Методы и средства воспитания
Методы воспитания –это совокупность средств и приёмов однородного педагогического воздействия на сознание, чувства и волю воспитуемых с целью формирования у них качеств и привычек поведения. Система основных методов воспитания:
1. Убеждение –это обращение к уму, логике, опыту и чувствам человека с целью добровольного принятия идей, превращения их в практическое руководство к действию. Условия убеждения:
§ личная убеждённость педагога;
§ правдивость, искренность;
§ связь с жизнью;
§ настойчивость.
2. Пример –это воздействие на сознание, чувства и волю человека всеми видами примеров, которые ставятся воспитуемому в качестве образца доля подражания. Пример д.б. доступным для подражания, ясным, вызывать желание следовать ему.
3. Упражнениезаключается в такой организации жизни, учёбы, работы, которая позволяет закалить волю, приобрести опыт и привычки правильного поведения. Упражнение сочетается с убеждением, с примером воспитателя, с самовоспитанием.
4. Поощрение –это совокупность средств и приёмов морального и материального стимулирования положительного поведения. Поощрение д.б. заслуженным, своевременным, гласным, направляться на решение главных задач деятельности. Следует сочетать разные виды поощрений и повышать требовательность к воспитуемым.
5. Принуждениеприменяется с целью побудить воспитуемого к выполнению предъявленных к нему требований; соблюдению норм поведения вопреки его желанию. Формы принуждения: просьба, приказ, распоряжение, предупреждение, замечание, совет, намёк, оценка работы, запрещение. Наказание – это крайняя форма принуждения.
Важно применять всю систему методов воспитания.
Средства воспитания – это используемые для решения педагогических задач предметы материальной и духовной культуры. Они позволяют в рамках конкретного метода воспитания усилить педагогическое воздействие воспитателя на сознание, чувства и волю воспитываемых, но вместе с тем могут оказывать педагогическое воздействие и самостоятельно (книга, музыкальное произведение, видеофильм и др.).
Средства, к которым обращается педагог, должны отвечать социо-культурным требованиям: гигиеническим, эстетическим, экономическим, этическим и правовым.
Все средства воспитания можно подразделить:
· на аудиальные (латинское «ауди» – слух) – слово, музыка, песня, стихи и др.;
· визуальные (латинское «виз» – видеть, зрение) – предмет, изображение предмета, художественный образ, видео-, кино-, фотозапись и др.;
· кинестетические (гр. «kinesis» – движение и «aisthetos» – чувственно воспринимаемый) – ритмические движения, символические жесты, тактильные ощущения (ощущения прикосновения) и др.
13.Сущность и содержание семейного воспитания.
Семейное воспитание–это сложная система воспитания. На него влияют наследственность и биологическое здоровье детей и родителей, материально-экономическая обеспеченность, социальное положение, уклад жизни, место проживания семьи и многое другое. Эффективность семейного воспитания во многом определяется системой сложившихся принципов и правил воспитания в семье. Наиболее общими принципами семейного воспитания являются:
· гуманность и милосердие к растущему человеку;
· вовлечение в жизнедеятельность семьи детей как её равноправных участников;
· открытость и доверительность отношений с детьми;
· оптимистичность взаимоотношений в семье;
· последовательность в своих требованиях (не требовать невозможного);
· оказание посильной помощи своему ребёнку, готовность отвечать на его вопросы.
Составными компонентами содержания семейного воспитания являются известные направления – физическое, нравственное, интеллектуальное, эстетическое, трудовое воспитание. Они дополняются патриотическим, экономическим, экологическим, политическим, половым воспитанием подрастающих поколений.
Особую роль в формировании личности играют внутрисемейные отношения, которые зависят:
· от состава семьи и её структуры;
· характера взаимоотношений в ней, особенно между отцом и матерью;
· от семейных ролей и поддержки членами семьи господствующего в доме порядка и сложившихся норм;
· от уровня образования родителей; совместимости и общей психологической атмосферы в семье;
· от детско-родительских отношений и стиля семейного воспитания;
Значительные изменения, происходящие в обществе, в системе образования предъявляют новые требования к культурному статусу семьи.