Quot;ПЕРВЫЕ ШАГИ" РЕЗИНОК

Оглавление

Введение
I. Жизнь Резинок
II. Структура игры
III. Правила
IV. Игры
V. "Первые шаги" Резинок
VI. Словесное творчество Резинок
VII.Синкретизм искусств в игре в Резинки
VIII. Заключение
IX. Список терминов
X. Указатель знаков
XI.Список литературы

ВВЕДЕНИЕ

В этой работе речь пойдет о детской игре, которая называется Резинки. На первый взгляд игра очень проста, но чем больше узнаёшь о ней, тем больше убеждаешься в том, что всё не так просто, как кажется. Я хочу посвятить вас в маленькие тайны этого детского мира.

Я решила написать о Резинках, потому что кроме детей об этом мало кто знает. Дети неохотно пускают взрослых в свой мир, а если и пускают, то всего не рассказывают. У них есть свои секреты, обычаи, поверья. А не рассказывают они потому, что взрослый может посмеяться над тем, во что они искренне верят.

Детский фольклор очень важен для науки, и нельзя допустить, чтобы такая игра, как Резинки, включающая в себя огромный и кипящий мир детской культуры, пропала бесследно. По нашим сведениям, бытование этой игры на территории России еще не было описано в литературе. Мне известно о существовании работ Ану Виссел и М. Заплетала, посвященных описанию этой игры в Эстонии и Чехии. Пока удалось найти только статью Ану Виссел "Детские игры "в резиночку" в Эстонии". В ней освещаются лишь некоторые аспекты, но совершенно не рассматриваются правила, лингвистическая сторона, а также мы не получаем полного представления об играх и движениях.

В моей работе рассматривается бытование этой игры на территории города Зеленодольска Республики Татарстан. Исследование было проведено на основе моих собственных знаний, а также были опрошены девочки моего возраста Твердова Катя (1985 г.р.), Дюбанова Катя (1985), Леонтева Лана (1984), Вахромова Лена (1984), Герасимова Женя (1985), Зубарева Маша (1984) и Камалова Дина (1985). Моя учительница И.П. Багаутдинова (1967) рассказала, как в эту игру играли в семидесятые годы. Летом 2001 года проводилась запись игры в Резинки в шкалах Казани. Было обследовано 13 школ разных районов и получено множество разнообразных материалов. Также имеются записи этой игры от жителей других городов России.

Резинки - это не просто детская игра, это очень сложная система. Даже трудно поверить, что её придумали дети. Многие спрашивают, почему я занялась её изучением. По-настоящему, ответ очень прост: все занимаются изучением уже умершего фольклора или собиранием умирающего, а я решила, что надо собирать живой фольклор, пока ещё не поздно. Эту игру можно сравнить с живой природой. Она так же растёт, развивается, модернизируются, внутри неё возникают новые игры. И всё это на наших глазах!

Так что же это за игра, Резинки? К каким играм её можно отнести? Опираясь на классификацию игр Е.А. Покровского, Резинки, казалось бы, можно отнести к подвижным играм с различными орудиями (верёвочкой, жгутом, мячиком, палками и т.д.). Однако в процессе исследования была выявлена многоаспектность данной игры.

Ее основу составляет спортивно-хореографический аспект.

Кроме того, большую роль в Резинках играет графический аспект, который включает в себя построение геометрических форм с помощью резинок. Резинки могут иметь разные виды расположения по высоте, по ширине, могут по-разному пересекаться, по-разному соотноситься с ногами, более того иногда они приобретают не просто какие-то абстрактные формы, а уподобляются предметам. Для передачи форм, которые принимают резинки, совместно с А.К. Смирновым была разработана система знаков.

Другой аспект этой игры - театральный. Здесь меняется поведение игроков, которые могут уподобляться предметам и их действиям.

Ещё одна сторона игры - словотворчество. В Резинках очень богатая терминология. В процессе образования терминов происходит изменение слов, образование новых. Я рассматриваю это явление в аспекте формы слова и его смысла: что происходит со словами в данном процессе, сферы, откуда они заимствуются, а также причины "привязки" данного слова к данному игровому явлению. В других известных мне играх эта сторона развита не столь сильно.

Нормативный аспект организует игру.

Кроме того, здесь присутствуют признаки логической игры, т.к. последовательности элементов в движениях явно имеют под собой логическую основу.

Я не знаю другой игры, имеющей такую сложную структуру. Во всех подвижных играх исполняется одно или несколько определённых движений. Они могут исполняться несколько раз одним или всеми игроками по очереди. Надо или что-то перепрыгнуть, или куда-то перебежать, или где-то спрятаться. Здесь же очень много разных игр, связанных определёнными правилами, имеющих единую структуру. Как уже было сказано выше, это целый мир.

ЖИЗНЬ РЕЗИНОК

Чуть на улице подсохнет, и на каждом шагу можно встретить маленьких девчонок, играющих в Резинки. Взрослые думают: "Прыгают - и пусть себе прыгают!" Но они даже и не подозревают, сколько всего интересного за этим кроется. Дети всё прыгают и прыгают, и ничто и никто не может их от этого оторвать.

В Ризи мы играли с раннего детства, еще до школы, и класса до седьмого. Иногда с нами играли даже мальчишки, но случалось это крайне редко, да и мы особо не любили с ними играть, потому что играли они еле-еле, и соперниками были несильными. Мы всегда смеялись над тем, как они прыгали. Прыжок в Резинках - это не просто прыжок в высоту. Он имеет особую, отработанную технику. Они не могли овладеть этой техникой так хорошо, как мы, и прыгали как-то неуклюже. Нам было очень смешно наблюдать за ними.

Мы играли в Резинки, только когда на улице было сухо. Даже в школе начинали играть только в мае и заканчивали, когда становилось холодно. Зимой мы не играли даже в школе, только иногда дома с подружкой.

Самыми злейшими врагами Резинок были учителя и технички. Сколько было потрачено криков и нервов учителей. Но на них мы не обращали внимания, всё равно продолжали делать своё дело. Некоторые учителя нас понимали, разрешали играть в классе, чтобы технички не ругали нас в коридоре. А сколько резинок у нас отобрали! И куда их только девали в таком количестве? Но им ни разу не посчастливилось отобрать их у меня, я была уже опытная в этом деле.

