Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов
Формы самостоятельного изучении курса «Педагогика-2» могут быть разнообразными: аннотирование, рецензирование, конспектирование, реферирование, написание докладов, рефератов, эссе; подбор методического материала, рекомендаций, памяток, заданий на саморазвитие и самопознание., составление библиографического списка (по отдельным разделам, темам), решение педагогических задач, составление структурно-логических схем, подготовка презентаций, выполнение творческого задания и т.д.
Таблица 3
№ п/п | Темы | Содержание заданий, выносимых на СРС | Кол-во часов, отводимых на выполнение заданий | Учебно- методическое обеспечение | |
Педагогика в системе гуманитарных знаний и наук о человеке | Оформить глоссарий по основным понятиям предмета. | Глоссарий конспект журнальной статьи по теме | |||
Методология педагогической науки и деятельности | Работа с дополнительной литературой. Продолжение работы над глоссарием. | конспект журнальной статьи по теме | |||
Научное исследование в педагогике, его основные характеристики | Работа с дополнительной литературой. Продолжение работы над глоссарием. | конспект журнальной статьи по теме | |||
Вариативность и инновации в образовании | ü Составить перечень и дать характеристику современным инновационным технологиям в школьном образовании. ü Подготовить сообщение о внедрении инновационных технологий в школах г. Армавира и по месту жительства студентов. ü Реферат по теме занятия (см. список тематики рефератов). ü Работа с дополнительной литературой. Продолжение работы над глоссарием. | конспект презентация реферат конспект журнальной статьи по теме | |||
Методы научно-педагогического исследования | ü Законспектировать статью (главу учебного пособия) о методах исследования и провести сравнительный анализ 2-3 источников. ü В схематической форме отразите классификацию методов научно-педагогического исследования, применяемых при написании курсовых и выпускных квалификационных работ. ü Представить перечень форм научно-исследовательской работы учителя. | конспект журнальной статьи по теме таблица конспект | |||
Возрастосообразность педагогического процесса | ü Законспектировать статью (главу учебного пособия) по теме и провести сравнительный анализ 2-3 источников. ü Концепция развития личности Д.Б. Эльконина позволяет соотносить этапы жизни ребенка с ведущими видами деятельности на каждом из следующих этапов жизни ребенка: в младенчестве, в раннем возрасте, в дошкольном возрасте, в младшем школьном возрасте, в отрочестве. Соотнесите указанные периоды развития ребенка с соответствующим видом ведущей деятельности ребенка (в таблице). | конспект журнальной статьи по теме таблица | |||
Теория обучения как составная часть педагогики | Подготовить сообщения о практике реализации современных дидактических концепций (подготовить презентацию). | Глоссарий конспект журнальной статьи по теме | |||
Педагогический процесс как система | Работа с дополнительной литературой. Продолжение работы над глоссарием. | конспект | |||
Сущность процесса обучения, его задачи и внутренняя структура | Подготовить сообщения на тему «Обучение как сотворчество учителя и ученика – опыт, проблемы, перспективы» (подготовить презентацию). | Конспект | |||
Содержание образования на разных ступенях обучения | Работа с дополнительной литературой. Продолжение работы над глоссарием. | конспект | |||
Методы и средства обучения | Работа с дополнительной литературой. Продолжение работы над глоссарием. | конспект | |||
Государственный образовательный стандарт | Работа с дополнительной литературой. Продолжение работы над глоссарием. | конспект | |||
Закономерности и принципы обучения | ü Посетить урок и определить какие принципы обучения и почему положены в его основу. ü Законспектировать статью (главу учебного пособия) по теме и провести сравнительный анализ 2-3 источников. ü Провести сравнительный анализ различных классификаций закономерностей и принципов обучения. | Конспект конспект журнальной статьи по теме | |||
Сущность образовательного процесса | Сформулировать и раскрыть задачи модернизации образовательного процесса. | Конспект | |||
