ТЕМА 4. Педагогические основы развития речи дошкольников.
Лекция (2 часа)
Экспресс-опрос
-перечислите виды речевой деятельности, дайте определение одному из них
- назовите ступени речевых действий
- перечислите факторы развития речи
Речь как важнейший фактор становления личности ребенка. Цель и задачи педагогической деятельности по развитию речи детей в детском саду.
Методы и приемы работы по развитию речи детей в детском саду. Классификация методов. Средства осуществления программы речевого развития, их характеристика. Принципы моделирования и оптимизации педагогического процесса по развитию речи в детском саду.
Вопросы к практическим занятиям (6 часов):
Современные дошкольные образовательные программы о развитии речи дошкольников. Сравнительный анализ работы по развитию речи в различных программах: «Детство», «Развитие», «Радуга» и др.
План практических занятий 4, 5:
Экспресс-опрос
- назовите задачи развития речи дошкольников
- дайте характеристику одному методическому принципу развития речи дошкольников
- что такое метод развития речи?
Экспресс-опрос
- перечислите известные вам приемы развития речи дошкольников, дайте характреистику одному из них
- перечислите методические принципы развития речи дошкольников
- назовите цель развития речи дошкольников
1. Задачи развития речи детей в детском саду.
2. Научные основы программы развития речи в детском саду.
3. Характеристика и сопоставительный анализ материала по развитию речи детей в каждой возрастной группе:
а) задачи речевого развития с учетом физиологических и психологических особенностей детей данного возраста;
б) перечень основных знаний общественно-бытового характера;
в) словарь для обозначения признаков: цвета, величины, формы, пространства, времени, количества, социальных явлений;
г) степень овладения звуковой культурой речи (речевое дыхание, речевой слух, фонематический слух, правильное звуко-, словопроизношение, непроизвольная и произвольная выразительность речи);
д) задачи по овладению грамматическим строем речи;
е) перечень умений и знаний в области художественной литературы.
Задания к семинару:ознакомиться с современными программами ДОУ: проанализировать разделы по развитию речи детей.
Методические указания
Отвечая на первый вопрос, укажите, какое значение имеет работа по развитию речи дошкольников в детском саду. Перечислите ее основные задачи, подробно раскройте содержание и дайте научное обоснование каждой из них.
При освещении данной темы необходимо проанализировать как, в какой мере решаются задачи по речевому развитию ребенка, сформулированные в методике, в каких разделах программы прослеживается работа по развитию речи, каким образом она структурирована в программе, подробно охарактеризовать каждое средство осуществления программ развития речи детей и показать, каким образом сочетаются эти средства в различных программах воспитания и обучения в детском саду ("Развитие", "Радуга", "Детство", типовая). Указать общие и отличительные черты комплексных программ, достоинства и недостатки каждой программы, сделать обоснованный выбор.
Рекомендуемая литература:
1. «Детство»: Программа развития и воспитания детей в детском саду/Под ред. Т.И.Бабаевой. СПб, 1995.
2. «Истоки»: Базисная программа развития ребенка-дошкольника: Концепция. Москва, 1995.
3. Программа «Из детства в отрочество»
4. Программа «Развитие» /Сост. Л.А.Венгер. М., 1994.
5. Программа воспитания и обучения в детском саду /под ред. М. А. Васильевой. М., 1985.
6. Радуга: Программа и руководство для воспитателей ... М., 1993.
План практического занятия 6.
Экспресс-опрос
- назовите современные программы ДОУ
- дайте характеристику любой программе ДОУ (разделу по развитию речи)
- дайте критическую оценку любой программе ДОУ
1. Общие понятия о методах и приемах развития речи детей.
2. Характеристика наглядных методов.
3. Характеристика словесных методов.
4. Характеристика практических методов.
Задания к семинару:подготовить сообщение по одному из вопросов плана.
Методические указания:
Следует помнить, что существует несколько классификаций методов обучения. Рассмотрите, например, классификацию методов, предложенную Логиновой В.И., Саморуковой П.Г. в учебнике «Дошкольная педагогика».
Покажите необходимость использования наглядных, словесных и практических методов в развитии речи детей. Рассмотрите зависимость выбора методов от конкретных задач и содержания развития детей и от особенностей возраста.
Рассмотрите виды наглядности, покажите, каким образом решаются различные речевые и познавательные задачи при использовании наглядности.
Помните, что словесные методы наиболее эффективны во взаимосвязи с наглядными и практическими. Укажите требования к словесным методам.
Познакомьтесь со вступительной статьей Л.А.Венгера к книге «Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста». Рассмотрите игровые методы применительно к содержанию методики развития речи детей.
Рекомендуемая литература:
1. Бородич А.М. Методика развития речи детей. М., 1981.
2. Дошкольная педагогика / Под ред. В.И.Логиновой. Ч.2., М., 1988.
3. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста/ Сост. Л.А.Венгер, О.М.Дьяченко. М., 1989.
ТЕМА 5. Теории и технологии воспитания у детей звуковой культуры речи.