А дома?.. Вы можете себе представить, что дома мы тренировались? Ёто игра до такой степени вошла в нашу жизнь, что мы погружались в неё целиком. Это было похоже на эпидемию. Дома мы зацепляли резинки за табуретки и прыгали. Счастье - у кого были стулья со спинками. У меня их не было, и я очень страдала из-за этого: не получалось играть выше вторых. А если на улице очень хотелось играть, а было всего два человека, то искали камушек, зацепляли за него и играли. В школе чуть звонок, так повсюду можно услышать возгласы: "Девчи, айда, играть вРизи!" Перемены были небольшими, поэтому игру начинали не заново, а продолжали. Набирал команды обычно владелец резинок. Он же выбирал, кто будет первым, а кто вторым. Иногда были уже сформированные команды, которые играли друг с другом в течение многих месяцев, а может быть даже лет: "Не буду я с Машей, только с Наташей!" Любили играть в паре с тем, кто лучше играет, как, впрочем, и в любой игре.

СТРУКТУРА ИГРЫ

В Резинки играют не меньше трёх человек. Участники делятся на две команды: одна команда играет, а другая держит резинки. Если играют только три человека, то каждый играет за себя. Двое надевают на ноги длинную резинку со сшитыми между собой концами и отходят так далеко, чтобы она была натянута (примерно на расстояние двух метров). Образуются две параллельные резинки. Играющие должны прыгать или на них, или между ними.

Мельчайшим структурным элементом игры является фигура, которая возникает в результате фиксированного соотношения ног и резинок. Каждый элемент сменяется другим элементом с помощью прыжка или других способов передвижения ног. Элемент является составной частью движения и изображается с помощью одного знака, например, Quot;ПЕРВЫЕ ШАГИ" РЕЗИНОК - student2.ru .

Совокупность элементов в определённом порядке образует движение, которое имеет начало и конец.

После его исполнения надо выпрыгнуть из резинок и затем следует небольшой перерыв, который длится буквально несколько секунд. В это время игрок находится вне резинок и может ходить и делать всё, что угодно. Во время исполнения движения ходить не разрешается.

Каждое движение имеет своё название, например, Пешеходы, Зайцы, Зацеп и т.д. Чаще всего название одновременно является текстом, который произносится во время исполнения движения. Иногда это текст отличается от названия. Количество его слогов обычно соответствует количеству элементов, которое содержит движение. Во время исполнения каждого элемента произносится соответствующий слог, иногда вслух, а иногда про себя.

Quot;ПЕРВЫЕ ШАГИ" РЕЗИНОК - student2.ru

Кон - фет - ка.

Бывает и такое, что на один слог приходится два элемента, или на один элемент приходится целое слово. Одна же игра (Немецкие) исполняется вообще без слов.

Совокупность определённых движений, расположенных в определённом порядке образует кон. Множество конов образуют систему конов или игру. Из кона в кон все движения повторяются, но в разных условиях. Например, в Пешеходах такая структура кона: Пешеходы, Зацеп, Зайцы, Кофе-Какао, Конфетка, Кащейка, Бананы, Точка-Точка-Запятая. В таком порядке движения следуют в течение всей игры. Иногда допускаются пропуски некоторых движений, это обговаривается заранее. Но если в одном кону пропускается одно движение, то всю оставшуюся игру надо играть с этим пропуском, причём обеим парам.

Условия, в которых исполняются коны, имеют два измерения: расположение резинок по высоте и по ширине. Они слиты воедино, без одного не может существовать другого. Существует шесть уровней расположения резинок по высоте: Первые, Вторые, Третьи, Четвёртые, Пятые, Шестые. Первые мерили по щиколотку, Вторые по колено (некоторые мерили под коленку, а некоторые по середине колена), Третьи - или под ягодицу, или по середине её, Четвёртые - по пояс, Пятые мерили по грудь, а Шестые - по плечи. Чем выше - тем сложнее.

Иногда ради шутки Резинки поднимали выше головы, держали их руками и старались прыгать через них самые простые игры. Конечно, можно было помогать руками опускать резинку налету во время прыжка, а то ногу выше головы поднимать трудновато.

Имеется три вида расположения резинок по ширине: обычная ширина, когда резинки держатся на двух ногах, расположенных на ширине плеч (некоторые мерили обычную ширину, вставляя свою стопу между стопами держащего резинки в направлении, параллельном его стопам); Узкие, когда ноги стоят вплотную друг к другу и Лапша (Одноножка) , когда резинки держатся на одной ноге.

Игру можно начинать с любого уровня по высоте. Затем надо идти или "вверх", или "вниз". Все уровни играются последовательно.

Множество конов можно представить в виде поля. Коны могут реализовываться в данном поле в разном порядке:

  Обычная ширина Узкие Лапша
Первые
Вторые
Третьи    
Четвертые    
Пятые    
Шестые    
Первые
Вторые
Третьи    
Четвертые    
Пятые    
Шестые    
Первые
Вторые
Третьи    
Четвертые    
Пятые    
Шестые    

Обычно игру начинают с уровня на обычной ширине, но изредка начинают и с Лапши.

Первые
Вторые
Третьи    
Четвертые    
Пятые    
Шестые    
Первые
Вторые
Третьи    
Четвертые    
Пятые    
Шестые    

Здесь рассмотрены варианты игры "снизу вверх". Если же играют "сверху вниз", то Лапшу и Узкие уже не играют.

Допускается не проходить все уровни до конца. Когда играют "снизу вверх", то обычно играют до Третьих или до Четвёртых, Пятые иШестые играются очень редко, и только в некоторых играх (Северные, Бананы). Когда играют "сверху вниз", также допускается проходить не все уровни.

Некоторые игры исполняются только на определённых уровнях. Пешеходы просто невозможно играть выше Вторых. А вот Северные иПиратики обычно не играют ниже Третьих, Бананы - даже ниже Четвёртых, т.к. на Первых и Вторых эти игры очень легко играть. Но если даже что-то не играют, то подразумевают, что это уже сыграно. Иногда что-то очень легко играть, и попросту не хочется тратить время на это. Но одна пара обязательно должна проходить всё то, что проходит другая пара.

В этой игре нет выигравших и проигравших. В неё просто играют без конца и края, приступая к следующим играм и возвращаясь к старым.

Правила

Большую роль в Резинках играет нормативный аспект. Некоторые правила здесь являются постоянной нормой игры, они не обговариваются заранее, т.к. уже давно установлены. Остальные правила устанавливаются перед игрой. Их обычно назначает последняя пара, как правило, не в пользу первой. Она может отдать одно правило первой паре, а может и не отдать. Об этом надо сказать вслух, даёт она или нет. Если она ничего не сказала, то первая пара может сама его себе забрать. Об этом тоже надо сказать вслух: "Одно правило наше".

