Интегративные показатели развития ребенка
Здоровье
Проявления в психическом развитии:
— преобладают уравновешенный эмоциональный тонус, радостное настроение в коллективе сверстников;
— интерес к окружающему проявляется в познавательной и физической активности, в потребности общения с окружающими.
— умеет выдержать недолгую отсрочку в удовлетворении желаний (подождать, потерпеть);
— умеет различать «можно» и «нельзя», адекватно реагировать на запрет (не кричать, не падать на пол, не стучать ногами, легко переключаться, быстро успокаиваться и др.).
Проявления в физическом развитии:
— владеет основными движениями (ходьба в разных направлениях, с перешагиванием через предметы (высотой 10 см), в различном темпе, бег в разных направлениях и к цели, непрерывный в течение 30—40 с; прыжки на месте и с продвижением вперед);
— воспроизводит простые движения по показу взрослого;
— охотно выполняет движения имитационного характера, участвует в несложных сюжетных подыгжных играх, организованных взрослым;
— получает удовольствие от процесса выполнения движений;
— о нормальном функционировании организма ребенка свидетельствуют глубокий сон и активное бодрствование, хороший аппетит, регулярный стул.
Предметно-орудийная деятельность:
— умеет действовать с предметами в соответствии с их социальным назначением (ест ложкой, пьет из чашки, пользуется туалетом, вытирает руки полотенцем, использует мыло, носовой платок и др.);
— самостоятельно находит и применяет орудия для достижения цели (использует другую игрушку, чтобы достать закатившийся мячик);
— способен к элементарному самообслуживанию (одевается самостоятельно, с помощью взрослого только застегивает пуговицы, завязывает шнурки, помогает взрослому убирать игрушки);
— стремится к самостоятельности, говорит и демонстрирует «Я сам!»;
— выполняя действия, называет себя не только по имени, но и использует местоимение «я».
Общение:
— осуществляет общение на основе использования речи;
— действия с предметами выполняет по словесному указанию взрослого («Пойдем гулять, будем одеваться» и др.);
— обращается к взрослому с просьбой о помощи (подходит к воспитателю, чтобы ему завязали шапку, развязали шарф, дали бумагу для рисования и др.);
— активно включается в парные игры со взрослым («Прятки», «Катание мяча» и др.).
Символико-моделирующиевиды деятельности
Сюжетно-отобразителъная игра:
— пока не принимает на себя роль, например, мамы, но может копировать ее действия, движения, слова (кормит куклу, укладывает ее спать и др.);
— используе* предметы-заместители (кормит куклу палочкой и др.). Изобразительная деятельность:
— рисует каракули как случайные метки, оставляемые на бумаге карандашом или красками в зависимости от движения руки, начинает давать им название;
— возникают простейшие изображения (домик в виде полукруга, квадратик — машина и др.).
Подражание:
— активно подражает сверстникам и взрослим;
— показывает действием неодушевленные предметы (как летит самолет, едет машина), изображает животных и др.
Речь
Пассивная (импрессивная):
— по инструкции взрослого узнает и правильно показывает предметы и их части на картинках, т.е. соотносит изображение и реальный предмет;
— выполняет инструкции взрослого («Подойди к столу», «Возьми мишку»);
— проявляет интерес к книгам, демонстрирует запоминание первых сказок путем включения в рассказ взрослого отдельных слов и действий («Курочка Ряба», «Колобок», «Теремок» и др.);
— эмоционально реагирует на песенки и потешки («Петушок, петушок», «Пошел котик на торжок» и др.).
Активная (экспрессивная):
— имеет достаточный активный словарь (называет предметы и их части, действия и качества предметов (машина — у машины колеса и руль, она едет, она красная));
— владеет грамматическими категориями разговорного языка, составляя предложения, изменяет слова по родам, числам и падежам;
— способен вступать в диалог со взрослыми и сверстниками (обращается с просьбой, привлекает внимание к своим действиям, задает вопросы «Кто?», «Что?» и ждет на них ответа).
Действияс предметами как основа познавательного развития:
— действия руки контролирует зрением;
— овладевает приемами раскатывания (колбаски), сплющивания (тарелочки, блины), круговыми движениями (яблочки, шарики, конфеты), используя глину, пластилин;
— вкладывает плоскостные и объемные фигуры в отверстия соответствующих форм (доски Сегена, «стаканчики», «волшебный сундучок» и др.);
— группирует предметы по цвету (основные), величине (контрастной), форме (шар, куб, призма, цилиндр);
— умеет расположить предметы в порядке увеличения и уменьшения (большой — поменьше — маленький);
— выполняет несложное конструирование из кубиков (строит башенку, поезд, скамеечку, кроватку, диванчик и т.д.) и включает их в игру.
Эмоциональные проявления:
— эмоционально отзывчив, чувствителен к отношению взрослых к себе, нуждается в эмоциональной поддержке («Молодец», «Ты очень хороший мальчик», «Умница» и т.д.);
— проявляет любовь и нежность к близким людям;
— реагирует на музыку, с удовольствием двигается под музыку и слушает простые произведения;
— появляется представление об опасности (не подходит близко к глубокой яме, осторожно приближается к собаке, держится за перила или стенку, спускаясь с лестницы).