Лекция (4 часа)
Экспресс-опрос
-что такое наглядные методы развития речи?
- укажите требования к словесным методам
- назовите виды наглядности
Экспресс-опрос
- перечислите игровые методы развития речи
- что такое практические методы развития речи?
- перечислите словесные методы развития речи, дайте характеристику одному из них
Понятие звуковой культуры речи. Особенности усвоения детьми дошкольного возраста звукопроизношения, словопроизношения, общеречевых навыков и выразительности речи.
Задачи работы по воспитанию звуковой культуры речи. Комплексный подход к решению задач по воспитанию звуковой культуры речи. Содержание, структура и методика занятий по формированию звукопроизношения в разных возрастных группах. Индивидуальная работа с детьми по воспитанию звуковой культуры речи.
Вопросы к практическим занятиям (6 часов):
Игры и упражнения со звуками. Упражнения на развитие дыхания, речевого слуха, артикуляционного аппарата. Анализ разработанных студентами конспектов занятий по обучению звукопроизношению.
План практического занятия 7, 8, 9:
Экспресс-опрос
- что такое звуковая культура речи?
- перечислите задачи работы по воспитанию звуковой культуры речи
- назовите разделы звуковой культуры речи
Экспресс-опрос
- что такое дикция?
- какое значение для развития речи ребенка имеет воспитание звуковой культуры речи?
- назовите этапы обучения правильному звукопроизношению
Экспресс-опрос
- дайте характеристику структуре занятия по выработке четкого произношения звука
- что такое выразительность речи?
- какие игровые приемы используются на занятиях по развитию звуковой культуры речи?
1. Понятие «звуковая культура речи». Значение звуковой культуры речи для речевого общения и личностного развития дошкольника.
2. Значение и методика работы по формированию и совершенствованию артикуляционного аппарата детей в разных возрастных группах:
а) работа по формированию и совершенствованию речевого дыхания, физиологический аспект в организации данной работы;
б) работа по совершенствованию речевого слуха;
в) работа по формированию слухового внимания;
г) работа по формированию и совершенствованию фонематического слуха;
д) работа над интонационной выразительностью детской речи.
3. Проявление основных дидактических принципов в организации занятий по звуковой культуре речи. Комплексный подход в формировании звуковой культуры речи.
4. Работа с родителями по распространению педагогических знаний о формировании звуковой культуры речи у дошкольников.
5. Диагностика уровня звуковой культуры дошкольника.
Задания к семинарам:
1) Вспомнить особенности освоения детьми звукового строя речи.
2) Подготовить сообщение по одному из пунктов плана.
3) Подобрать комплекс игр и игровых упражнений по воспитанию звуковой культуры у детей (по возрастным группам).
Методические указания
Раскройте последовательность работы по формированию правильного звукопроизношения (развитие речевого слуха и подвижности речедвигательного аппарата детей; работа над речевым дыханием, темпом, ритмом, силой голоса; становление и закрепление звуков). Уточните, с каких звуков следует начинать работу с детьми, на что опирается последовательность работы над звуками, установленная Фомичевой М.Ф., Максаковым A.M.
Важно охарактеризовать систему работы по формированию правильного произношения с учетом возраста детей. Особое внимание следует обратить на то, как происходит усложнение заданий от группы к группе. Отметьте роль занятий в воспитании звуковой культуры речи, опишите их структуру и покажите, какой должна быть зависимость материала от возраста детей. Затем перечислите основные приемы воспитания звуковой культуры речи. Установите, какие игры используются в решении задач воспитания произносительной стороны речи, речевого слуха, фонематического восприятия, как реализуются эти задачи в различных видах деятельности детей и в индивидуальной работе.
Назовите принципы обследования речи детей. Покажите, как они реализуются при обследовании состояния звукопроизношения. Расскажите, как в целом исследуется произношение звуков речи у ребенка: какой материал подбирается для обследования, в какой последовательности проводится обследование, каково содержание и методика составления речевой характеристики. Уточните, почему составление речевой характеристики на каждого ребенка является начальным моментом работы по формированию правильного произношения
Рекомендуемая литература:
1. Генинг М. Г., Герман Н. А. Воспитание у дошкольника правильной речи. Чебоксары, 1976 г.
2. Максаков А.И. Правильно ли говорит ваш ребенок. — М., 1988.
3. Максаков А.И., Туманова Г.А. Учите играя (игры и упражнения со звучащими словами). М., 1983.
4. Максаков А.И., Фомичева М.Ф. Звуковая культура речи // Развитие речи детей дошкольного возраста / Под ред. Ф.А. Сохина М 1984.
5. Обучение дошкольников грамоте: Спецкурс / Л. Е. Жу-рова, И. С. Варенцова, И. В. Дурова и др. М., 1994.
6. Селиверстов В.И. Речевые игры с детьми. — М., 1994.
7. Фомичева М.ф. Воспитание у детей правильного произношения.М.,1989.
8. Швайко Г.С. Игры и игровые упражнения для развития речи. М., 1988.