Было одно суеверие в детских играх, о котором просто нельзя не упомянуть. Если человек что-то говорит или выдвигает какие-то требования и при этом задевает за красное, то считается, что это обязательно должно быть выполнено. Это суеверие присутствовало не только в Резинках, но и в других играх. В Резинках оно применялось, когда назначались правила. При этом часто разгорались споры:

- Первой паре правил не даём!
- Я за красное задела, одно правило наше!
Или:
- За красное достала, правило забрала!
- Ничего не знаю, я первая сказала, что первой паре правила не даём. И вообще, это не красное было, а бардовое!

1. Играют обычно по парам Бывает две, редко три пары. Пара -это устойчивое название одной играющей команды, вне зависимости от того, сколько в ней человек. Обычно это два или три человека. В каждой паре должно быть равное количество людей, но нередко мы это правило нарушали.

Сначала играет одна пара. Если в ней пропадает один человек, а второй пропадает и не выручает первого, то пропадает вся пара. В игру вступает следующая, а первая держит резинки.

Играют также и по одиночке (три человека). Двое стоят держат резинки, один играет. Сначала играет первый человек, потом второй, затем третий.

2. Лапша бывает на Первых и Вторых, а на Третьих нет, т.к. Третьи мерятся по ягодице. Узкие иногда бывают и на Третьих. Люди, стоящие в резинках, стоят не лицом друг к другу, как при обычной ширине, а боком. Таким образом ширина резинок соответствует ширинеУзких на Первых и Вторых. Если получается слишком узко, то ещё вставляют руку в резинки.

Лапша может не исполняться совсем. Может исполняться только Первая Лапша или только Вторая Лапша в зависимости от желания играющих.

3. С поворотиком или без.

На Лапше очень трудно играть, т.к. трудно прыгнуть внутрь резинок одной или обеими ногами, если между резинками очень узкий промежуток. Чтобы легче было прыгать, те, кто держит резинки, поворачивают ногу так, чтобы носок смотрел не вдоль резинок, а перпендикулярно. Так получается немного шире. Такое положение называется с поворотиком. Перед игрой всегда обговаривается - Лапша с поворотиком или без.

4. Шкурка.

Если одна пара прошла целую игру, то начинает играть другую, при этом она зарабатывает шкурку. Ее можно потратить, когдапропадаешь. Если пара пропадает, она может потратить Шкурку и продолжать игру дальше. Также их можно копить.

5. Вперёд батьки не лезь.

Игроки в паре играют в определённом порядке и потом в течение всей игры соблюдают его. Они заранее договариваются, кто первый, а кто второй. Есть даже такое правило: вперёд батьки лезть запрещается. Говорили: "Вперёд батьки не лезь". Иногда это могло считаться запропадание. Позднее это правило не обговаривалось. Оно было само собой разумеющимся.

6. Выручание.

Если один человек пропадает, а второй нет, то второй выручает первого, т.е. играет за него, выполняет то же движение еще раз. После этого пропавший игрок продолжает играть дальше. Выручатьм может как первый второго, так и второй первого. Если играли втроём, то решали между собой кто кого выручает. Если пропадали двое, то третий мог выручить двоих. Если игрок за себя сыграл, а за друга нет, топропадает вся пара.

Казалось бы, что батька (первый игрок) занимает главенствующее положение в паре, но с другой стороны вторым играет более опытный человек, т.к. если пропадает первый человек, то второму удобнее сразу играть за себя и за друга. Если пропадает второй, то первому приходится ещё раз вступать в игру.

7. Первое за себя или за друга.

Можно было услышать вопрос: "Первое - за себя или за друга?" Если первое - за себя, то это значит, что второй игрок сначала играет за себя, а потом уже выручает друга.

Если первое - за друга, то это значит, что выручающий человек сначала играет за друга. И если он за друга сыграл, а за себя - нет, то друг(первый игрок) может его выручить. Но в первое -за друга мы почти не играли, т.к. это было слишком легко.

8. Выручать по шестёркам.

Позднее в Пиратиках и в Северных изобрели новый способ выручать. Вместо того чтобы одно упражнение сыграть два раза, игрок как бы объединял их и вместо двух движений играл одно, но количество элементов увеличивал вдвое. Вместо, привычных раз - два - три, он играл в два раза больше: раз - два - три - четыре - пять - шесть. Если же играют три человека, и первые двое пропадают, то третий может сыграть по девяткам, т.е. за себя и за двоих пропавших. Но основное правило, это по шестеркам. Выручать по девяткам - это менее употребляемый термин. Когда говорили выручать по шестеркам, то под этим понятием подразумевалось и выручание по девяткам, когдавыручали двоих. И более того, это правило относилось ко всем движениям, связанным со счетом, даже если элемент в движении повторялся не шесть или девять, а меньшее или большее количество раз.

9. Огонь тушить или море останавливать.

Если вдруг на улице вы услышите детский крик: "Огонь тушить можно?" - о чём вы подумаете? Я - о тех же самых резинках. И не ошибусь. Резинки имеют такую привычку (особенно на ветру) раскачиваться. Тушить огонь, значит, останавливать руками резинки. Иногда это запрещали делать. И тяжко же нам тогда приходилось, особенно если была Лапша.

10. Земля горячая.

До земли нельзя дотрагиваться руками, даже если падаешь. Называется это правило - земля горячая. А иногда бывают горячими и люди.

11. Море обходить можно или нельзя.

Тушить огонь, земля горячая… и это ещё не всё. Есть даже такое, как обходить море или перешагивать. Под морем подразумевается территория, огороженная резинками. Перешагивать море, значит, перешагивать через резинки. Обходить море, значит, переходить на другую сторону, обходя тех, кто держит резинки. Бывает такое, что перешагивать нельзя, а обходить можно или наоборот. Может запрещаться всё или разрешаться всё. Иногда, когда всё запрещается, и начинать играть с той стороны, неудобно, то лазают под резинками. И чего только не было за время препровождения около резинок!

12. Можно снимать обувь или нельзя.

Было такое, что запрещали снимать обувь. А случалось это обычно, когда назначающая правила пара была в удобной обуви, а соперники, например, в туфлях или в босоножках (чаще всего в школе). В такой обуви играть было практически невозможно, и вторая пара из вредности запрещала снимать обувь.

13. Зацепки не в счёт.

Если обувь снять не удавалось, то приходилось играть в босоножках. А, как вы знаете, у них много разных зацепок (застежек, ремешков). Вот и придумали правило: зацепки в счёт или нет. Если правило предусматривает, что зацепки не в счёт, и ты не смог прыгнуть из-за того, что резинка зацепилась за обувь, то это не считается за пропадание.

14. Палочка-выручалочка.

