Тема. СЛОВА, МНОГООБРАЗИЕ СЛОВ, ГРАФИЧЕСКИЕ НАВЫКИ

Программное содержание:

* Учить понимать и правильно употреблять термин «слово» * Познакомить с многобразием слов и учить внимательно слушать текст стихотворения, подбирать слова не просто близкие по звучанию, но и подходящие по смыслу * Закреплять навыки правильного произношения * Стимулировать зрительно-поисковую активность * Формировать избирательность зрительного восприятия • Развивать графические навыки — рисование коротких отрыви­стых линий

* Формировать умение понимать поставленную задачу и выпол­нять ее самостоятельно * Формировать навык самоконтроля и самооценки

1. Игра «ПОДСКАЖИ СЛОВЕЧКО»

Прочитайте детям стихотворение Е.Серовой:

Гладко, плавно лился стих, Чтобы снова в добрый путь

Вдруг споткнулся и притих, Стих потек, как речка,

Ждет он и вздыхает: Помоги ему чуть-чуть,

Слова не хватает! Подскажи словечко.

Предложите детям подсказать подходящее по смыслу слово в конце каждого двустишия.

Я сегодня утром рано Уронили мишку на пол,

Умывался из под ....(крана) Оторвали мишке .... (лапу)

Зайку бросила хозяйка,

Под дождем остался ....(зайка)

Обратите внимание детей на то, что они подсказали много слов и все они звучат по-разному.

2. Игра «НАЙДИ И ОБВЕДИ»(лист 1, рисунок 1)*
Задания детям:

Подсказать слово, найти названных животных на картинке и обвести их.

Часто к озеру напиться Уронила белка шишку,

Ходит рыжая__ (лисица). Шишка стукнула

...(зайчишку).

Рады мальчики и девочки, Рады зайчики и ...(белочки).

3. Физкультминутка

Игра с мячом «НАЗОВИ СКОРЕЕ»

Описание игры:

Дети стоят по кругу. Педагог бросает мяч ребенку и просит вы­полнить одно из перечисленных ниже заданий; ребенок, выпол­нив задание, бросает мяч педагогу.

Задания детям:

* Назови, какие ты знаешь игрушки? -Мяч, пирамидка, мишка, зайка, неваляшка, матрешка, кубики.

* Назови фрукты - яблоко, груша, апельсин.

* Назови овощи - капуста, помидор, картошка, огурец.

* Назови домашних животных—кошка, собака, корова, лошадь.

* Назови диких животных — заяц, волк, медведь, белка.

(И так далее с различными вариантами по вашему усмотрению.) Обратите внимание детей на то, что они назвали много слов, и все они звучат по-разному и обозначают разные предметы.

4. Дорисуй картинку(лист 1, рисунок 2)
Задания детям:

* Рассмотреть рисунок, назвать тех, кто моется под душем.
(Лягушка, мышка, поросенок.)

* Отгадать загадку:

Этот дождик не простой,

Дождик теплый и густой.

Он без туч, без облаков

Целый день идти готов. (Душ)

Тема. СЛОВА, МНОГООБРАЗИЕ СЛОВ, ГРАФИЧЕСКИЕ НАВЫКИ - student2.ru * См. тетрадь для выполнения заданий «От слова к звуку».Занятие № 1

Скажите, что в кабинках у мышки и поросенка не льется вода, и предложите детям нарисовать «дождик», как показано на рисунке.

5. Самоконтроль и самооценка выполненной работы

Для самоконтроля и самооценки можно использовать две фор­мы: по словесной инструкции или по образцу.

Самоконтроль по словесной инструкции

Спросите детей, все ли обвели лису, зайку, белку? (Если да, то задание выполнено правильно.)

Спросите, во всех ли кабинках льется вода из душа? (Если да, то задание выполнено правильно.)

Если все задания выполнены правильно, предложите нарисо­вать внизу зеленый кружок, если частично - желтый, если много ошибок - красный.

(Эти цвета символизируют светофор:

зеленый - все в порядке, можно переходить к следующей стра­ничке;

желтый - надо поработать над небольшим количеством ошибок;

красный - ребенок плохо усвоил материал занятия и прежде, чем перейти к следующей страничке, надо еще поработать над эти­ми заданиями.)

Самоконтроль по образцу

Детям предъявляется лист с правильно выполненным задани­ем, и дети соотносят свою работу с образцом.

Желательно чередовать виды самоконтроля, развивая у детей как зрительное, так и слуховое восприятие.

6. Дополнительный материал для работы вне занятий

(слова, многообразие слов)

Игра «ЧТО ДЕЛАЕТ КОШКА? ЧТОДЕЛАЕТ СОБАКА?»

Тумакова Г.А. Кто что делает? // Ознакомление дошкольни­ков со звучащим словом. -М.: «Просвещение», 1991.)

Материал к игре: кошка и собака (игрушки), можно использо­вать иллюстрации.

Сначала спросите детей, какая кошка? (Серенькая, пушистая, маленькая.) Какая собака? (Белая, мохнатая, большая.)

Обратите внимание на звучание слов, пусть дети повторяют эти слова несколько раз. Уточните разное произношение этих слов.

Педагог. Что делает кошка, когда видит мышку? (Можно по­казать иллюстрацию.)

Дети. Крадется, бежит, ловит, подкрадывается.

Педагог. Что делает кошка, когда видит нитку с бантиком?

Дети. Бегает, играет, подпрыгивает, хватает, тащит, радуется.

Педагог. А что еще умеет делать кошка?

Дети. Мяукать, лакать, царапаться.

Педагог. Что делает собачка, когда видит кошку?

Дети. Ловит, бежит, лает, хочет поймать, укусить.

Предложите детям еще раз повторить слова о кошке, собачке, вслушаться в звучание этих слов.

Игра «ЧУДЕСНЫЙ МЕШОЧЕК»

В мешочке лежат разнообразные предметы, которые можно уз­нать на ощупь (мяч, шарик, ложка, грибок, маленькая машина, ма­трешка, пирамидка).

Детям предлагается на ощупь не только определить, что это за предмет, но и сказать, из чего этот предмет сделан.

Задания детям:

* Мяч из резины, какой это мяч? (Резиновый.)

* Матрешка из дерева, какая это матрешка? (Деревянная.)

* Собачка из меха, какая это собачка? (Меховая.)

НА ПРОГУЛКЕ

Предложите детям посмотреть на деревья и сказать, какие они? (Высокие и низкие.) Какие стволы у деревьев? (Тонкие и тол­стые.) Какого цвета листья на деревьях? (Зеленые, красные, оран­жевые, разноцветные.)

Повторяя вместе с детьми слова, фиксируйте их внимание на разнообразие звучания каждого слова.

Занятие№2

Наши рекомендации