Современные модели организации обучения | ü Посетить урок, определить к какой модели обучения он относится и почему. ü Подготовить презентации, иллюстрирующие теоретические вопросы темы. | Конспектирование первоисточников, написание реферата, составление презентаций работа на лекции, подготовка к практическим занятия | |||
Многообразие образовательных программ | ü Провести сравнительный анализ нескольких образовательных программ. ü Каждый человек отмечен искрой Божьей? Почему в ходе организации обучения эта искра у многих талантливых детей пропадает? ü Подготовить сообщения об авторских школах. ü Составить современную классификацию моделей обучения. | Таблица Сочинение-рассуждение Презентация Таблица | |||
Характеристика преподавания как деятельности | ü Посетить урок и составить его протокол с записью видов деятельности учителя и учеников, проанализировать урок. ü Конспект статьи из учительской газеты или журнала по педагогике о современных моделях организации обучения. ü Реферат по теме занятия (см. список тематики рефератов). | Протокол урока и его анализ Конспект Реферат | |||
Учитель, структура его деятельности и профессиональный рост | ü Анализ должностной инструкции учителя. ü Изучить основные статьи ЗАКОНА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ "Об образовании". ü В ходе педагогической практики изучите систему контроля обучения в одном из школьных классов. Выявите педагогические проблемы и предложите свои решения. | Конспектирование первоисточников, написание реферата, составление презентаций работа на лекции, подготовка к практическим занятия | |||
Методы обучения | ü Написать реферат о проблемах школьной оценки, используя книгу Гузеева В.В. Образовательная технология: от приёма до философии. М., 1995 и книгу Симонова В.П. Педагогический менеджмент. М.,1997. Гл.5. ü Сделать подборку педагогических задач по специальности. | Написание эссе, реферата, составление презентаций работа на лекции | |||
Урок в современной школе | Изучив статью Пейла Дж., Чошанова М. Учебные портфолио-новая форма контроля и оценки достижений учащихся // Директор школы, 2000, с.75-82. составьте собственный учебный портфолио, систематически пополняйте его. | Портфолио | |||
Образовательные технологии | Работа с дополнительной литературой. Продолжение работы над глоссарием. | Глоссарий конспект журнальной статьи по теме | |||
Виды педагогических технологий | ü Проанализировать различные точки зрения на понятие «педагогические технологии». ü Сделать качественно-сопоставительный анализ различных классификаций педагогических технологий. | Конспектирование первоисточников, написание реферата, составление презентаций работа на лекции, подготовка к практическим занятия | |||
Новые информационные технологии в образовании | ü Работа с электронным учебником. ü Подготовить презентации по теме. | Презентация | |||
Технологии осуществления учебно-воспитательного процесса | ü Решение педагогических задач. ü Составление игры («Контакт с классом», «Ложь или правда», «Найди ошибки в воспитании», «Невербальное общение» и т.п.), тренинга («Конструируем КТД», «Словарь воспитателя» и др.). ü Подготовить презентации по теме. ü Подобрать материал о рейтинге, используя статьи журнала «Педагогические технологии» за последние десять лет. | Конспект Презентация конспект журнальной статьи по теме | |||
Проектирование и решение педагогических задач | ü Составьте перечень глаголов, описывающих цели репродуктивного, творческого, личностно ориентированного типов обучения. ü Посетите уроки в рамках НПП одного из опытных учителей и изучите его опыт с точки зрения его технологичности. | Конспект Анализ урока | |||
Продуктивные, репродуктивные, эвристические и алгоритмические педагогические технологии | ü Напишите реферат о сущности педагогической эвристики. ü Разработайте задания по своему предмету, используя технику «послушать-сговориться-обсудить!». ü Напишете эссе (очерк) об одной наиболее острой и актуальной проблеме, связанной с педагогическими технологиями. | Реферат Конспект Эссе | |||
ИТОГО |
В течение семестра выполняются индивидуальные задания. Студенты, не выполнившие в полном объеме данные задания, не допускаются кафедрой к сдаче экзамена, как не выполнившие график учебного процесса.