Ещё у нас была Палочка-выручалочка. А появлялась она обычно, когда команды уже были набраны, и кому-то не хватило места. Вот и просилась: "Возьмите меня, пожалуйста, Палочкой-выручалочкой". Иногда брали, а иногда можно было услышать ответ: "Мы - без палок!". Чем она занималась? Если пара пропадала, то она могла выручить. Но, честно говоря, я её не любила, считала, что каждый должен за себя играть, а то так не интересно.

15. Без распрыжек.

Легче прыгать, если перед прыжком, немного попрыгаешь на месте, т.е. распрыгаешься. Но могут сказать: "Без распрыжек".

16. Забывки не в счёт или будки - незабудки.

Когда пропадает одна пара, играет другая, а потом снова первая. Надо начинать с того же места, где пропали. Иногда забывают, откуда надо начинать. Если в начале игры было сказано, что забывки в счёт, и случайно начинают не с того места, то это считается за ошибку. Если же было сказано, что не в счёт, то - не считается. А иногда правила даже запрещают подсказывать, откуда надо начинать. А, вообще, об этом правиле редко вспоминали.

17. Мерить по большим или по маленьким?

Перед началом игры задают вопрос: "Мерить по большим или по маленьким?". Высоту резинок всегда мерит та пара, которая играет. Но в паре должен мерить кто-то один. И поэтому в начале игры назначают, кто должен мерить высоту резинок. А мерят высоту резинок всегда перед тем, как начать играть после того, как пропали, или когда начинают новый кон или игру. Те, кто назначают правила, как всегда хотят сделать получше себе и похуже другой паре. Известно, что чем выше резинки, тем сложнее играть. Попробуйте перепрыгнуть резинки, когда они вам по грудь, и не просто перепрыгнуть, а прыгать туда и обратно целый кон. Поэтому если в первой паре между игроками большая разница в росте, а во второй нет, то вторая пара скажет: "Мерить по высоким!". А если наоборот, то скажут мерить по низким.

18. Остановки.

Иногда на кон или на каждое движение даётся определённое количество остановок. Эти остановки используются, когда одно движение долго играешь, и уже нет сил продолжать. Можно договориться о любом количестве остановок или о полном их отсутствии. Например, након может быть дано три остановки, и игроки должны их расходовать по своему усмотрению. Иногда можно их экономить. Если даётся определённое количество остановок на каждое движение, и ты одно движение сыграл без остановок, то эти остановки можно израсходовать в следующих движениях. Но чаще всего экономить запрещалось, т.е. если остановка не израсходована, то она пропадает.

19. Утюгом гладить или король - на месте.

Часто, когда играют, то близко подходят к стоящему в резинках человеку. Тогда играющему некуда прыгать, ему надо отойти назад, не меняя положения в резинках. При этом отпрыгивали двумя ногами назад, не отрывая их от земли и шаркая. Это называется гладить утюгом. Иногда не разрешается двигаться в резинках, это называется король - на месте.

20. Выскользки в счёт или нет?

Выскользка - это когда выскальзывает резинка из под ноги, после того, как на неё уже прыгнули. Иногда это считалось за пропадание, а иногда нет.

21. Волков пугать.

Во время Мешалок в тот момент, когда игрок прыгает на резинку, стоящие начинают двигать ногами и запутывать резинки, чтобы игрок не прыгнул, как надо. Иногда игроки только делают вид, что собираются прыгнуть, чтобы посмотреть, как стоящие будут запутывать резинку. Это называется Волков пугать. Иногда не разрешалось волков пугать, т.е. делать вид, что собираешься прыгнуть, надо было сразу прыгать.

22. Строгие (злые) или добрые правила.

Перед началом игры, чтобы не перечислять все эти правила, просто говорят: "Все правила строгие" или "Все правила добрые". Если строгие, то ничего не разрешается, а если добрые, то наоборот. Чаще всего правила были строгими.

23. Жильда.

В игре в Ризи никогда не обходилось без споров и криков. И очень большую роль в этом играла Жильда. Каждая пара с нетерпением ждала, чтобы побыстрее пропала другая пара - это было вполне объяснимо. Они тихо качали резинки, поднимали их повыше или жильдили. Жильдили, значит, говорили под руку, говорили про себя: "Пропади, пропади" и т.д. Девчонки верили, что из-за этого действительно можно было пропасть. Иногда даже начинали спорить из-за этого:

- Я не виновата. Это всё ты жильдила!


Или:
- Ты один раз не повернулась. Пропала!


- Нет, повернулась! Давай переиграю, вот увидишь, Жильда докажет!

В этот раз она уже обязательно повернётся. Но та девочка ясно видела, что она не повернулась. И ей станет так обидно, почему же Жильдавсё-таки не доказала! Жильду связывали с какой-то сверхъестественной силой, которая могла помешать правильно сыграть или, наоборот, доказать правильно ли сыграли. Это были детские поверья, в которые я никогда не верила. Я не любила ни само слово Жильда, ни то, как в это все верили.

Иногда бывало, что вторая пара забудет какое-нибудь правило сказать, а первая пара не соблюдёт его. И вот начнётся спор, сказали правило или нет. Вообще, такое впечатление, что игра в Резинки состояла не из игр, а из споров. Из споров-то она состояла, но без взаимопомощи тоже не обходилось, даже своим соперникам.

24. Дарение шкурок.

Если одна пара заработала много шкурок, то она может подарить одну другой паре. Иногда правила предусматривают, что, например, каждую пятую или седьмую шкурку надо отдавать противникам. Делают это из-за того, что если одна пара уйдёт далеко, а вторая "застрянет" где-нибудь, то первой паре становится скучно играть без действующего соперника. В этом случае могут не только подаритьшкурку, но и выручить своего соперника, т.е. сыграть за него.

Игры

Трудно сказать, Резинки - это одна большая игра или множество разных. Хотя и можно принять резинки за одну большую игру, а разные игры - за её туры, но я склонна считать резинки совокупностью множества игр, а может быть даже особой системой игр. Эти игры очень тесно связаны между собой. У них общие правила, общие принципы. Кроме того, одна пара может закончить первую игру и начать играть вторую, в то время как другая пара всё ещё играет первую. Здесь нет определённой границы между играми. Могут начинать с любой игры и играть такое их количество и в таком порядке, как сами того пожелают.

У нас в Зеленодольске было довольно много игр в Резинки: Пешеходы (Пеши, Пешки), Новые пешеходы, Новые - преновые пешеходы, Русские пешеходы, Пиратики (Зеленодольские), Северные, Московские, Немецкие, Старенькие, Глобусы, Бананы, Английские, Французские, Десятки, Украинские десятки, Новые зеленодольские, Буратино.

