Понятие о принципах обучения. Соотношение принципов и правил. Система дидактических принципов. Характеристика принципов обучения.
Деятельность учителя и ученика в различных видах обучения.
В зависимости от характера организации процесса преподавания и усвоения знаний, от специфики построения содержания учебного материала и ведущих методов и средств обучения, применяемых при этом, можно выделить несколько основных видов обучения: объяснительно-иллюстративное, проблемное, программированное, машинное и др.
В зависимости от характера организуемой учителем мыслительной деятельности учеников — репродуктивной или поисковой — выделяют соответственно объяснительно-иллюстративное или проблемное обучение. В зависимости от способа раскрытия содержания учебного материала и характера контроля за его усвоением различают обычное и программированное обучение. В зависимости от степени применения в учебном процессе обучающих машин различают безмашинное и машинное обучение.
Возможен вариант проблемного обучения в виде проблемного изложения материала, при котором учитель во время объяснения сам ставит вопросы, размышляет над ними вслух, делает выводы и обобщения, показывает возможности применения изученного. Ученики при этом не столь активны, как при первом виде проблемного усвоения нового материала. Они слушают размышления учителя, вместе с ним ищут возможные пути решения, находят в его словах подтверждение своим размышлениям и выводам.
При проблемном виде обучения содержание материала усваивается в процессе разрешения специально создаваемых проблемных ситуаций. Ведущими здесь являются проблемно-поисковые методы обучения (см. главу о методах обучения).
При программированном обучении передача содержания материала осуществляется небольшими, логически завершенными дозами. Сразу же за каждой дозой следует контроль, и, лишь после того, как становится ясным, что данная доза материала усвоена, сообщается следующая доза. Часто учебную информацию ученики получают не от учителя, а из программированного пособия.
При программированном обучении в целостном цикле усвоения объединяется несколько промежуточных микроциклов. Обобщение и применение знаний на практике становится возможным лишь после усвоения достаточно целостного числа доз учебной информации. Ведущим методом обучения в данном случае является репродуктивный метод (см. главу о методах обучения) Разновидностью программированного обучения является его алгоритмизация. Алгоритмизированное обучение строится на основе разработки соответствующих моделей мыслительных процессов, последовательных умственных действий, обеспечивающих успешное решение учебных задач. При алгоритмизированном обучении усвоение знаний идет путем последовательного выполнения одной за другой логически взаимосвязанных операций. Например, можно обучить учащихся алгоритму рассуждений при решении задач соответствующего класса. Так, при решении задач по динамике необходимо выявить все силы, действующие на тело; просуммировать их, имея в виду, что эта сумма всегда равна ускоряющей силе; составить вытекающее отсюда уравнение, найти из него искомую величину.
Итак, на вооружении учителя имеются разнообразные виды обучения. Задача состоит в том, чтобы для каждой конкретной ситуации избрать оптимальный вариант учебного процесса. Решению этой сложной задачи во многом будет содействовать применение методики выбора оптимальных дидактических решений, чему будет посвящена специальная глава.
Понятие о принципах обучения. Соотношение принципов и правил. Система дидактических принципов. Характеристика принципов обучения.
Принципами обучения называются руководящие исходные положения, которые относятся ко всему учебному процессу в целом, т.е. к цели, содержанию, формам и методам обучения, а также взаимодействию обучающего и ученика. Эти принципы распространяются на все учебные предметы.
Наряду с термином “принципы обучения” часто используется сходный с ним по названию термин “принципы дидактики”. Их необходимо различать. “Принципы дидактики” являются руководящими положения-ми всей дидактики и по отношению к ней — внешними. А принципы обучения— это принципы внутри самой дидактики и относятся к процессу обучения, поэтому их нередко называют “общедидактическими принципами обучения”.
Необходимо также уточнить термин и понятие “общедидактические принципы обучения”. Дело в том, что в процессе обучения действуют не только законы дидактики, но и законы психологии, гносеологии, социологии, кибернетики. И если принять во внимание, что принципы вытекают из законов, то логично говорить не только об общедидактических принципах, но также и о принципах психологических, социологических т.д. И чтобы выделить именно первую группу принципов, следует уточнить, что речь идет именно об общедидактических принципах обучения, куда не входят принципы психологических и других наук.
