Задачи указывают пути достижения цели

Они бывают разными. Договорились, что в программах нашего Центра все задачи будут объединены по следующим группам: ОБУЧАЮЩИЕ, РАЗВИВАЮЩИЕ, ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ. Задачи, не входящие ни в одну из этих групп не показываются, либо переформулируются таким образом, чтобы их можно было включить в один из класс триады.

ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ПО СВОЕМУ СОДЕРЖАНИЮ – МНОГОУРОВНЕВОЕ. В НЁМ ВЫДЕЛЯЮТ ДОСУГОВЫЙ, РЕПРОДУКТИВНЫЙ, ЭВРИСТИЧЕСКИЙ И КРЕАТИВНЫЙ УРОВНИ.

Цели и задачи дополнительных образовательных программ по одному предмету (предметной области) будут различны для различных уровней дополнительного образования, как будут различны и ожидаемые результаты реализации этих программ.

Примеры.

ДЛЯ НАЧАЛЬНОГО (ДОСУГОВОГО) УРОВНЯ

Начальный уровень содержания дополнительного образования – ДОСУГОВЫЙ. Ребенок приходит в УДОД провести свое свободное время. Основная педагогическая задача на этом этапе – сформировать мотивацию у детей, чтобы они заинтересовались чем-нибудь и выбрали объединение, где этот интерес можно было бы развить и удовлетворить. Дополнительные образовательные программы для этой категории обучающихся относятся к ПЕРВОМУ образовательно-развивающему (общеразвивающему, ознакомительному) уровню программного обеспечения.

Цель программы первого уровня на примере программы по бисероплетению:

Формирование устойчивой мотивации у детей на занятие бисероплетением, заложение базовых знаний и умений, составляющих содержание предметной области, развитие начальных навыков анализа и переработки значимой для деятельности информации, воспитание качеств личности, необходимых для успешного позиционирования обучающимся себя в коллективе единомышленников и за его пределами.

Примерные задачи, характерные для первого уровня

ОБУЧАЮЩИЕ:
Познакомить с основными понятиями, терминами и определениями в предметной области. Научить первоначальным знаниям передачи, поиска, преобразования и хранения информации. Научить наблюдать и сопоставлять объекты и явления окружающего мира. Научить решать творческие задачи на уровне начального конструирования, комбинирования и импровизации. И др.
РАЗВИВАЮЩИЕ:
Развить любознательность, наблюдательность, память, пространственные представления. Развить коммуникативные навыки психологической совместимости и адаптации в коллективе/учебной группе. Развить интерес к творческой деятельности. Развить стремление к самопознанию и самоопределению. И др.
ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ:
Воспитать уважительное отношение к истории и культуре как к источнику жизненного опыта. Воспитать чувство коллективизма. Воспитать самооценку собственного «Я» в среде. Воспитать потребность в самообразовании и творческой реализации. И др.

ДЛЯ ВТОРОГО (РЕПРОДУКТИВНОГО) УРОВНЯ

На втором уровне – РЕПРОДУКТИВНОМ, когда ребенок уже проявил интерес к определенному виду деятельности, к определенному педагогу или какому-то детскому коллективу, он начинает посещать регулярные занятия в УДОД. Ребенок на этом уровне потребляет информацию, которая может стать личным знанием, осваивает опыт деятельности. Дополнительные образовательные программы для этой категории обучающихся относятся ко ВТОРОМУ образовательно-развивающему уровню (уровню творческой ориентации) программного обеспечения.

Цель программы второго уровня на примере программы по бисероплетению:

Формирование у обучающихся устойчивого интереса к бисероплетению и первоначального опыта достижения творческого результата; расширение знаний, развитие первоначальных технологических навыков и качеств личности, необходимых для дальнейшего самоопределения в предметной области.

Наши рекомендации