Разные игры появлялись в разное время. В моём раннем детстве мы играли только вПешеходы. Это самая первая игра, с которой мы познакомились благодаря Резинкам. Потом появилось множество других игр. Сразу после Северных появились Пиратики. Их отличие было в том, что в Пиратиках не было Вертушек, и было больше движений. Скоро первое отличие исчезло. В Пиратиках начали играть Вертушки, и получилось так, что Северные стали незавершённой версией Пиратиков.

Через некоторое время сразу появилось много новых игр: Немецкие, Старенькие, Глобусы, Бананы, Десятки, Украинские десятки, Французские, Английские, Московские, Новые Зеленодольские. Появились также новые разновидности Пешеходов: Новые пешеходы, Новые-преновые пешеходы, Русские пешеходы. К сожалению, большинство этих игр забыты, и дети их сейчас не играют.

Ниже описаны те игры, которые удалось вспомнить.

Пешеходы

Сейчас я хочу познакомить вас с игрой, которая ассоциируется со словом Резинки в первую очередь, т.к. она является основополагающей.

Cтруктура кона такова: Пешеходы, Зацеп, Зайцы, Кофе-какао, Конфетка, Кащейка, Бананы, Точка-точка-запятая. Иногда, когда игралиБананы, то Точку-точку-запятую не играли, и наоборот.

Пешеходы 1

Quot;ПЕРВЫЕ ШАГИ" РЕЗИНОК - student2.ru

j Пе l' - n ше k - хо , - k ды.

Зацеп

Quot;ПЕРВЫЕ ШАГИ" РЕЗИНОК - student2.ru

sadvvvf За f - b цеп.

Зайцы

Quot;ПЕРВЫЕ ШАГИ" РЕЗИНОК - student2.ru

Зай - цы

Кофе-какао

Quot;ПЕРВЫЕ ШАГИ" РЕЗИНОК - student2.ru

hh gКо - ggфи - gе - gка - gка - obо

Усложнённый вариант

Quot;ПЕРВЫЕ ШАГИ" РЕЗИНОК - student2.ru

jjjjjjjjjjjjjjКо - ggфи - gе - gка - gка - obо

Конфетка

Quot;ПЕРВЫЕ ШАГИ" РЕЗИНОК - student2.ru

Кон - фет - ка.

Кащейка

1 вариант

Quot;ПЕРВЫЕ ШАГИ" РЕЗИНОК - student2.ru

iiiКа - 'kllk'щей - kklка

2 вариант

Quot;ПЕРВЫЕ ШАГИ" РЕЗИНОК - student2.ru

iКа - 'kllk'щей - kklка

3 вариант

Quot;ПЕРВЫЕ ШАГИ" РЕЗИНОК - student2.ru

iКа - 'kllk'щей - kklка

Бананы

1 вариант

Quot;ПЕРВЫЕ ШАГИ" РЕЗИНОК - student2.ru

dddddddddddfffffffffffdБа ddd- dddddна ddd- dddddны

Quot;ПЕРВЫЕ ШАГИ" РЕЗИНОК - student2.ru

dБа ddd- dddddна ddd- dddddны

Quot;ПЕРВЫЕ ШАГИ" РЕЗИНОК - student2.ru

dddddddБа ddd- dddddна ddd- dddddны

2 вариант

Quot;ПЕРВЫЕ ШАГИ" РЕЗИНОК - student2.ru

fffffffffffБа... fffffffffffffffБа fff-ff на... ffffffffffffБа ff- fffна ff- ffны

3 вариант

Quot;ПЕРВЫЕ ШАГИ" РЕЗИНОК - student2.ru

ffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffБа ff- ffна ff-ff ны

Точка-точка-запятая

Quot;ПЕРВЫЕ ШАГИ" РЕЗИНОК - student2.ru

Точка-точка-запятая.

На Лапше трудно играть Пешеходы, поэтому иногда играют по Буратино, т.е. вместо того, чтобы прыгать двумя ногами на одну резинку или одной ногой - на одну, а другой - на другую, встают двумя ногами на обе резинки.

Это несложная игра, но она имеет массу различных этапов. Пешеходы исполняются на Первых, Вторых, Узких, Лапше. Выше первых и вторых они не исполняются, т.к. в Пешеходах есть такие движения, в которых надо прыгать на резинки, что невозможно сделать выше Вторых.

После прохождения всех вышеуказанных этапов обычно исполняются театрализованные коны: Лисички, Мячики, Пожарки, Слепые, Рыбы, Огуречики, Смешилки, Матрасы (Диваны), Морковка, Мешалки, Машина - стоп!, Камень - стоп!, Солдатики, Пузырики (Помидорчики).

В некоторых из них особое поведение распространяется и на движения, и на перерывы между ними, а в некоторых только на перерывы.

В Лисичках в промежутке между движениями, находясь вне резинок, играющие выполняют бег трусцой. Они шаркают ногами, как лисички, поэтому и назвали этот кон лисичками. Во время Мячиков, прыгают на двух ногах, как мячики (тоже в перерывах между движениями). Пожарки надо играть очень быстро. Пожарные всегда торопятся, поэтому так и назвали этот этап. Когда играют Рыбы, играющим запрещается говорить весь кон. Пузырики, или Помидорчики, играют, надув щёки, другая же пара должна их рассмешить. Огурчики играют, наоборот, со втянутыми щеками.

Слепые играют с закрытыми глазами. Когда человек играет с закрытыми глазами, те, которые стоят в резинках, помогают ему. Если он играет правильно, то они говорят: "Слива, слива…", а если он пропадает, то - "Соплива!". Бывает такое, что они обманывают играющего с закрытыми глазами, тогда уже своя пара начинает помогать ему. Говорят: "Груша, груша, никого не слушай!".

В Смешилках пара, которая играет, не должна смеяться, а вторая же наоборот старается рассмешить. Когда играют Матрасы, то те, которые стоят в резинках, ноги расставляют как можно шире. При этом очень трудно играть, поэтому пара, которая стоит в резинках старается поставить ноги пошире, чтобы навредить соперникам. Следует упомянуть Морковки, у них тоже нестандартная ширина. Один человек держит резинки на обеих ногах, а другой на одной.

Очень интересны Мешалки. Пара, которая стоит в резинках, старается не дать правильно сыграть другой паре любыми способами: двигает ноги, закручивает резинки, т.е. старается, как может.