Наряду с принципами различают правила обучения. Они не являются руководящими положениями, а формулируются в виде конкретных предписаний и рекомендаций. Правила обучения вытекают из принципов. Их соблюдение способствует успешной реализации тех или иных общедидактических принципов обучения. Одно и то же правило может обслуживать одновременно не один, а несколько принципов. К примеру, чтобы успешно осуществить принцип связи теории с практикой, следует придерживаться ряда правил: изучая новый материал, показывать, где и как он используется в практике — практические задания не должны заслонять от учащихся систему знаний.
Принципы обучения – это основные положения, определяющие содержание, организационные формы и методы учебного процесса в соответствии с его общими целями и закономерностями.
Основополагающими принципами обучения являются следующие:
1. Принцип развивающего и воспитывающего обучения предполагает, что обучение направлено на цели всестороннего развития личности, на формирование не только знаний и умений, но определенных нравственных и эстетических качеств, которые служат основой выбора жизненных идеалов и социального поведения.
2. Принцип научности требует, чтобы содержание обучения знакомило учащихся с объективными научными фактами, теориями, законами, отражало бы современное состояние наук. Этот принцип воплощается в учебных программах и учебниках, в отборе изучаемого материала, а также в том, что школьников обучают элементам научного поиска, методам науки, способам научной организации учебного труда.
3. Принцип систематичности и последовательности предполагает преподавание и усвоение знаний в определенном порядке, системе. Он требует логического построения как содержания, так и процесса обучения, что выражается в соблюдении ряда правил.
Требование систематичности и последовательности в обучении нацелено на сохранение преемственности содержательной и процессуальной сторон обучения, при которой каждый урок – это логическое продолжение предыдущего как по содержанию изучаемого учебного материала, так и по характеру, способам выполняемой учениками учебно-познавательной деятельности.
4. Принцип связи обучения с практикой предусматривает, чтобы процесс обучения стимулировал учеников использовать полученные знания в решении практических задач, анализировать и преобразовывать окружающую действительность, вырабатывая собственные взгляды. Одним из значимых каналов реализации принципа связи обучения с практикой, жизнью является активное подключение учащихся к общественно полезной деятельности в школе и за ее пределами.
5. Принцип доступности требует учета особенностей развития учащихся, анализа материала с точки зрения их реальных возможностей и такой организации обучения, чтобы они не испытывали интеллектуальных, моральных, физических перегрузок.
6. Принцип наглядности – один из старейших и важнейших в дидактике – означает, что эффективность обучения зависит от целесообразного привлечения органов чувств к восприятию и переработке учебного материала. Использование наглядности должно быть в той мере, в какой она способствует формированию знаний и умений, развитию мышления.
7. Принцип сознательности и активности учащихся в обучении – один из главных принципов современной дидактической системы, согласно которой обучение эффективно тогда, когда ученики проявляют познавательную активность, являются субъектами деятельности.
8. Принцип прочности основан на прочности закрепления знаний в памяти учеников.
Дидактические принципы:
1) обучение на высоком уровне трудности;
2) ведущей роли теоретических знаний;
3) обучение быстрым темпам;
4) осознание ребенком процесса учения.
Содержание образования. Государственный образовательный стандарт.
В традиционной педагогике, ориентированной на реализацию преимущественно образовательных функций школы, содержание образования определяется как совокупность систематизированных знаний, умений и навыков, взглядов и убеждений, а также определенный уровень развития познавательных сил и практической подготовки, достигнутые в результате учебно-воспитательной работы (знаниево-ориентированный подход, способствующий социализации индивида, вхождению человека в социум).
В.С.Леднев считает, что содержание образования - это содержание процесса прогрессивных изменений свойств и качеств личности, необходимым условием которого является особым образом организованная деятельность.
По мнению Б.М.Бим-Бада и А.В.Петровского, подлежащее усвоению учащимися содержание образования, определяя развитие личности, является частью социально-культурного опыта, отобранного в соответствии с целями и процессуальными аспектами обучения.
