученных данных мониторинга, можно судить о достаточно психологически комфортной образовательной среде в ГБОУ СОШ №3 «ОЦ» с. Кинель – Черкассы. Так как в среднем у 58% учащихся 4 класса отмечается преобладание познавательной мотивации учения и положительного эмоционального отношения к нему, около 59% учащихся 9 классов имеют гармоничную самооценку, стимулирующую личностное развитие.

Высокий процент учащихся 9, 11 классов с неопределенным эмоциональным отношением к учению при наличии затянувшегося состояния беспомощности перед стоящей школьной проблемой, чувства страха, преобладания мотивации избегания неудач; наличие выпускников с уровнем самооценки, заставляющей оценивать себя по принципу «все или ничего»; а также наличие учащихся 11 классов с негативным и резко отрицательным эмоциональным отношением к учению, подтверждает необходимость психолого-педагогического сопровождения предэкзаменационного периода в школе, включающего психологическую подготовку к сдаче государственной итоговой аттестации как учащихся выпускных классов, так педагогов и родителей.

Диагностика трудностей обучения, межличностного взаимодействия, отдельных индивидуальных психофизиологических особенностей младших школьников

В сентябре в школе проводится выявление уровня школьной зрелости первоклассников. Заместитель директора, курирующий начальную школу, психолог посещают уроки в первых классах, наблюдают за учащимися в процессе учебной деятельности, проводят обследование устной и письменной речи, педагогическую и психологическую диагностики. Итоги проверки выносят на заседание психолого-медико-педагогического консилиума, где разрабатывается программа коррекционной помощи первоклассникам, испытывающим трудности в обучении.

План работы ПМПк

№ п/п Мероприятия Сроки Ответственные
I триместр
1. Психолого-педагогическая диагностика первоклассников на готовность к школьному обучению. Изучение учащихся в период адаптации. Сентябрь - октябрь Зам директора по УР Психолог
  Психолого-педагогическая диагностика пятиклассников. Изучение учащихся в период адаптации. Сентябрь - октябрь Зам директора по УР Психолог
2. Психологическое просвещение «Школьная дезадаптация и связанные с ней трудности обучения учащихся 1-х классов». Сентябрь Зам директора по УР Психолог
3. Выявление соматически ослабленных учащихся 1-х классов. Сентябрь Психолог
4. Ознакомление с порядком проведения заседаний ПМПк и планом работы на 2012-2013 учебный год. Сентябрь Зам директора по УР  
5. Совещание с учителями начальных классов и учителями – предметниками по составлению индивидуальных образовательных планов на учащихся, обучающихся индивидуально и интегрированно. Сентябрь Зам директора по УР  
6. Заседание ПМПк. Составление коллегиального заключения ПМПк на детей, обучающихся индивидуально и интегрировано, и направляемых на ПМПК. Май Зам директора по УР  
7. Заседание ПМПк с повесткой дня «Результаты педагогической, медицинской и психологической диагностик первоклассников. Выявление детей группы риска». Сентябрь Зам директора по УР  
8. Обсуждение успеваемости и уровня мотивации в обучении учащихся, обучающихся по коррекционно-развивающей программе VII вида в интегрированном классе. Октябрь Зам директора по УР Учителя-предметники Учителя начальных классов
9. Индивидуальные занятия по коррекции психических процессов, эмоционально-волевой сферы у младших школьников. Октябрь-март Психолог
  II триместр    
1. Заседание ПМПк. Коллегиальное обсуждение проблем первоклассников, рекомендуемых специалистами для направления на ПМПК. Февраль Зам директора по УР Учителя 1-х классов.
2. Обсуждение результатов обследования детей, обучающихся индивидуально на дому или в условиях школы, каждым специалистом для направления их на ПМПК с целью определения формы и программы обучения. Март Зам директора по УР Учителя - предметники
3. Тематическая проверка «Соблюдение щадящего режима в индивидуальном обучении учащихся с ограниченными возможностями здоровья». Январь Зам директора по УР  
4. Заседание ПМПк с повесткой дня «Итоги тематической проверки «Соблюдение щадящего режима в индивидуальном обучении учащихся с ограниченными возможностями здоровья». Февраль Зам директора по УР  
  III триместр    
1. Заседание ПМПк. Составление коллегиального заключения ПМПк на детей, обучающихся индивидуально и интегрировано, и направляемых на ПМПК. Апрель - май Специалисты ПМПк
2. Собрание родителей будущих первоклассников. Апрель Зам директора по УР Учителя 1 классов
3. Выездное заседание психолого-медико-педагогической комиссии. Май Зам директора по УР  
4. Анализ работы ПМПк за 2012-2013 учебный год. Май Зам директора по УР  
5. Составление перспективного планирования работы ПМПк на 2013-2014 учебный год. Май Зам директора по УР  

Реализация программы осуществляется на основе следующих принципов:

· Достоверности: профессиональный анализ специалистами образовательного учреждения медицинских показателей.

При этом при реализации основных образовательных программ для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья могут быть установлены специальные федеральные государственные образовательные стандарты (пункт 5 статьи 7 Закона Российской Федерации «Об образовании» (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, №30, ст. 1797; Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, № 3, ст. 150; 2007, № 49, ст. 6070).

Корректировка некоторых недостатков физического развития первоклассников осуществляется в рамках Программы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни медицинским работником; психологами, педагогами. Оценка предпосылок и причин возникающих трудностей с учетом социального статуса ребенка, семьи, условий обучения и воспитания осуществляется социальным педагогом и фиксируется в социальной карте развития ребенка.

· Гуманистической направленности: опора на потенциальные возможности ученика, его интересы и потребности; создание ситуаций успеха в учении, общении со сверстниками и взрослыми;

· Педагогической целесообразности:создание программы интеграции усилий педагогического коллектива (учитель, медицинский работник, психолог, логопед, социальный педагог и др.).

Программа коррекционной деятельности образовательного учреждения позволяет каждому члену педагогического коллектива «увидеть», как протекает учебный процесс у ребенка, определить характер трудностей, особенности усвоения им знаний, умений и способов действий. Программа позволяет оценить усилия коллектива и изменения, произошедшие в развитии обучающегося.

Для организации коррекционно-развивающей работы используются следующие методики:

  • Локалова Н.П. Психологическая программа развития когнитивной сферы учащихся 1-4-х классов «120 уроков психологического развития младших школьников»;
  • Новоторцева Н.В. «Развитие речи детей младшего школьного возраста»;
  • Ануфриев А.Ф. «Как преодолеть трудности в обучении детей»;
  • Ануфриев А.Ф. «Развивающие игры для младших школьников»;
  • Кряжева Н.Л. «Развитие эмоционального мира детей»;
  • Субботина Л.Ю. «Развитие воображения у детей»;
  • Курицына Э.М. «Игры на развитие речи. Говорим правильно»;
  • Козырева Л.М. «Развитие речи и памяти. Развивающие задания для логопедических занятий.

Наши рекомендации