Закон об образовании лиц с особенностями психофизического развития
Нормативно - правовая база
специального образования –
Закон об образовании лиц с особенностями психофизического развития.
Термин «Необучаемых детей нет» четко вошел в нашу жизнь. Об этом говорят не только специалисты, но и нормативные акты и документы, принимаемые в нашем государстве. Закрепил права и обязанности ребенка с ОПФР принятый в апреле месяце закон об образовании лиц с особенностями психофизического развития, закон о специальном образовании. Государственная политика в сфере специального образования направлена на создание благоприятных правовых, экономических, социальных и организационных условий для реализации права лиц с ОПФР на получение образования. Она предполагает развитие системы специального образования, оказание ранней комплексной коррекционно-педагогической помощи детям с ОПФР, создание различных форм и условий для получения образования. Организационной основой осуществления государственной политики в сфере специального образования являются специальные программы развития специального образования, которые принимаются не реже одного раза в десять лет и утверждаются правительство Республики Беларусь. Все это закреплено в статье № 4 в Законе о специальном образовании.
Статистика показывает, что общая численность детей с ОПФР, состоящих на учете в банке данных ежегодно возрастает. Если в 1996 году таких детей было выявлено 2,4% от общего количества, то в 2003 году эта цифра составила 4,69% по Республике. Увеличилось количество детей, которые получают специальное образование и коррекционно-педагогическую помощь. В 2003 году оно составило 98 095 детей по Республике.
В этом контексте изменилась оценка обществом и государством системы специального образования. Ее дальнейшее развитие ориентировано на гумманизацию и индивидуализацию педагогического процесса, в совершенствование в сети традиционных и созданию новых моделей специального образования. Дети с ОПФР обучаются в специальных дошкольных и школьных учреждениях, в специальных группах и классах, в классах интегрированного обучения и в интегрированных группах, обучаются на дому, им оказывается педагогическая помощь в условиях системы здравоохранения и учреждениях социального обслуживания. Организация специального образования регламентируется главой 4 Закона о специальном образовании. Если до начала 90-х годов приоритетным направлением в обучении детей-инвалидов, детей с ОПФР являлись специальные учреждения, то в последние году получило широкое распространение идеи интегрированного обучения. В учреждениях образования общего типа создаются условия для пребывания получения образования лицам с ОПФР. Об этом говорит статья 20 Закона о специальном образовании. Расширены права родителей, которым предоставлена свобода выбора формы обучения. Резко увеличилось количество ЦКРОиР в Республике. Статья 24 Закона о специальном образовании законодательно закрепляет процедуру открытия таких учреждений и организацию оказания коррекционно-педагогической помощи в них. В этой же статье оговаривается порядок работы ПМПК.
Несогласие - 6-11.
В последние годы ведется большая работа по созданию научного, учебно-методического и информационного обеспечения специального образования. Учебники и учебные пособия нового поколения отвечают требованиям коррекционной направленности, дифференциации и индивидуализации содержания образования в соответствии с познавательными возможностями каждого ребенка. Все это закрепляет статья 29 Закона о специальном образовании.
Все большую значимость приобретает оказание ранней специальной помощи детям с ОПФР в возрасте до 3-х лет и их семьям. Статья 30.
Статья 31 закрепляет права на получение образования и особенности организации образовательного процесса для детей слабослышащих и слабовидящих, глухих и слепых.
Статья 32 устанавливает сроки получения образования лицами с ОПФР.
В учреждениях образования общего типа предполагается создание специальных условий для получения образования лицам с особенностями психофизического развития, в том числе дистанционное обучение с использованием информационных технологий, дополнительная коррекционно-педагогическая помощь.
Закон о специальном образовании закрепляет право ребенка с ОПФР получить профессиональное образование, в том числе и дополнительное, ст. 20 п 3.6.
Глава 6-7 Закона о специальном образовании регламентируют управление в сфере специального образования и финансирование.
Настоящий Закон вступил в силу со дня его опубликования и предполагает в течение шести месяцев приведение существующих законодательных актов в соответствие с настоящим законом.