Стиль руководства жизнедеятельностью воспитательной организации
Стиль руководства определяет меру «жесткости-мягкости» управления, а также объем и содержание функций, полномочий, прав, которые руководитель делегирует органам самоуправления, создаваемым в воспитательной организации и в составляющих ее первичных коллективах.
Стиль – характерная для руководителя система приемов и манера взаимодействия с воспитуемыми. Вариант А обычно реализуют те, кому присущ, автократический (самовластный) стиль руководства: руководитель осуществляет единоличное управление коллективом, членам которого не позволяется высказывать свои взгляды, критические замечания, проявлять инициативу, претендовать на участие в принятии решений; руководитель последовательно предъявляет требования к коллективу и осуществляет жесткий контроль за их выполнением.
В варианте Б реализуют авторитарный (властный) стиль, которому свойственны основные черты автократического. Но в этом случае руководимым позволяют участвовать в обсуждении проблем жизни коллектива, вопросов, их касающихся. Однако решение в конечном счете принимает руководитель в соответствии со своими планами и установками.
В варианте В реализуют демократический стиль: руководитель опирается на коллектив, стимулирует самодеятельность, самоуправление и самостоятельность его членов, которые настойчиво привлекаются к обсуждению проблем жизни коллектива и побуждаются делать определенный выбор решения. Но окончательно оно формулируется руководителем или должно быть им одобрено. Руководитель проявляет терпимость к критическим замечаниям, стремится вникнуть в проблемы, волнующие членов коллектива, понять их.
Вариант Г может быть реализован руководителями, которым свойственны демократический, эгалитарный и либеральный стили. От руководителя демократического стиля требуется наличие очень высокого уровня методического мастерства, благодаря которому он во многом имитирует вариант Г, на самом деле реализуя вариант В. Эгалитарный (равноправный) стиль предполагает, что руководитель и члены коллектива в равной мере участвуют в принятии решений по проблемам организации жизнедеятельности коллектива. Либеральный (свободный) стиль предполагает, что руководитель дает большую автономию членам коллектива, которые могут, принимая решения, лишь учитывать его мнение. Если же члены коллектива имеют даже большее, чем руководитель, влияние в принятии решений, то это значит, что ему присущ пермиссивный (допускающий) стиль руководства. Стиль руководства не только определяет, как организуется жизнедеятельность, но и накладывает отпечаток на всю систему взаимодействия руководителя с коллективом и между его членами. В частности, на то, как воспринимает руководитель тех, кем он руководит, и как воспринимают они его; как часты его конфликты с коллективом; на поле интеллектуально-морального напряжения коллектива. Стиль руководства во многом определяет то, как реализуется управление жизнедеятельностью воспитательной организации и составляющих ее коллективов, а также соотношение управления с самоуправлением и самоорганизацией. Самоуправление – решение вопросов жизнедеятельности организации и (или) первичных коллективов их членами в рамках полномочий, делегированных руководителями.
Эффективное самоуправление предполагает участие всех членов коллектива в выборе целей жизнедеятельности, в определении путей их достижения, в организации и осуществлении жизнедеятельности, а также в ее анализе и оценке, в результате чего между ними создаются отношения ответственной зависимости. Самоорганизация – самопроизвольно протекающие в человеческих общностях процессы регулирования, в основе которых лежат обычаи, традиции, особенности лидерства, нормы неформальных отношений, субкультурные особенности и др. социально-психологические феномены.