Азақстан Республикасы Бiлiм және ғылым министрлiгi

Министерство образования и науки Республики Казахстан

М. Жұмабаев атындағы Петропавл гуманитарлық колледжі

Петропавловский гуманитарный колледж имени М. Жумабаева

КУРСТЫҚ ЖҰМЫСТЫ ҚОРҒАУДЫҢ ХАТТАМАСЫ

ПРОТОКОЛ ЗАЩИТЫ КУРСОВОЙ РАБОТЫ

учащейся (гося) Нод 4-13

2016 уч.г.

Специальность 0105000 “Начальное образование ”

Квалификация0100013 «Учитель начальных классов.»

Усольцева Татьяна Владимировна

Руководитель курсовой работ: Мухамадиева А.Д

Оппонент: Чвилева Мария Сергеевна

Тема курсовой работы: «Диалогизация обучаемого процесса , сущность проблемы и пути ее исследования»

Выступление автора курсовой работы:

Актуальность исследования. Математика в общеобразовательном и воспитательном отношении является одним из важных учебных предметов в начальных классах. Это наука проникает почти во все сферы деятельности человека, что положительно сказалось на темпе роста научно-технического прогресса. В связи с этим стало жизненно-необходимым усовершенствовать математическую подготовку подрастающего поколения. Современная школа стремится воспитать ученика, умеющего учиться, стремится обучить детей умению спорить, отстаивать своё мнение, задавать вопросы, быть инициативным в получении новых знаний. Известно, что умение учиться – это «новообразование, которое в первую очередь связано с освоением формы учебного сотрудничества». Тесный контакт и взаимопонимание между учителем и учеником на занятии – это половина процесса успешного восприятия последним материала. В математике и других науках встает вопрос, «Что должен сделать педагог для того, чтобы его труды не пропали напрасно?»

Определяющей чертой современных методических новаций является ориентация на поисковую деятельность, формирование навыков рефлексивного мышления. Она находит воплощение в разработках по организации учебного процесса с помощью диалоговых форм, направленных на развитие интеллектуально-творческой и коммуникативно-дискуссионной культуры личности. В дидактических поисках незаменимым ресурсом становится учебный диалог, понимаемый и как способ работы над содержанием урока, и как форма организации обучения. Проблема организации учебной деятельности с помощью диалоговых форм является малоисследованной в методике обучения младших школьников математике.

В последнее время современная школа, основанная на развивающем обучении (Занков Л.В., Давыдов В.В.) и переход на личностно-ориентированное образование школьников, все больше стало опираться в построении процесса обучения на его интерактивные формы как основу личностного развития школьников. Учебный диалог при такой организации процесса обучения занимает одно из первых мест.

Л.С.Выготский указывал на тот факт, что именно на основе диалога (первичной формы речи) формируется монолог – высшая форма речи, развивавшаяся исторически позднее, чем диалог. Очевидно, что диалог рождается из-за потребности человека в общении .

У младших школьников такая потребность существует; она возникает у учащихся и в ходе решения учебных задач. Но общение по поводу учебной задачи на уроке, как правило, не возникает, учащиеся не взаимодействуют непосредственно друг с другом, а общается через учителя, который в этом случае является посредником между детьми в их вопросах, ответах, замечаниях и предложениях друг другу. Это лишает младших школьников возможности в полной мере сотрудничать на уроке, мешает их самовыражению, творчеству, раскованности и естественно в речевой деятельности, подавляет способность к саморефлексии.

Изложенные выше факты определили тему моего исследования «Диалогизация учебного процесса. Сущность проблемы и пути ее решения». Актуальность поднятой проблемы заключается в том, что залогом успешного развития детей является правильная организация учебной деятельности на уроке, которая строится на взаимном уважении и доверии, на сотрудничестве учителя и ученика. Потребность в общении – это первое проявление деятельности субъекта. В этих условиях важную роль играет учебный диалог.

Объектом исследования является проблема развития мыслительной деятельности младших школьников и повышение их учебной мотивации на уроках математики в зависимости от использования диалоговых форм в учебном процессе.

Предметом исследования является разнообразие форм учебного диалога и их применения в учебном процессе.

Цель исследования: выявить необходимость применения учебного диалога на уроках математики с целью повышения мотивации и развития учащихся.

Задачи исследования:

  1. анализ литературы по данной проблеме, рассмотрение форм учебного диалога;
  2. - доказательство необходимости введения в учебный процесс диалоговых форм с целью развития рефлексивного мышления, коммуникативных умений, стимулирования познавательного интереса младших школьников;
  3. - выявить принципы организации учебного диалога и его вида;
  4. - выявить затруднения, возникающие в ходе диалога;
  5. - раскрыть разновидности учебного диалога.
  6. Гипотеза исследования: предполагается, что применение диалогизации на уроках математики стимулирует учебный процесс у младших школьников, способствует их мыслительной деятельности, развитию коммуникативных качеств, способствует самореализации личности младшего школьника.
  7. Методы исследования: анализ методической литературы, анализ учебников, наблюдение, эксперимент.
  8. Структура курсовой работы: введение, две главы, включающих в себя четыре параграфа, заключение, приложение.

3. Выступление руководителя курсовой :

Курсовая работа выполнена в соответствии с заданием и методическими указаниями, предъявляемыми к написанию курсовых работ. Общий объем и пропорциональность структурных компонентов работы реализован не в полной мере. Прослеживается логическая взаимосвязь между главами, подпунктами. В целом, содержание курсовой работы раскрывает сущность выбранной темы.

Структурно работа состоит из двух глав, шести подпунктов, заключения, списка использованных источников, приложения. Курсовая работа по содержанию глав, глубине их проработки и объему соответствует требованиям курсовой работы. Во введении отсутствуют некоторые структурные компоненты научно-категориального аппарата курсовой работы. Не обозначены методики, не определена теоретическая значимость, новизна исследования, не указано количество человек, участвующих в опытно-экспериментальном исследовании, отсутствует методологическая база исследования. Усольцева Татьяна при разработке научного аппарата своего исследования достаточно точно определила цель, задачи, объект, предмет исследования. Выдвинутая гипотеза подтвердилась.

В курсовой работе рассмотрены теоретические основы диалогизации учебного процесса и его организация на уроке, изучены виды учебного диалога, разработана методика использования учебного диалога при обучении математике младших школьников.

В процессе работы Татьяна Владимировна провела анализ достаточно большого количества теоретического материала по теме исследования.

Материал в курсовой работе изложен с соблюдением внутренней логики, между параграфами прослеживается логическая взаимосвязь.

Татьяной Владимировной изучен и проанализирован достаточный объем литературы. Ссылки на литературу не соответствуют списку использованных источников. Отсутствуют ссылки после ряда фамилий ученых, дефиниций некоторых понятий.

Содержание курсовой работы соответствует заявленной теме. В курсовой работе слабо показан авторский анализ теоретических и эмпирических данных. Качество оформления работы имеет небольшие неточности. В заключении сделаны выводы по результатам проведенной работы, которые не раскрывают авторскую позицию.

Практическая значимость курсовой работы определяется тем, что полученные результаты могут быть использованы педагогами, классными руководителями в своей профессиональной деятельности.

Курсовая работа сдана не в срок сдачи и защиты курсовых работ, в связи с этим курсовая работа оценена удовлетворительно.

Курстық жұмысқа лайық баға/В связи с этим, курсовая работа заслуживает оценки 3 «удовлетворительно»

Оценка ______________________

Подпись руководителя курсовой работы __________Мухамадиева А.Д

Дата защиты курсовой работы ________20.04.2016_________

Наши рекомендации