Личностно-ориентированное содержание образования направлено на развитие природных особенностей человека (здоровья, способностей мыслить, чувствовать, действовать); его социальных свойств (быть гражданином, семьянином, тружеником) и свойств субъекта культуры (свободы, гуманности, духовности, творчества).
Образование как социальное явление возникло из прагматической потребности людей в знаниях, которые были необходимы для обеспечения их жизнедеятельности. Накопление и углубление знаний, рост образованности общества привели к появлению культурологической функции знания, связанного с представлениями о вселенной, человеке, искусстве и др. Именно эти две тенденции (прагматическая и культурологическая) определили направления в отборе содержания образования в различных культурах и цивилизациях.
Содержание общего образования, с одной стороны, является важнейшим условием учебно-познавательной деятельности учащихся, так как оно отражает текущие и перспективные потребности общества, с другой - оно выступает инструментарием конструирования и осуществления учащимися этой деятельности и тем самым является средством удовлетворения личностных потребностей кндивида в обучении, средством развития личности и формирования ее базовой культуры. С точки зрения дидактики оно выступает как содержательная сторона обучения в единстве с про-цессуальной стороной.
В соответствии с Законом РФ «Об образовании» в нашей стране введены стандарты образования. «Стандарт» от лат. означает образец, норма, мерило. Под стандартом образования понимается система основных параметров, принимаемых в качестве гос нормы образованности, отражающий общественный идеал и учитывающей возможности реальной личности и системы образования по достижению этого идеала.
№ 14. Учебный план, его характеристика (инвариантная и вариантная части: федеральный, Н-РК, школьный компоненты)
Учебные планы – нормативные документы, направляющие деятельность школы.
В практике современной общеобразовательной школы используются несколько типов учебных планов.
Базисный план общеобразовательных учреждений – это основной государственный нормативный документ, являющийся составной частью государственного стандарта в этой области образования. Он утверждается Государственной Думой (для основной школы) либо Министерством общего и профессионального образования РФ (для полной средней школы). Являясь частью государственного стандарта, базисный учебный план представляет собой государственную норму общего среднего образования, которое устанавливает требования к структуре, содержанию и уровню образования учащихся.
Базисный учебный план охватывает следующий круг нормативов:
– продолжительность обучения (в учебных годах) общая и по каждой из его ступеней;
– недельная учебная нагрузка для базовых областей на каждой из ступеней общего среднего образования, обязательных занятий по выбору учащихся и факультативных занятий;
– максимальная обязательная недельная учебная нагрузка учащегося, включая число учебных часов, отводимых на обязательные занятия по выбору;
– итоговое количество учебных часов, финансируемое государством (максимальная обязательная учебная нагрузка школьников, факультативные занятия, индивидуальная и внеклассная работа, деление учебных групп на подгруппы).
Базисный учебный план служит основой для разработки региональных, типовых учебных планов и исходным документом для финансирования школы.
Типовой учебный план – носит рекомендательный характер и разрабатывается на основе базисного плана. Утверждается Министерством общего и профессионального образования РФ. Данный вид учебного плана не всегда подходит для новых учебных заведений (гимназий, лицеев, высших профессионально-технических училищ), которые разрабатывают свои собственные документы.
Учебный план общеобразовательной средней школы разрабатывается на основе государственного базисного и регионального учебных планов. Он отражает особенности конкретной школы. Существуют два типа учебных планов школы:
– собственно учебный план школы, который разрабатывается на основе базисного учебного плана на длительный период. Он отражает особенности конкретной школы;
– рабочий учебный план, разрабатываемый с учетом текущих условий и утверждаемый ежегодно советом школы.
Содержание образования учебного заведения любого типа отражает деление образования на фундаментальное и технологическое. Фундаментальная составляющая проявляет себя в большей степени в начальной и основной общеобразовательной школе. На старшей ступени усиливается объем технологической подготовки.
Образовательные области и на их основе комплектование учебных планов соответствующих ступеней образовательных учреждений позволяет выделить два вида обучения: теоретическое и практическое.