В Машине - стоп! перед началом кона играющие бегают вокруг стоящих в резинках. При этом те, кто в резинках, говорят: "Машина едет, едет, едет…" Они стараются поймать момент, когда играющие отбегут подальше и говорят: "Стоп!" Играющие должны начинать игру с того места, где они остановились. Если они стоят очень далеко от резинок и не смогут до них допрыгнуть, то считается, что они пропали. После того, как сыграют одно движение, выпрыгивают и начинают второе с того места, куда выпрыгнули. Причём, пока ждут второго движения, не должны двигаться. Был также и Камень - стоп!. Принцип такой же, только здесь говорили: "Камень катится, катится, катится… стоп!". Эти движения различаются тем, что в Машине - стоп! нельзя было изменять положение ног во время интервалов между движениями, а в Камень - стоп!нельзя было двигаться всем телом.

Очень сложно играть Солдатики. Их играют так, как будто игрок не человек, а оловянный солдатик. Нельзя сгибать ноги, а руки надо держать по швам. В таком состоянии надо прыгать, а так же ходить в перерывах между движениями.

Если нарушается хоть одно из вышесказанных условий, то играющий пропадает.

Порядок выполнения всех этих этапов не имеет определённого порядка. Некоторые вообще можно пропустить, всё зависит от правил. Если кто-то один пропадает на одном из этих этапов, то он пропадает не на одно движение, как обычно, а на весь кон. Тогда второму приходится играть весь кон за двоих. Если начинаешь играть обычный кон, то начинаешь с того места, где пропал. А если играешь, например, Лисички, то начинаешь весь кон заново. По-моему, это происходит потому, что если обычный кон можно расчленить на отдельные движения, то этот нет. Нельзя прервать кон, т.к. особое поведение игроков, реализуемое на театрализованном этапе, рассчитано не только на отдельные движения, но и на перерывы между ними

Раньше игра Пешеходы исполнялась без театрализации и быстро заканчивалась. Заново играть эту же игру было скучно, поэтому и придумали разные этапы, ведь чтобы все их пройти, нужно потратить чуть ли ни полдня. Самое интересное, что эти этапы появлялись при нас. Постепенно, с появлением новых игры, про эти этапы стали забывать, как в прочем и про сами Пешеходы. Можно сказать, что я и мои одногодки стали свидетелями рождения разных игр и их развития.

Северные

После Пешеходов появились Северные. Эту игру мы очень полюбили, т.к. она была гораздо сложнее предыдущей. Северные уже не игрались наПервых и Вторых, они сразу начинались с третьих. А не игрались на Первых и Вторых потому, что там их просто нельзя было не сыграть. После того, как мы освоили Третьи, мы перешли на Четвёртые и даже Пятые. Мы редко играли Лапшу. Но, несмотря на всю сложностьСеверных, они состояли всего из трёх движений: Двушки, Трёшки и Вертушки. Позднее Трёшки облегчили: стали играть без серединок (см. ниже).

Двушки

Quot;ПЕРВЫЕ ШАГИ" РЕЗИНОК - student2.ru

Раз, два.

Трешки

Quot;ПЕРВЫЕ ШАГИ" РЕЗИНОК - student2.ru

вяв вРаз , лт два, л три. л Раз, два, ш три. ппРаз, пдва, п три.

Quot;ПЕРВЫЕ ШАГИ" РЕЗИНОК - student2.ru

рррРаз, [[[[[[два, [[[[три. jjjjjРаз, jjjjjдва. jjjjjРаз, jjjjjдва. jjjjjjРаз, jjjjjдва.

Quot;ПЕРВЫЕ ШАГИ" РЕЗИНОК - student2.ru

пРаз, пдва. ппРаз. ппРаз. ппРаз. ппРаз. ппРаз.

Вертушки

Quot;ПЕРВЫЕ ШАГИ" РЕЗИНОК - student2.ru

Раз , лт два, л три.Раз, пдва, шgg три. п gпРаз, gпдва, п три.

Quot;ПЕРВЫЕ ШАГИ" РЕЗИНОК - student2.ru

Раз , лт два, л три. nл Раз, ggпдва, шgg три. п gпРаз, gпдва, п три.

Quot;ПЕРВЫЕ ШАГИ" РЕЗИНОК - student2.ru

Раз, vvvдва. vvvРаз, vvvvvдва. vvvvРаз, vvдва. vvРаз, vvvдва. vvvРаз, Quot;ПЕРВЫЕ ШАГИ" РЕЗИНОК - student2.ru

Два. ddРаз, ddдва. ddРаз. dddРаз. dddРаз. ddРаз. dddРаз. Раз. Раз.

Вертушки можно играть тремя способами. Первый - тот, который описан выше. Выполнение элемента Quot;ПЕРВЫЕ ШАГИ" РЕЗИНОК - student2.ru называлось закидыванием. В проиллюстрированном варианте закидывают спереди, что значит, ногу ставят впереди себя. Второй вариант - это закидывание сзади, т.е. надо ставить ногу сзади. Третий вариант - это исполнение этого движения без элемента Quot;ПЕРВЫЕ ШАГИ" РЕЗИНОК - student2.ru , т.е. после предыдущего элемента исполнять последующий, не прыгая внутрь резинок. Такое исполнение называется без серединок. Оно может реализовываться не только в Вертушках, а также в Трёшках.

Пиратики

Самой любимой нашей игрой были Пиратики. Иногда мы их называли Зеленодольскими, хотя играли в них не только в Зеленодольске. Игра была похожа на Северные, только тут было больше движений.

1. Двушки (раз-два);;

2. Трёшки (раз-два-три);

3. Вертушки (раньше их играли только в Северных, а позднее начали играть и здесь);;

4. Платочки;

5. Гробики;

6. Годики;

7. Перелётики (самые сложные).

Первые три движения играют точно так же, как и в Северных. В остальных движениях счёт такой же, как и в Северных (раз-два-три, раз-два, раз). Исключения составляют Двушки и Годики.

Я считаю, что не стоит описывать первые три движения, т.к. они описаны в Северных. Поэтому начнём с Платочков.

Платочки

Quot;ПЕРВЫЕ ШАГИ" РЕЗИНОК - student2.ru

ddРаз , л два, л три.Раз, gдва, шgтри. ппРаз, gпдва, п три.

Quot;ПЕРВЫЕ ШАГИ" РЕЗИНОК - student2.ru

ddddРаз , л два, л три. n Раз, gдва. пdРаз, gпдва. пdРаз, gпдва.

Quot;ПЕРВЫЕ ШАГИ" РЕЗИНОК - student2.ru

Раз , л два. n Раз. n Раз. n Раз. n Раз. n Раз.

