Задания на моделирование
—Загни углы у квадрата. Что получилось? (Восьмиугольник.)
—Поставь шесть точек, только не на одной линии. Соедини их. Что получилось? (Шестиугольник.)
—Начерти горизонтальный отрезок в 3 клетки. От его концов отступи 3 клетки вниз, поставь 2 точки. Соедини их между собой и с концами отрезка. Что получилось? (Квадрат.)
—Сложи из палочек квадрат. Сложи из семи палочек 2 квадрата. Сделай на парте треугольник с помощью одной палочки.
Замечание: можно познакомить детей с некоторыми геометрическими понятиями:
Вершина — это тонка, в которой соединяются стороны.
Стороны образуют границу фигуры.
Граница вместе с внутренней областью образует саму фигуру.
Эти знания надо давать детям ненавязчиво, доступно, в процессе практической деятельности:
— Покажи углы, стороны, вершины.
— Обведи квадрат.
— Заштрихуй внутреннюю область фигуры.
Методика формирования умения определять форму окружающих предметов (задача 5)
Работа ведется на протяжении всего времени обучения. Важно на каждом этапе правильно выбирать предметы для рассматривания, учитывая уровень развития детей.
Рекомендуемая последовательность выбора наглядности при определении объемной формы:
1) предметы с ярко выраженной цельной формой;
2) предметы примерно похожие на ту или иную фигуру;
3) части предметов;
4) изображения объемных предметов на рисунках;
5) задания по представлению (без наглядности).
Задание студентам:
По каждому этапу предложите конкретные предметы для рассматривания с детьми и определения объемной формы.
Последовательность усложнения наглядного материала для определения плоской формы та же, но требует тщательного подбора других предметов.
Задание студентам:
По каждому этапу предложите конкретные предметы для рассматривания с детьми и определения плоской формы.
Этапы усложнения наглядного материала | Круг | Квадрат | Треугольник | Прямоугольник | Овал |
1. Натуральные предметы с ярко выраженной плоской формой | Пуговица, монета, блин,... | Платок, салфетка, ... | Косынка,... | Конверт, шарф,... | Зеркало, поднос,... |
2.Предметы,приблизительно похожие на ту или иную геометрическую фигуру | Тарелка,... | Окно,... | Дорожный знак, кусок сыра, песочница, ... | Книга, дверь,... | Селедочница, ... |
3. Изображения объемных предметов на картинках. | Мяч, апельсин, ... | Телевизор, | Гора,... | Аквариум, шкаф,... | Яйцо,... |
4. Предметы, которые, требуют анализа | Колесо машины, ... | Кабина машины, стена дома,... | Колпак Бу-ратино, крыша дома,... | Кузов машины, стена дома,... | Глаза человека, ... |
5. Задания по представлению | «Назови предметы формы круга (круглые предметы)» и т. п. |