В структуре учебного плана выделяются инвариантная часть (ядро), обеспечивающая приобщение учащихся к общекультурным и национально значимым ценностям и формирование личностных качеств школьника и вариативная часть, обеспечивающая индивидуальный характер развития учащихся.
В учебных планах выделяют федеральный, национально-региональный и школьный компоненты.
№ 15 Учебная программа (виды, структура учебной программы, способы построения учебных программ)
На основе учебного плана составляются учебные программы по всем предметам.
Учебная программа – это нормативный документ, в котором очерчивается круг основных знаний, навыков и умений, подлежащих усвоению по каждому отдельно взятому учебному предмету. Она включает:
– перечень тем изучаемого материала;
– рекомендации по количеству времени на каждую тему;
– распределение их по годам обучения;
– время, отводимое для изучения всего курса. Выделяют несколько видов учебных программ:
– типовые программы;
– рабочие школьные программы;
– личностно-индивидуальные авторские программы, которые составляются и применяются учителями-новаторами, мастерами педагогического труда.
Типовые программы утверждаются Министерством общего и профессионально образования РФ и носят рекомендательный характер. Они очерчивают лишь наиболее обобщенный, базовый круг общеобразовательных знаний, навыков, умений и систему ведущих научных мировоззренческих идей, а также наиболее общие рекомендации методического характера с перечислением необходимых и достаточных средств и приемов обучения, специфических для конкретного учебного предмета.
На основе типовых составляются рабочие программы, в которых, как правило, отражается национально-региональный компонент, локальный или школьный, учитываются возможности методического потенциала учительства, а также информационного, технического обеспечения и, естественно, уровень подготовленности учащихся.
Авторские программы отличаются и логикой построения курса, и глубиной поднимаемых в них вопросов, теорий, и характером их освещения автором программы. Они чаще всего используются при преподавании специальных курсов по выбору, обязательных факультативов и других учебных предметов. Такие программы при наличии рецензий утверждаются советом школы.
Учебная программа в структурном отношении состоит из трех основных компонентов:
– объяснительная записка, в которой излагаются цели и задачи изучения предмета;
– содержательная часть, включающая перечень тем, распределение времени на изучение тем и разделов, перечень рекомендуемых занятий и методы обучения;
– методические указания о путях реализации программы, касающиеся методов, организационных форм, средств обучения, а также оценки знаний, навыков и умений, приобретаемых учащимися в процессе изучения данного учебного предмета.
В структурном отношении учебные программы подразделяются на линейные, концентрические, спиральные и смешанные.
При линейной структуре отдельные части материала образуют непрерывную последовательность тесно связанных между собой звеньев, прорабатываемых за время обучения, как правило, один раз.
Концентрическая структура предполагает возвращение к изучаемым знаниям. Изложение одного и того же вопроса постепенно расширяется, обогащается новыми сведениями, связями и зависимостями.
В последнее время интенсивно обосновывается так называемый спиральный способ построения школьных программ. Характерной особенностью спиральной структуры изложения материала является то, что учащиеся, не теряя из поля зрения исходную проблему, постепенно наращивают и углубляют круг связанных с ней знаний.
Смешанные сочетают в себе линейные и концентрические схемы, что позволяет гибко распределять учебный материал.
Построения учебной программы:
¨ внимание к современным достижениям науки, техники и культуры
¨ соответствие социальным целям воспитания учащихся
¨ развитие творческих способностей учащихся
¨ преемственность — от ранее изученного материала к текущему и последующему;
¨ взаимные связи между учебными предметами, соответствующие естественным связям между изучаемыми явлениями.
Конкретизация содержания образования, определяемого учебной программой, происходит в учебниках, учебных пособиях и методических указаниях.
Учебные программы бывают типовые, вариативные, рабочие, школьные, авторские, индивидуальные. Существуют два способа построения учебной программы: концентрический (когда отдельные части учебного материала повторяются на постоянно расширяющемся углубленном уровне) и линейный (отдельные части учебного материала образуют непрерывную последовательность тесно связанных между собой звеньев, содержание знания передается один раз в определенной логике).