Движение Платочки было очень сложно играть, поэтому вскоре придумали облегченный вариант, который мы называли зажимом. Отдельного термина зажим у нас не было, мы просто говорили играть с зажимом, под ним подразумевали такое положение ног и резинок, как в элементе Quot;ПЕРВЫЕ ШАГИ" РЕЗИНОК - student2.ru . Как всегда вторая пара могла всё испортить и не разрешить играть с зажимом. Обычно было так: если вторая пара может играть без зажимов, а первая нет, то вторая обязательно запретит играть с зажимами. А если же наоборот, то разрешат. Иногда разрешали играть так, как кто хочет. Это было самое приятное.

Платочки с зажимом

Quot;ПЕРВЫЕ ШАГИ" РЕЗИНОК - student2.ru

ddРаз , л два, л три.Раз, gдва, шgтри. ппРаз, gпдва, п три.

Quot;ПЕРВЫЕ ШАГИ" РЕЗИНОК - student2.ru

dddРаз , л два, л три. n Раз, gдва. пdРаз, gпдва. пdРаз, gпдва.

Quot;ПЕРВЫЕ ШАГИ" РЕЗИНОК - student2.ru

Раз , л два. n Раз. n Раз. n Раз. n Раз. n Раз.

Гробики

1 вариант

Quot;ПЕРВЫЕ ШАГИ" РЕЗИНОК - student2.ru

dddРаз , л два, л три.Раз, gдва, шgтри. ппРаз, gпдва, п три.

Quot;ПЕРВЫЕ ШАГИ" РЕЗИНОК - student2.ru

dddРаз , л два, л три. fn Раз, fgдва. пdРаз, gпдва. пdРаз, gпдва.

Quot;ПЕРВЫЕ ШАГИ" РЕЗИНОК - student2.ru

dРаз , л два. n Раз. n Раз. n Раз. nf Раз. n Раз.

2 вариант

Quot;ПЕРВЫЕ ШАГИ" РЕЗИНОК - student2.ru

ddРаз , л два, л три. n Раз, iiigдва, шgтри. ппРаз, gпдва, п три.

Quot;ПЕРВЫЕ ШАГИ" РЕЗИНОК - student2.ru

ddРаз , л два, л три. fn Раз, fgдва. пdРаз, gпдва. пddРаз, gпдва.

Quot;ПЕРВЫЕ ШАГИ" РЕЗИНОК - student2.ru

dРаз , л два. n Раз. nd Раз. nd Раз. nf Раз. n Раз.

Годики

Их играют столько раз, сколько лет игроку.

Quot;ПЕРВЫЕ ШАГИ" РЕЗИНОК - student2.ru

ddddРаз, dddдва и т.д.

Перелётики

Quot;ПЕРВЫЕ ШАГИ" РЕЗИНОК - student2.ru

ddРаз , л два, л три. n Раз, iiigдва, шgтри. ппРаз, gпдва, п три.

Quot;ПЕРВЫЕ ШАГИ" РЕЗИНОК - student2.ru

ddРаз , л два, л три. fn Раз, fgдва. пdРаз, g два. пРаз, gпдва.

Quot;ПЕРВЫЕ ШАГИ" РЕЗИНОК - student2.ru

Раз , л два. n Раз. nd Раз. nd Раз. nРаз. n Раз.

Десятки (Десяточки)

Десятки играют на Первых и Вторых. Всего было десять движений. Эти движения исполняются по убывающей линии. Сначала играются десятки, девятки, восьмёрки и т.д. Количество элементов в движении зависит от того, какое движение исполняется. Например, в десятках десять элементов, в девятках - девять.

Десятки

Quot;ПЕРВЫЕ ШАГИ" РЕЗИНОК - student2.ru

Раз, hдва, fffтри, четыре, пять, шесть, семь, восемь, девять, десять

Девятки

Quot;ПЕРВЫЕ ШАГИ" РЕЗИНОК - student2.ru dd

Раз, fhдва, fffтри, четыре, пять, шесть, семь, восемь, девять.

Восьмёрки

Quot;ПЕРВЫЕ ШАГИ" РЕЗИНОК - student2.ru

Раз, fuhдва, fffтри, четыре, пять, шесть, семь, восемь.

Семёрки

Quot;ПЕРВЫЕ ШАГИ" РЕЗИНОК - student2.ru

dРаз, fuhдва, fffтри, четыре, пять, шесть, семь.

Шестёрки

Quot;ПЕРВЫЕ ШАГИ" РЕЗИНОК - student2.ru

dggРаз, fuдва, fffтри, jjjчетыре, пять, шесть.

Пятёрки

Quot;ПЕРВЫЕ ШАГИ" РЕЗИНОК - student2.ru dgggggd

Раз, fggggguдва, fgggggggffтри, jgggggjjчетыре, ggggggпять.


Четвёрки

Quot;ПЕРВЫЕ ШАГИ" РЕЗИНОК - student2.ru dggggggggggd

Раз, jggggguдва, fgggggggffтри, jgggggjjчетыре.

Тройки

Quot;ПЕРВЫЕ ШАГИ" РЕЗИНОК - student2.ru
dgggggРаз, jgguдва, fggffтри.

Двойки

Quot;ПЕРВЫЕ ШАГИ" РЕЗИНОК - student2.ru

dgggggРаз, jggggdddddddddddddgu два.

Однёрки

Quot;ПЕРВЫЕ ШАГИ" РЕЗИНОК - student2.ru

dgvvvvvvvvvvvvvvvvvvggggРаз.

Французские

Эта игра очень интересна тем, что она, в отличие от других игр, состоит всего из одного длинного движения. Она не очень сложна, поэтому обычно играется на Четвертых, Пятых, иногда даже на Шестых. Каждый элемент этого движения сопровождается не одним слогом, как обычно, а целым словом.

Quot;ПЕРВЫЕ ШАГИ" РЕЗИНОК - student2.ru

Палка, палка, за круг, в круг, палка, палка, в круг, за круг.

Немецкие

Эта игра тоже состоит из одного длинного движения. Играется она на Первых, Вторых, Третьих. Такие игры, состоящие из одного длинного движения, стали появляться гораздо позднее, Пешеходов, Пиратиков, Северных. Основными, можно сказать традиционными играми, были Пешеходы, Пиратики, Десятки, а эти игры были как бы вспомогательным.

1-ый вариант:

Quot;ПЕРВЫЕ ШАГИ" РЕЗИНОК - student2.ru

Quot;ПЕРВЫЕ ШАГИ" РЕЗИНОК - student2.ru

2-ой вариант:

Quot;ПЕРВЫЕ ШАГИ" РЕЗИНОК - student2.ru

Quot;ПЕРВЫЕ ШАГИ" РЕЗИНОК - student2.ru

Старенькие

Старенькие

Quot;ПЕРВЫЕ ШАГИ" РЕЗИНОК - student2.ru

Ста - рень d-d киd -d е


Зацеп

Quot;ПЕРВЫЕ ШАГИ" РЕЗИНОК - student2.ru

fffffЗаd d цеп, ddза d-d цеп

Усложненный вариант:

Quot;ПЕРВЫЕ ШАГИ" РЕЗИНОК - student2.ru

fffЗаd d цеп, ddза d-d цеп

Годики

Quot;ПЕРВЫЕ ШАГИ" РЕЗИНОК - student2.ru


Усложненный вариант:

Quot;ПЕРВЫЕ ШАГИ" РЕЗИНОК - student2.ru

Тик-так

Quot;ПЕРВЫЕ ШАГИ" РЕЗИНОК - student2.ru

Тик d- dтак, ddТик d- так

Микки-Маус любит колбасу

Была ещё одна игра с помощью резинок. Она не называлась Резинками, а относилась к ним только из-за того, что резинки являлись инструментом этой игры. В ней тоже участвует не менее трёх человек и делятся на команды таким же способом, что и в резинках. Двое, стоя на расстоянии друг от друга, держат руками резинки и стараются перекрутить, запутать их, как можно сильнее. Использовать для этого можно и руки, и ноги, и все части тела. Другая пара говорит: «Микки-Маус любит колбасу - стоп!». После этих слов те, кто держат резинки, должны застыть. Другая пара должна перелезть на другую сторону, не касаясь резинок. Можно их перепрыгнуть, перелезть, переползти под ними и т.д., но нельзя обходить.

1Вспомогательные знаки для экономии места приводятся только в первом движении. В следующих движениях переход от элемента к элементу осуществляется таким же образом, если не стоят другие знаки.

quot;ПЕРВЫЕ ШАГИ" РЕЗИНОК

Неизвестно, где и когда возникла эта игра, но нам удалось запечатлеть первые этапы ее развития на нашей территории. В семидесятые годы в городе Зеленодольске игра в Резинки находилась на более примитивном уровне, вероятно, она только что появилась. Об этом мы узнали, поговорив с моей бывшей учительницей истории, Ириной Павловной Багаутдиновой, 1967 года рождения. Она нам рассказала, как она играла в Резинки в детстве (в ее начальных классах). Тогда игра не была так развита и имела другой вид, хотя имела много общего с современной игрой.

Первые воспоминания Ирины Павловны о Резинках связаны с первым классом, а потом уже играли почти все школьные годы класса до девятого.

В основном играли во дворах, т.к. самая активная пора для Резинок - это конец весны, все лето, начало осени. В школе тоже играли. Тогда, как и сейчас, технички отбирали резинки. Как вы видите, отношение к этой игре не может изменить даже время.

Если в наше время термин Резинки не так распространен и больше используется термин Ризики или Ризи, то в семидесятые годы использовали именно Резинки, а Ризи и Ризики начинали появляться уже позже.

Как сказала Ирина Павловна, "наша игра по сравнению с современной - "каменный век". Основных фигур было четыре: Подготовительные, Крестики, Нолики, Экзамены. Было три уровня по высоте и три по ширине. По высоте: Первые, Вторые, Третьи. Первыебыли на уровне щиколотки, Вторые - по середине икры, Третьи - по колено. В наше же время самый высокий уровень не по колено, а по шею, и даже может быть выше. Уровня, который мерился по середину икры, у нас вообще нет. Видимо, со временем, когда стали "покоряться новые высоты", этот уровень начали считать лишним.

По словам Ирины Павловны, эти уровни по высоте называли классами. Могли термин класс опускать, и говорить просто Первые, Вторые. Термины Первый класс и Первые были равноправны. Одни говорили так, другие иначе. Со временем термин класс пришел в негодность: дети начали стремиться к краткости терминов, и наше поколение даже и представления не имело, что когда-то уровни по высоте называли классами.

Как я уже упоминала, по ширине было тоже три уровня: нормальные, Широкие и Узкие. Нормальные - это положение ног на удобном расстоянии (впрочем нормальными их не называли, говорили просто уровень по высоте и первым делом играли при таком положении ног).Узкие, это уровень, в котором резинка держится на одной ноге. У нас же тот уровень, в котором резинка держится на одной ноге, называетсяЛапшой, а Узкими - уровень, в котором ноги сомкнуты. В Широких ноги расставляются, как можно шире. У нас этот уровень называетсяМатрасами или Диванами, и используется только в одной игре (Пешеходы).

Если игроки были разного роста, то выбирали среднего и мерили высоту резинок по нему.

Раньше босоножки застегивались на ремешки, и если резинка зацепится за застежку, то это за ошибку не считалось. Разрешалось заново перепрыгнуть.

Играли также и по парам и по одиночке. Структура пары была такой же: в паре два человека. Количество пар тоже совпадало с нашим: играло две или три пары. Палочки-выручалочки у них не было.

Видимо, ввиду того, что в игре было очень мало движений, после пропадания, игру надо было начинать с самого начала, с первого движения, с первого уровня. У нас же игра, можно сказать, стала безбрежным океаном, и начинать с начала просто не имело смысла, поэтому после пропадания начинали с того места, где пропали.

Правила тоже не отличались большим разнообразием. В семидесятые годы в Резинках присутствовала Жильда. По словам Ирины Павловны,Жильда - это, кто хитрит, обманывает, или жильдит. Со временем это понятие трансформировалось. У нас Жильдой считалась какая-то сверхъестественная сила, а того, кто жильдил, мы жильдой не называли.

Те игроки, к ногам которых прикреплялась резинка, не должны были дергать ногой в решающий момент, нельзя было под руку говорить, нельзя было, если пропал и никто не увидел, скрывать это.

Очень интересны воспоминания Ирины Павловны, связанные с Резинками в седьмом классе: "В седьмом классе игра уже приобрела некое ритуальное значение. Там уже играли не ради Резинок, а ради привлечения внимания, потому что я хорошо помню, что когда играли, то обязательно распускали волосы, а с распущенными волосами прыгать не самое приятное занятие. Одевались при этом как-то понаряднее. И уже не сами Резинки, а что на улице не просто гуляешь, бродишь с места на место, а вот скачешь, вроде привлекаешь внимание. А до этого сама игра имела смысл в первую очередь".

Игра очень изменилась с того времени. Тогда она только еще зарождалась. Остался только "скелет" и какие-то основные принципы. Изменилась структура, появились новые правила и много игр.

Наши рекомендации